Об истории Архиерейского дома в Саратове рассказывает член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии Валерий Теплов.
Согласно указу императора Павла I от 16 октября 1799 года была образована Саратовская епархия как самостоятельная церковно-административная единица. Местопребыванием епископской кафедры определялся уездный город Саратовской губернии Пенза, в которой, вследствие расформирования Пензенской губернии, оказались «праздными» многие административные здания. В указе подчеркивалось: «Поелику построение для жительства архиереям сих епархий вновь особых домов влекло бы за собой знатные казенные издержки, то, во избежание сего, признается за удобное и назначается пребывание иметь им… Саратовскому же в Пензе, Оренбургскому в Уфе в казенных домах…». После воссоздания Пензенской губернии в 1803 году титул архиерея был изменен на Пензенского и Саратовского — Пензенская епархия вплоть до 1828 года включала в себя Саратовскую губернию.
Утвердив доклад Святейшего Синода о восстановлении Саратовской епархии 3 ноября 1828 года, император Николай I выбрал из трех кандидатур, достойных занять Саратовскую кафедру, доктора богословия епископа Моисея (Богданова-Платонова). Сын дьячка, осиротевший в раннем детстве, он испытал все тяготы крайней бедности, но благодаря своим незаурядным способностям стал одним из лучших воспитанников Троицкой лаврской семинарии и Петербургской Духовной Академии. Среди его заметных деяний было участие в переводе на русский язык Четвероевангелия — иеромонах Моисей переводил Евангелие от Луки. Первое издание под эгидой Российского библейского общества вышло в 1818 году.
Первым делом епископ Моисей приступил к устройству важнейших органов Епархиального управления — Архиерейского дома и духовной консистории. В этом ему оказал помощь саратовский губернатор Александр Борисович Голицын, благодаря которому купеческое общество арендовало для архиерейских нужд находившийся недалеко от АлександроНевского собора на Никольской улице двухэтажный особняк отставного поручика Е. А. Теплякова. 26 декабря 1828 года епископ Моисей оставил свою резиденцию в Спасо-Преображенском монастыре и переехал в подготовленный для него дом, в верхнем этаже которого были устроены архиерейские покои и Крестовая церковь, а в нижнем предполагалось разместить консисторию. Открытие ее, согласно разработанному протоиереем Гавриилом Чернышевским торжественному церемониалу, состоялось 30 декабря 1828 года.
К середине апреля 1829 года штат Архиерейского дома был полностью укомплектован, он состоял из 56 человек: эконома, казначея (и ризничего), духовника, двух иеромонахов, чашника, двух иеродиаконов, копииста, житенного, двух архиерейских келейников и 44 служителей — хлебников, поваров, истопника и других. Казенные расходы на служителей Архиерейского дома составляли 1878 рублей 70 копеек. Жалованье епископу определялось 1000 рублей, еще 1600 рублей казна выплачивала архиерею на продовольствие и содержание экипажа, а 1650 рублей — на прочие расходы (содержание ризницы, богадельни и другое).
Меж тем договор об аренде дома Теплякова истекал в декабре 1829 года, и поиск места для строительства зданий для архиерейской резиденции и консистории стал насущной проблемой, поскольку помещения, приобретенные духовным ведомством у статского советника Устинова, были признаны по ряду причин не подходящими для проживания архиерея. Было решено построить специальные здания. Епископу Моисею понравилось угловое усадебное место, расположенное по Ново-Соборной площади и Никольской улице, — оно принадлежало саратовскому мещанскому обществу и находилось совсем рядом с кафедральным собором. О своем желании приобрести его владыка сообщил губернатору и просил оказать помощь и содействие. По ходатайству князя Голицына городское общество безвозмездно передало в полную собственность духовного ведомства не только усадебное место, но и находившийся там небольшой деревянный дом со всеми служебными постройками. В начале 1830 года епископ Моисей переехал на новое, теперь уже постоянное место. Консистория была размещена недалеко — в одном из флигелей Межевой конторы. Вскоре решением правительства все здания Межевой конторы, где ранее проживали саратовские губернаторы, также были переданы в ведение саратовского архиерея. Так обширный земельный участок, расположенный между Ново-Соборной площадью, Никольской (ныне Радищева), Царицынской (Первомайской) и Соборной улицами перешел в собственность духовного ведомства.
