Сегодня, 14 июня 2020 года, исполняется 155 лет со дня начала издания «Саратовских епархиальных ведомостей» — старейшего ныне действующего печатного издания Саратовской земли. В связи с образованием митрополии, оно выходит ныне под наименованием «Ведомости Саратовской митрополии".
В какой-то мере это и мой личный праздник — с 1992 по 1995 год я был литературным сотрудником этого издания, издававшегося по благословению архиепископа Пимена (Хмелевского), будучи принят на работу главным редактором — протоиереем Лазарем Новокрещеных. Редакция журнала, располагавшаяся тогда в подвале вновь открытого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», впоследствии сменила еще немало адресов…
По сей день в какой-то мере регулярно продолжаю сотрудничать со старейшим саратовским изданием. В связи с праздничной датой републикую статью о дореволюционной истории издания доцента Саратовского госуниверситета, известного и уважаемого саратовского историка Евгения Константиновича Максимова (1927 - 2017) («Саратовские епархиальные ведомости». № 2. 1991. С. 7–8). Пояснения в квадратных скобках мои. От себя добавлю, о чем Евгений Константинович в свое время предпочел умолчать: в 1918 году «Ведомости» выходили с большими лакунами — белыми полями — первыми свидетельствами работы советской цензуры, но тем не менее они успели поведать о судьбе первых саратовских священномучеников — святого Владимира Пиксанова и иерея Николая Лебедевского…
Из истории «Саратовских епархиальных ведомостей»
Преосвященный Иаков [Вечерков], епископ Саратовский и Пензенский [правильно — Царицынский], человек образованный и живо интересующийся историей, археологией, не лишенный литературного дара, видя состояние духовенства и паствы епархии, все более склонялся к мысли о необходимости иметь свой печатный орган для просветительского влияния и объединения служителей Божиих. Поскольку, кроме публикации официальных сообщений, Преосвященным Иаковом задумывалось «прибавление» в виде статей и заметок религиозного и исторического содержания, он наказывал местным священникам собирать в своих приходах сведения по истории, археологии, этнографии с целью публикации в будущем издании.
Но ни при епископе Иакове, ни при его преемниках Афанасии [(Дроздове)], Иоанникии I [(Горском)], Евфимии [(Беликове)] не удалось осуществить эту идею. И только при преосвященном Иоанникии II [(Рудневе)] вышел 1 июня 1865 года первый номер «Саратовских епархиальных ведомостей». На обороте обложки было помещено изображение Всевидящего Ока в сиянии лучей, а ниже — развернутая книга и весы на древке. Рисунок имелся и на последней странице: в сиянии света дева с чашей в правой руке, из которой исходит сияние, слева от девы — крест, справа — якорь.
Газета, как явствовало из надписи под заголовком, должна была выходить еженедельно. Ее объем первоначально колебался от 2 до 4 листов размером как страница нынешнего «Православного церковного календаря» [Имеется в виду листовой плакатный календарь, распространённый в 70–80-е годы]. Позднее объем «Епархиальных ведомостей» увеличился вдвое. В газете, как и задумывалось, было два раздела: официальный, где публиковались распоряжения епархиальной власти и местной духовной консистории, и неофициальный — для статей, знакомящих с новыми событиями в жизни местной церкви и духовенства, материалов религиозно-нравственного характера, о борьбе с расколом, по исторической тематике.
Издание «Епархиальных ведомостей» осуществлялось при Саратовской духовной семинарии, но позднее передавалось то в руки Братства Святого Креста, то какой-либо церкви, временами возвращаясь под эгиду духовной семинарии. Но Братство Св. Креста сумело заполучить газету в свое ведение на несколько лет, собираясь сделать ее сугубо миссионерской [оценочная лексика — автора]. Преобразовав газету в журнал «Братство» [на самом деле — «Братский листок»], 4 сентября 1905 года выпустило первый номер «Саратовского духовного вестника». Обложка журнала была пышно украшена. Кроме заголовка, имелось изображение как бы прислонившегося к Кресту спиною Спасителя — Пастыря с ягненком в левой согнутой руке. Вокруг нарисовано стадо овец. Здесь же слова из Евангелия от Иоанна (XII, 36): «Доколе Свет с нами, веруйте во Свет, да будете сынами Света». Несколько ниже: «Слова Мои суть дух и жизнь».
Мотив и цель переименования на страницах журнала объяснены не были, тем более, что программа журнала осталась прежней, как и у «Епархиальных ведомостей». «Духовный вестник» оказался недолговечным. Он просуществовал до марта 1913 года [он создавался епископом священномучеником Гермогеном (Долганёвым) и был закрыт в связи с завершением его деятельности в пределах нашей епархии]. Не отличавшемуся по содержанию от своего предшественника, изданию возвратили прежнее название, и с 1 апреля 1913 года снова вышли в свет «Саратовские епархиальные ведомости», просуществовавшие три года [на самом деле еще пять лет].
Если просмотреть «Епархиальные ведомости» за все годы их существования, то состоится увлекательное знакомство с разнообразными по тематике и содержанию статьями и заметками. «Проповеди», «Слова», «Речи», произнесенные преосвященными и видными священнослужителями епархии в дни церковных праздников или по случаю торжественных актов, непременно присутствовали в неофициальной части газеты. Здесь же статьи религиозного содержания, например, «Литургические очерки», «Учение об Ангеле-Хранителе», «О силе молитвы», «Беседа о вечной Христианской Церкви» и другие.
Немало публиковалось материалов по истории епархии. Особенно богаты фактическими данными «Историческая записка о Саратовской епархии» А. Правдина, «Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской епархии» [прот.] Г. Чернышевского (обе печатались в нескольких номерах). Любопытны сведения о жизни и деятельности епископов с начала открытия Саратовской епархии, документы из архива духовной консистории по истории церквей, монастырей епархии, о возникновении духовно-учебных заведений.
«Епархиальные ведомости» много внимания уделяли состоянию духовного образования, церковно-приходских школ, епархиального женского училища. Систематически печатались отчеты Епархиального училищного совета. Следует отметить выделяющиеся своей тематикой статьи об улучшении быта духовенства и духовно-учебных заведений.
Среди статей исторического плана весьма интересны литературные очерки Е. Владыкина «О колокольном звоне и колоколах», священника А[лексия] Лунина по истории сел Вольского уезда, а также населенных пунктов Петровского и Царицынского уездов. Серия статей рассказывала о библейских древностях, церковно-исторических и археологических памятниках. Ценные сведения — в заметках об Увеке, Новом Сарае и других.
По отзыву обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, посетившего летом 1891 года Саратов, «Саратовские епархиальные ведомости» по содержанию статей стояли выше многих других, были среди лучших. Некоторые материалы из саратовской епархиальной газеты перепечатывались в «Церковных ведомостях», издававшихся Св. Синодом. Впрочем, и «Саратовские епархиальные ведомости» практиковали перепечатку из других церковных изданий.
Тираж «Епархиальных ведомостей» доходил до 1020 экземпляров и распространялся среди духовенства епархии. Газета способствовала нравственному возвышению духовенства, помогала ему (особенно в сельской местности, куда редко доходило живое слово) разобраться в общеепархиальной и общероссийской церковно-политической жизни. Однако газета редко привлекала к сотрудничеству местных священнослужителей, мало рассказывала о повседневной жизни епархии, избегала публикаций на злобу дня [такое не вполне справедливое суждение было, к сожалению, в духе автора].
И все же «Саратовские епархиальные ведомости» были интересны и поучительны для читателей — и духовенства и прихожан.