Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Саратовским епархиальным ведомостям» — 155 лет
Просмотров: 3376     Комментариев: 0

Возобновители издания «Ведомостей»: архиепископ Иаков (Вечерков), митрополит Иоанникий (Руднев), архиепископ Пимен (Хмелевской), митрополит Лонгин (Корчагин)Сегодня, 14 июня 2020 года, исполняется 155 лет со дня начала издания «Саратовских епархиальных ведомостей» — старейшего ныне действующего печатного издания Саратовской земли. В связи с образованием митрополии, оно выходит ныне под наименованием «Ведомости Саратовской митрополии".

В какой-то мере это и мой личный праздник — с 1992 по 1995 год я был литературным сотрудником этого издания, издававшегося по благословению архиепископа Пимена (Хмелевского), будучи принят на работу главным редактором — протоиереем Лазарем Новокрещеных. Редакция журнала, располагавшаяся тогда в подвале вновь открытого храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», впоследствии сменила еще немало адресов…

По сей день в какой-то мере регулярно продолжаю сотрудничать со старейшим саратовским изданием. В связи с праздничной датой републикую статью о дореволюционной истории издания доцента Саратовского госуниверситета, известного и уважаемого саратовского историка Евгения Константиновича Максимова (1927 - 2017) («Саратовские епархиальные ведомости». № 2. 1991. С. 7–8). Пояснения в квадратных скобках мои. От себя добавлю, о чем Евгений Константинович в свое время предпочел умолчать: в 1918 году «Ведомости» выходили с большими лакунами — белыми полями — первыми свидетельствами работы советской цензуры, но тем не менее они успели поведать о судьбе первых саратовских священномучеников — святого Владимира Пиксанова и иерея Николая Лебедевского…

 

Из истории «Саратовских епархиальных ведомостей»

Преосвященный Иаков [Вечерков], епископ Саратовский и Пензенский [правильно — Царицынский], человек образованный и живо интересующийся историей, археологией, не лишенный литературного дара, видя состояние духовенства и паствы епархии, все более склонялся к мысли о необходимости иметь свой печатный орган для просветительского влияния и объединения служителей Божиих. Поскольку, кроме публикации официальных сообщений, Преосвященным Иаковом задумывалось «прибавление» в виде статей и заметок религиозного и исторического содержания, он наказывал местным священникам собирать в своих приходах сведения по истории, археологии, этнографии с целью публикации в будущем издании.

Но ни при епископе Иакове, ни при его преемниках Афанасии [(Дроздове)], Иоанникии I [(Горском)], Евфимии [(Беликове)] не удалось осуществить эту идею. И только при преосвященном Иоанникии II [(Рудневе)] вышел 1 июня 1865 года первый номер «Саратовских епархиальных ведомостей». На обороте обложки было помещено изображение Всевидящего Ока в сиянии лучей, а ниже — развернутая книга и весы на древке. Рисунок имелся и на последней странице: в сиянии света дева с чашей в правой руке, из которой исходит сияние, слева от девы — крест, справа — якорь.

Газета, как явствовало из надписи под заголовком, должна была выходить еженедельно. Ее объем первоначально колебался от 2 до 4 листов размером как страница нынешнего «Православного церковного календаря» [Имеется в виду листовой плакатный календарь, распространённый в 70–80-е годы]. Позднее объем «Епархиальных ведомостей» увеличился вдвое. В газете, как и задумывалось, было два раздела: официальный, где публиковались распоряжения епархиальной власти и местной духовной консистории, и неофициальный — для статей, знакомящих с новыми событиями в жизни местной церкви и духовенства, материалов религиозно-нравственного характера, о борьбе с расколом, по исторической тематике.

Издание «Епархиальных ведомостей» осуществлялось при Саратовской духовной семинарии, но позднее передавалось то в руки Братства Святого Креста, то какой-либо церкви, временами возвращаясь под эгиду духовной семинарии. Но Братство Св. Креста сумело заполучить газету в свое ведение на несколько лет, собираясь сделать ее сугубо миссионерской [оценочная лексика — автора]. Преобразовав газету в журнал «Братство» [на самом деле — «Братский листок»], 4 сентября 1905 года выпустило первый номер «Саратовского духовного вестника». Обложка журнала была пышно украшена. Кроме заголовка, имелось изображение как бы прислонившегося к Кресту спиною Спасителя — Пастыря с ягненком в левой согнутой руке. Вокруг нарисовано стадо овец. Здесь же слова из Евангелия от Иоанна (XII, 36): «Доколе Свет с нами, веруйте во Свет, да будете сынами Света». Несколько ниже: «Слова Мои суть дух и жизнь».