Планы и сметы на строительство Архиерейского дома и консисторского здания были составлены губернским архитектором в октябре 1830 года и препровождены в столицу. Представляя их на утверждение Святейшего Синода, Преосвященный писал: «Место для построения Архиерейского дома с следующему к оному принадлежностями — самое приличное по своему местоположению как ближайшее к собору, то самое, которое пожертвовано саратовским купеческим и мещанским обществом, а для Консистории — каменный флигель, находящийся на другом месте, смежном с первым…».
28 апреля 1832 года министр финансов Е. Ф. Канкрин отдал распоряжение о выдаче на постройку Архиерейского дома в Саратове 40 тысяч рублей и еще 7437 рублей 36 копеек было перечислено для ремонта консисторского здания. 13 июня 1832 года деньги были получены. Но епископа Моисея к этому времени в Саратове уже не было — он был назначен экзархом Грузии в сане Архиепископа, и завершить начатое им дело довелось его преемнику епископу Саратовскому и Царицынскому Иакову (Вечеркову). Преосвященным Иаковом 13 мая 1832 года был образован комитет по постройке нового каменного здания Архиерейского дома. По одним источникам, закладка каменного здания состоялась в том же году, по другим — 9 мая 1833 года и происходила «с приличным торжеством при многочисленном стечении граждан и всего саратовского духовенства». На время его строительства архиерей из сносимого деревянного строения, выходящего фасадом на Соборную площадь, перешел на другую половину своей большой усадьбы, заняв бывший губернаторский дом, где и проживал вплоть до окончания строительства.
Вскоре, однако, он написал обер-прокурору Святейшего Синода: «Нечаянная встретилась остановка в производстве постройки Архиерейского по Саратову дома. План для размещения строений, составленный в строительном комитете, пространнее листа, в натуре состоящаго. Чтобы выполнить означенный план, нужно захватить улицу, назначенную на городском плане, высочайше утвержденном. Теперь я в величайшем затруднении, не смею ни отступить от плана, ни занять улицы. При отступлении от плана, кроме нарушения начальственных распоряжений, стеснится архиерейский двор; при выполнении плана и занятии улицы, впрочем еще не открытой, встревожится полиция и допустится дело, противное Высочайшему утверждению. На сей почте посылаю представление в упомянутом предмете в Святейший Синод и прошу исходатайствовать позволение застроить улицу, разделяющую два Архиерейскому дому принадлежащие двора». В результате улица была перекрыта.
Всего на постройку здания было ассигновано казною свыше 134,5 тысяч рублей, после строительства осталось от этой суммы неизрасходованными 22 111 рублей 20 копеек. В 1837 году новый Архиерейский дом был полностью готов. Он находился внутри двора фасадом на Соборную площадь. «Саратовские губернские ведомости» в 1844 году указывали, что «дом архиерея выстроен по присланному из Святейшего Синода плану о двух этажах, в длину 27 сажен, в ширину 8 сажен. Во втором этаже устроена церковь во имя Николая святителя — на юго-восточной стороне. Освящена 30 августа 1836 года. Дом обнесен каменной стеной, внутри ее тополя и сад — с севера. Службы каменные, в фасаде стены, с северо-запада устроена консистория». Согласно описанию протоиерея Алексия Андреевича Росницкого, «на северной стороне раскинут сад в английском вкусе». В 1844 году епископ Иаков освятил главный престол Крестовой церкви [1] в честь Успения Божией Матери и придельный — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и святителя Тихона, епископа Задонского, чудотворца.
Епископ Иаков продолжал проживать в старой деревянной постройке, где когда-то жили губернаторы, где также находилась домовая церковь, но нередко совершал службу в новой Крестовой церкви Архиерейского дома. Сохранились воспоминания будущего академика живописи Льва Степановича Игорева, который перед отправлением в Санкт-Петербург обратился за благословением и просьбой о материальной поддержке к епископу Иакову в 1844 году. Владыка принял в его грустном положении самое горячее участие, благословил и предложил: «Помолимся…». Игорев записал: «Ах, как свято, смиренно и благочестно совершал он молитвословие. Не забыть мне этой умилительной минуты до смерти моей». Это было в старом одноэтажном Архиерейском доме, выходившем фасадом на Царицынскую улицу.
В 1847 году новоназначенный епископ Афанасий (Дроздов) положил начало проживанию епископов в новом двухэтажном каменном доме. Для летнего же жительства архиереев в 1848 году епископом Афанасием был приобретен участок земли с обширным садом и рощей, где была устроена загородная дача с храмом: ныне на этой территории находится Свято-Алексиевский женский монастырь.
