Более семисот лет назад на южной окраине современного Саратова располагался золотоордынский город Укек. В 2010 году экспедиция Саратовского областного музея краеведения под руководством Дмитрия Александровича Кубанкина начала проводить раскопки. Археологи установили, что в Укеке существовала крупная христианская община, которая сформировалась практически с момента основания города и продолжала существовать после принятия большей частью населения в XIV веке ислама. Результаты этих раскопок легли в основу выставки «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое», открывшейся в краеведческом музее.
Современный поселок Увек — это частная жилая застройка, поэтому, чтобы начать здесь раскопки, исследователям приходилось договариваться с хозяевами домов — копать на своем участке разрешали не все. Масштабные исследования продолжались четыре года, к археологам подключались антропологи, археозоологи, керамисты.
— Культурный слой, который сформировался с момента появления человека на этой территории, достигает четырех метров, — рассказывает археолог Анна Кашникова. — Но так как поселок холмистый, то и слой в разных местах разный — где-то достаточно было снять всего сорок сантиметров. В этом районе прямо на поверхности находили средневековую керамику, поэтому и было решено исследовать эту территорию. Владельцы участков поначалу скептически относились к тому, что здесь можно что-то найти, а потом прониклись, приходили рассматривать наши артефакты.
Первой находкой стал фрагмент каменного блока со сценой терзания льва грифоном. Он был обнаружен в процессе подготовки территории к разметке будущего раскопа — в груде строительного мусора, среди битого современного и средневекового кирпича. По мнению исследователей, блок относился к средневековому храму, а после его разрушения использовался вторично для строительства более позднего здания. В средневековом церковном искусстве грифон — распространенный персонаж.
— Мы также обнаружили фундамент очень крупного сооружения, — продолжает Анна Леонидовна. — В средневековом городе ХIII века крупное сооружение внутри городской черты — это либо религиозное, либо административное здание. Если бы оно было за пределами, можно было бы предположить, что это богатая усадьба. Огромное количество фресок указывает нам на то, что это было культовое сооружение. К сожалению, до нас дошли только фрагменты фресок, и мы не можем сложить из них полноценную картину. Здание имело черепичную кровлю — нам известны средневековые храмы, крытые черепицей. Еще мы нашли удивительный каменный блок с рельефным изображением креста. Все эти находки указывают нам на то, что, скорее всего, это был христианский храм.
Церковь, украшенная декоративной резьбой, была построена в 1280‑х годах. К ней примыкала пристройка с подвальным помещением, деревянные стены которого укреплялись вкопанными в землю столбами. Там хранились многочисленные припасы: вино, зерно, специи и ткани. В качестве тары использовались амфоры, корчаги, лари, ведра. Там же найдены украшения, монеты, посуда из Сирии или Египта и многое другое. Здание было уничтожено пожаром на рубеже XIII–XIV веков.
Обгоревшие вещи для археологов — это подарок. Иначе деревянные предметы в почве не сохраняются — сгнивают из-за высокой влажности. На раскопках в Укеке удалось обнаружить фрагменты деревянных пластин с геометрическими и растительными орнаментами — скорее всего, это была шкатулка.
Результаты раскопок можно назвать не просто неординарными — они вносят новые штрихи в историю всего Поволжья.
— В средневековых золотоордынских городах христианские кварталы встречаются редко, — поясняет Анна Леонидовна. — Обнаруженный нами храм можно считать самым древним в Поволжье. Его примерных размеров установить не удалось — мы раскопали только фрагмент, а дальше начинается проезжая часть, где копать нельзя.
Известно, что христиане в золотоордынских городах не находились на положении рабов — Чингисхан завещал ко всем религиям относиться благосклонно. Это подтверждается и находками — в частности, в подвале храма был обнаружен кашинный сервиз. Кашин — это особый материал, производимый в Египте и Сирии, из которого делали дорогую посуду. Позволить себе ее могли только состоятельные люди, так что христианская община явно не была в угнетенном положении. Толщина стенок сосудов из привозного кашина составляла 3–4 мм.
Археологические находки делят на массовые и индивидуальные. Массовые — кости животных и фрагменты керамики — в Укеке исчисляются тысячами. Индивидуальных находок около полутора тысяч — это украшения, монеты, фрески. Всё это сейчас хранится в фондах музея и изучается специалистами. Керамику раздают на фестивале «Один день из жизни средневекового города Укека».
Первый зал выставки посвящен быту укекских христиан, во втором — представлены результаты раскопок фрагмента христианского храма. Впервые единым комплексом экспонируется клад из христианского квартала. Ранее он хранился в разрозненном виде в запасниках Саратовского областного музея краеведения и Энгельсского краеведческого музея. Чтобы предметы прошлого, расположенные в витринах, стали ближе для посетителей, были созданы копии и варианты реконструкций этих находок. Они задействованы в интерактивной зоне «Подвальное помещение храма». Здесь можно потрогать деревянную и глиняную посуду, взвесить на весах товар и потолочь зерно в ступе.
Особый интерес вызывают нательные кресты — каменные и серебряные.
— Вот этот крестик мы нашли благодаря просевке, — рассказывает археолог. — Маленькие предметы при обычных раскопках могут затеряться, поэтому мы ставим специальные сита и просеиваем землю. Другой крест, серебряный с позолотой, выглядел как кусок железа, когда мы его нашли. Его отдали нумизмату, он почистил его от патины, и оказалось, что железо прикипело к серебряному кресту. Это редкая находка.
Еще был найден крест-мощевик, или энколпион. На его внешней стороне, по центру, видно изображение Распятия с буквами IC XC и поясные изображения святых. С внутренней стороны по центру — изображение Богородицы. Предположительно, это створка с затертой надписью «Святая Богородица, помогай». В схожем образце, найденном в Подольском районе Московской области, внутри обнаружен фрагмент льняной ткани предположительно синего цвета, использовавшейся, возможно, для обертывания священного вложения и закрепления его внутри реликвария.
Выставку «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое» в Саратовском областном музее краеведения можно посетить до 31 мая.
Фото автора
Газета «Православная вера» № 08 (628)