Мотив и цель переименования на страницах журнала объяснены не были, тем более, что программа журнала осталась прежней, как и у «Епархиальных ведомостей». «Духовный вестник» оказался недолговечным. Он просуществовал до марта 1913 года [он создавался епископом священномучеником Гермогеном (Долганёвым) и был закрыт в связи с завершением его деятельности в пределах нашей епархии]. Не отличавшемуся по содержанию от своего предшественника, изданию возвратили прежнее название, и с 1 апреля 1913 года снова вышли в свет «Саратовские епархиальные ведомости», просуществовавшие три года [на самом деле еще пять лет].

Если просмотреть «Епархиальные ведомости» за все годы их существования, то состоится увлекательное знакомство с разнообразными по тематике и содержанию статьями и заметками. «Проповеди», «Слова», «Речи», произнесенные преосвященными и видными священнослужителями епархии в дни церковных праздников или по случаю торжественных актов, непременно присутствовали в неофициальной части газеты. Здесь же статьи религиозного содержания, например, «Литургические очерки», «Учение об Ангеле-Хранителе», «О силе молитвы», «Беседа о вечной Христианской Церкви» и другие.

"Ведомости" в 1992 годуНемало публиковалось материалов по истории епархии. Особенно богаты фактическими данными «Историческая записка о Саратовской епархии» А. Правдина, «Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской епархии» [прот.] Г. Чернышевского (обе печатались в нескольких номерах). Любопытны сведения о жизни и деятельности епископов с начала открытия Саратовской епархии, документы из архива духовной консистории по истории церквей, монастырей епархии, о возникновении духовно-учебных заведений.

«Епархиальные ведомости» много внимания уделяли состоянию духовного образования, церковно-приходских школ, епархиального женского училища. Систематически печатались отчеты Епархиального училищного совета. Следует отметить выделяющиеся своей тематикой статьи об улучшении быта духовенства и духовно-учебных заведений.

Среди статей исторического плана весьма интересны литературные очерки Е. Владыкина «О колокольном звоне и колоколах», священника А[лексия] Лунина по истории сел Вольского уезда, а также населенных пунктов Петровского и Царицынского уездов. Серия статей рассказывала о библейских древностях, церковно-исторических и археологических памятниках. Ценные сведения — в заметках об Увеке, Новом Сарае и других.

По отзыву обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, посетившего летом 1891 года Саратов, «Саратовские епархиальные ведомости» по содержанию статей стояли выше многих других, были среди лучших. Некоторые материалы из саратовской епархиальной газеты перепечатывались в «Церковных ведомостях», издававшихся Св. Синодом. Впрочем, и «Саратовские епархиальные ведомости» практиковали перепечатку из других церковных изданий.

Тираж «Епархиальных ведомостей» доходил до 1020 экземпляров и распространялся среди духовенства епархии. Газета способствовала нравственному возвышению духовенства, помогала ему (особенно в сельской местности, куда редко доходило живое слово) разобраться в общеепархиальной и общероссийской церковно-политической жизни. Однако газета редко привлекала к сотрудничеству местных священнослужителей, мало рассказывала о повседневной жизни епархии, избегала публикаций на злобу дня [такое не вполне справедливое суждение было, к сожалению, в духе автора].

И все же «Саратовские епархиальные ведомости» были интересны и поучительны для читателей — и духовенства и прихожан. 

Материалы по теме

В настоящее время на волне возрождения патриотизма часто с самых высоких трибун можно услышать призывы любить Родину. Но Родина для каждого из нас — это прежде всего то место, в котором мы сами родились и живем, то, что называют малой родиной. Для жителей Саратова, выросших в нем, город кажется знакомым, своим. Но всё ли мы о нем знаем, с учетом его довольно продолжительной истории? Человек не может любить то, чего не знает, и чем больше мы узнаём о своем городе, тем больше его любим. В настоящее время появилось достаточное количество печатных изданий и электронных ресурсов, позволяющих всем желающим познакомиться и с современным Саратовом, и с его историей. Но есть в истории города пробел, который сознательно был создан в советский период и продолжает в определенной мере существовать до нашего времени. Речь идет об истории тех храмов, которые существовали в нашем городе до революции 1917 года