Каменный флигель при переходе в него консистории потребовал исправлений. 23 ноября 1845 года Саратовская губернская строительная комиссия утвердила планы и сметы на построение второго этажа и на исправление старого дома. В 1854 году был надстроен второй этаж Саратовской духовной консистории и сделана пристройка к каменному одноэтажному дворовому флигелю по Царицынской улице. В 1874 году был построен двухэтажный Архиерейский торговый корпус. После случившегося пожара он был возобновлен и расширен, а для консистории было выстроено новое здание.
В 1878 году в усадьбе, кроме главного Архиерейского дома, указывались прочие здания на этом усадебном месте: «каменный двухэтажный корпус по Никольской улице, занимаемый торговыми магазинами; каменный трехэтажный дом на углу Театральной площади и Царицынской улицы; каменный одноэтажный флигель на Царицынской улице».
После епископа Афанасия (Дроздова) в Архиерейском доме проживали епископы: с 1856 года — Иоанникий I (Горский), с 1860-го — Евфимий (Беликов), с 1864-го — Иоанникий II (Руднев), с 1873-го — Тихон (Покровский), с 1882-го — Павел (Вильчинский), с 1889-го — Авраамий (Летницкий), с 1893-го — Николай (Налимов), с 1899-го — Иоанн (Кратиров), с 1903-го — священномученик Гермоген (Долганёв), с 1912-го — Алексий (Дородницын), с 1914-го — Палладий (Добронравов), с 1917-го — Досифей (Протопопов). Множество выдающихся пастырей посещало резиденцию саратовских владык и совершало богослужение в Крестовой церкви саратовского Архиерейского дома. Среди них был святой праведный Иоанн Кронштадтский, совершивший в 1894 году миссионерскую поездку по Волге на пароходе «Отважный».
В 1903–1906 годах на архиерейском подворье по проекту архитектора П. М. Зыбина был выстроен храм-часовня в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалях Утешение», своего рода вариация на тему Покровского храма (больше известного по имени придела во имя Василия Блаженного) в Москве. 28 мая 1906 года состоялось освящение церкви-часовни. После Литургии будущий священномученик епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв; †1918) совершил торжественный молебен и произнес молитвенное слово перед храмовой иконой. Богослужение в Крестовой церкви и церкви-часовне совершалось ежедневно братией Архиерейского дома (по данным 1912 года в ней было 16 иноков и 13 послушников).
После Октябрьской революции здание Архиерейского дома было у Церкви отобрано, в 1918 году некоторое время в части здания размещался лазарет. 26 октября 1918 года комиссия по отделению Церкви от государства постановила: «Всю имеющуюся домашнюю обстановку Архиерейского дома… передать по описи в жилищный отдел». 8 ноября комиссия, рассмотрев вопрос «Об имеющихся в бывш. Архиерейском доме лошади и сбруе, постановила: передать в ведение хозяйственного отдела Губисполкома и просить хозяйственный отдел предоставлять по мере надобности в распоряжение комиссии».
На Саратовского и Петровского епископа Досифея (Протопопова) 16 мая 1922 года Саратовским губотделом ГПУ было заведено личное дело, а чуть позже открыто следственное дело. Сотрудники канцелярии архиерея были арестованы, а сам он 1 июня под поручительство коллектива верующих был заключен под домашний арест со строгой изоляцией и проживал по-прежнему в Архиерейском доме до самого ареста 17 июня 1922 года, когда он был помещен в Саратовский губисправдом. Вскоре он был отправлен в ссылку — в село Колпашево Нарымского края на пять лет. Оттуда 6 (19) мая 1923 года он писал архимандриту Евфимию: «Из далекого Нарымского края, с берегов многоводной Оби шлю Вам свое благословение, исполненное молитвенных благожеланий. Я, слава Богу, благополучен и благодушен. Тюрьма, этап, ссылка не поколебали меня в моем исповедании истины Христовой. Благодарю Господа Бога за Его милость ко мне, грешному. Да, действительно, в сидении в заключении, в этапе и в ссылке великая милость Божия. Это голос всех духовных лиц, подвергшихся этим невзгодам. А как много таковых лиц — и почти все радостно настроены, вот свидетельство правоты нашей, даруемое Господом Богом. Благодарю братию Крестовой за доброе отношение ко мне — это весьма утешает меня в изгнании и радует несказанно. Как счастлив я, что имею такую братию. Всем мой привет и благословение, очень жалею, что не имею возможности написать каждому в отдельности. Храните Крестовую, эту нашу драгоценность, это наше сокровище. Всем богомольцам Крестовой мое архипастырское благословение. О, как дороги они мне! Меня удалили, нас разделили; но нет такой силы, которая могла бы вырвать из моего сердца любовь к моей пастве. Я молюсь, горячо молюсь о ней. Прошу себе святых молитв. Любящий Вас и благодарный Вам Досифей, Епископ Саратовский и Петровский».
Необходимо отметить, что Крестовая церковь в здании Архиерейского дома не закрывалась вплоть до 1923 года. Настоятелем ее был архимандрит Евфимий (Харитонов), старостой храма — Константинов. После ареста епископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова) и выезда под давлением губисполкома и губернского отдела ГПУ епископа Иова (Рогожина) в Саратове обновленцы осмелели. Они захватили помещение, в котором находилась канцелярия Епархиального управления. Под председательством обновленческого епископа Николая (Позднева) начало действовать Епархиальное управление, подчиненное ВЦУ [2].
После того как кафедральный Александро-Невский собор был передан «живоцерковникам», Крестовая церковь стала центром саратовской церковной жизни. Здесь ежедневно вечерами совершались торжественные богослужения с общенародным пением. Служили все крестовские монахи во главе с пожилым архимандритом Евфимием. Часто служило и духовенство других церквей. Здесь говорили лучшие проповедники: протоиерей Павел Соколов (впоследствии архиепископ Воронежский Петр, умер в тюрьме в 1937 году) и протоиерей Владимир Воробьев (расстрелян в 1937-м). Говорили проповеди и другие священники: Александр Лебедев, Владимир Смирнов (священномученик Феодор, епископ Пензенский, расстрелян в 1937-м), Анатолий Комаров (впоследствии архиепископ Днепропетровский Андрей). Молящихся бывало так много, что они не умещались в храме, занимали лестницы, которые вели в Крестовую, находившуюся на втором этаже Архиерейского дома.
Юрист А. А. Соловьев — один из активных деятелей борьбы с обновленцами в Саратове — вспоминал, как просил Совет Крестовой церкви размножить как можно скорее на машинке послание митрополита Агафангела (Преображенского), в котором указывалось на незаконность обновленчества. Его быстро перепечатала в 30 экземплярах машинистка К. П. Леонидова, ярая противница «живоцерковников», усердная богомолка, постоянно бывавшая на богослужениях в Крестовой церкви. Оно было развешано во всех саратовских храмах и произвело очень сильное впечатление. Большинство духовенства, перешедшего к обновленцам, отказалось от подчинения ВЦУ.
Весной 1923 года Крестовая церковь была по распоряжению властей закрыта, и все ее духовенство вместе с коллективом верующих перешло в небольшую старинную Спасо-Преображенскую единоверческую церковь, находившуюся на Московской улице напротив храма Михаила Архангела (ныне на ее месте сквер).
После закрытия храма в Архиерейском доме устроили Антирелигиозный музей, который размещался там примерно до 1928 года, позже там размещалась детская клиника мединститута, а затем туда перешел Дом медицинских работников и, с 1985 года, библиотека Саратовского медицинского института. В храмечасовне оборудовали вытрезвитель, а потом планетарий.
В военные и послевоенные годы, когда Саратовской епархии вернули несколько храмов, предпринималась и попытка возвращения Архиерейского дома. Но до начала Перестройки положение не изменялось, а в середине 80‑х годов было даже предложено снести здание.
Во второй половине 1980-х годов, когда стала возможна активизация церковной жизни, архиепископ Пимен (Хмелевской), назначенный на Саратовскую кафедру в 1965 году, развил большую работу по передаче епархии ранее принадлежавших Церкви храмов и другого недвижимого имущества. «Битва за семинарию» — так охарактеризовал Владыка Пимен в годовом отчете на имя Святейшего Патриарха Алексия попытки возобновить в Саратове деятельность духовной школы. «Приняв во внимание пожелание Вашего Святейшества и Поместного Собора о том, чтобы были восстановлены духовные семинарии в тех городах, где они были, я стал изыскивать возможность получения соответствующего здания. Как раз в Саратове оказался пустующим и в аварийном состоянии бывший (до 1918 года) Архиерейским дом. Ставился даже вопрос о его сносе, но общественность города отстояла дом, и какая-то организация стала его ремонтировать. Я обратился к местным властям с просьбой передать этот дом с прилегающей часовней (пока что там — планетарий) Русской Церкви. Отношение к нам было положительным, и я получил резолюцию председателя городского совета: “Передать часовню после завершения строительства нового планетария. О времени передачи Архиерейского дома будет сообщено позже”. С радостью я сообщил об этом Вашему Святейшеству, наметив в 1991–1992 гг. открытие семинарии. Но не тут-то было. Оказалось, что организация, ведущая ремонт в Архиерейском доме, — мединститут, и планируется там создание Дома культуры для медиков, и якобы уже израсходовано на ремонт один миллион рублей. Началась целая битва за этот дом. Церковь поддерживала общественность, депутаты, интеллигенция, комиссия по законодательству. Оказалось, что всего этого мало. Мединститут развернул агитационную работу, стал собирать подписи студентов и педагогов, набрал их свыше 2000 и твердо выступил против организации духовной семинарии в Архиерейском доме. Нам даже пытались доказать, что Архиерейский дом — не культовое здание, и оно не подпадает под действие Закона о религиях… Когда мединститут узнал, что городские власти склоняются к передаче Архиерейского дома под семинарию, он направил десятки грузовиков с книгами мединститутской библиотеки и завалил весь второй этаж дома, хотя ремонты далеко не были окончены».
6 мая 1991 года решением 3-й сессии Саратовского городского Совета народных депутатов историческое здание бывшего Архиерейского дома было передано Русской Православной Церкви. Реакция мединститута была быстрой. Снова десятки грузовиков повезли книги, и уже оба этажа были забиты книгами, а руководство мединститута заявило, что оно не уйдет из Архиерейского дома, так как передаваемые ему помещения якобы непригодны для устройства библиотеки.
В январе 1992 года Саратов посетил Президент России Б. Н. Ельцин. В здании областной администрации состоялась встреча с ним «отцов области», на которую, несмотря на противодействие бывших аппаратчиков (о нем пишет сам Владыка), был приглашен и архиепископ. Узнав о вопиющем безобразии, творящемся вокруг бывшего Архиерейского дома, Президент призвал власти в самом скором времени решить этот вопрос. Однако бездействие областной и городской администрации позволило распоряжению Президента увязнуть в инстанциях местной власти. Мединститут продолжал завозить книги и даже пытался оспорить в арбитражном суде решение сессии Горсовета о возврате здания Церкви. Реальные перемены начались после того, как группой депутатов Российского Верховного Совета от Саратовской области был послан запрос Президенту, по прямому указанию которого только и зашевелились новоназначенные главы администрации Саратова и области.
На Благовещение 7 апреля 1992 года состоялась передача Архиерейского дома с баланса мединститута на баланс Епархиального управления. На Преображение Господне 19 августа началось выселение библиотеки. Владыка Пимен записал: «Оставляя здание, мединститут с беспримерным варварством растащил все мало-мальски ценное: осветительные приборы, линолеум с полов и даже… дверные ручки. Естественно, что состояние здания, разрушительно “отремонтированного”, пораженного грибком и разграбленного, оставляет желать много лучшего».
24 сентября 1992 года в здании Архиерейского дома состоялось открытие Саратовской духовной семинарии. Архиепископ Пимен совершил молебен. В помещении были устроены учебные классы и семинарское общежитие, на втором этаже был освящен семинарский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В следующем году Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В здании Архиерейского дома состоялся торжественный акт, а Святейший благословил многочисленный собравшийся народ с его балкона.
Занявший с 1995 года Саратовскую кафедру архиепископ Александр (Тимофеев) закрыл храм в семинарии и перенес в здание отделы Епархиального управления, которые до этого находились в старом помещении Епархиального управления на улице Первомайской.
С назначением на Саратовскую кафедру в 2003 году Епископа Лонгина (Корчагина) (ныне в сане Митрополита) произошли многочисленные благотворные изменения в жизни епархии. Саратовская православная духовная семинария переехала из Архиерейского дома сначала в отремонтированное здание на улице Радищева, 24«б» (в бывшую Саратовскую духовную консисторию), а после передачи в 2007 году здания дореволюционной семинарии — на улицу Мичурина. В самом Архиерейском доме с начала 2010‑х годов проводился масштабный капитальный ремонт, после завершения которого 2 марта 2018 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин освятил историческое здание Архиерейского дома на улице Волжской. Можно надеяться, что новый этап «жизни» этого исторического строения — памятника архитектуры — будет ознаменован укреплением вековых традиций православного благочестия и нравственного совершенствования христиан нашего края.
[1] Крестовая церковь — домовый храм в архиерейской резиденции
[2] Высшее церковное управление — высший орган управления в обновленческом расколе в 1922–1923 годах.
Журнал «Православие и современность» №42