Просмотров: 526
Комментариев: 0

В Саратове накануне Октябрьского переворота 1917 года проживало около 250 тысяч населения, насчитывалось порядка сорока православных церквей и более десятка домовых храмов. С 1939 года в городе уже не было ни одной действующей церкви. О печальной хронологии закрытия саратовских храмов большевиками рассказывает руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии священник Кирилл Петрович

Просмотров: 1380
Комментариев: 0

Недавно мне были присланы несколько фотографий довольно старой рукописи, написанной аккуратным почерком. Их передал пензенский краевед Сергей Зелев, очень благодарен ему за это. Тетради с рукописями попали к нему от Антонины Максимовны Кулишенко, которая была лично знакома с ее авторами. Авторы — Наталия и София Самуиловы — дочери протоиерея Сергия Самуилова, служившего перед последним арестом в 1930 году в Воскресенском кафедральном соборе г. Пугачева

Просмотров: 1759
Комментариев: 0

Небольшое старинное здание на улице Лермонтова, 28 — это маленький островок, сохранившийся от масштабного архитектурного ансамбля саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря — его угловая башня. В ней в 2006 году, после реставрации, был освящен храм с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня этот храм — подворье Свято-Алексиевского женского монастыря, и в этих стенах вновь молятся монахини, как когда-то до революции

Просмотров: 1679
Комментариев: 0

В декабре 2021 года завершился волонтерский проект «Имя твое сквозь века» по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища, получивший поддержку Фонда президентских грантов. Многие темы вызывают в нас интерес, сочувствие, желание помочь, а все, что связано с кладбищем, со смертью, хочется пропустить, не заметить. Почему? Наверное, страшно, да и не очень понятно, чем живые могут помочь мертвым. Руководителя историко-архивного отдела Саратовской епархии священника Кирилла Петровича это не пугает. Последние пять лет именно он организует работу добровольцев на кладбище, и завершение грантового проекта точку в этой деятельности не ставит

Просмотров: 5130
Комментариев: 1

Время уничтожает не только памятники, но вместе с ними и саму память о людях. Поэтому название — «Имя твое через века» — для волонтерского проекта по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища — было выбрано не случайно. Добровольцы не только проведут поэтапную очистку территории кладбища от деревьев и мусора и создадут единый реестр сохранившихся памятников, но и вернут обществу забытые имена людей, оставивших свой след в истории нашего края. В этом году проект получил поддержку Фонда президентских грантов

Просмотров: 6852
Комментариев: 0

Святой праведный Иоанн Кронштадтский стал почетным председателем попечительного общества «Саратовский дом трудолюбия». Это не было только данью уважения к священнику. Он являлся настоящим попечителем. В отчете общества за 1892 г. отдельным абзацем выделено: «Главнейшим жертвователем в отчетном, как и в прошлом году, был отец Иоанн, рассыпающий широкой рукой милости “Саратовскому дому трудолюбия”. Всего в отчетном году отцом Иоанном пожертвовано две тысячи рублей». Помощь поступала от него и в последующие годы

Просмотров: 3187
Комментариев: 1

Легкие, воздушные фото гимназисток с посвящениями на обороте; лица будущих исповедников веры; старинный особняк, бывший тогда просто чьим-то родным домом... В дореволюционных семейных фотографиях ощущается словно что-то нездешнее — может быть, потому, что все эти люди сейчас, когда мы смотрим на эти снимки, уже перешли в мир иной и знают тайну вечности?.. Истории саратовских священнических родов раскрывались на презентации диска «Образы и судьбы», которая прошла 28 сентября в информационно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова

Просмотров: 3073
Комментариев: 1

«Замечательно, как русский народ склонен и способен более к классической музыке…» — писал Николай Иванович Бахметев (Бахметьев), 1807–1891, представитель старинного дворянского рода, конногвардеец, участник Русско-турецкой кампании 1827 года, саратовский помещик, предводитель губернского дворянства, музыкант, композитор, автор духовной музыки, создатель уникального симфонического оркестра из крепостных крестьян, а затем директор Придворной певческой капеллы.

Просмотров: 4080
Комментариев: 0

Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал чуть ли не самым драматическим в истории нашей страны. Поэтому так дороги нам обычные, казалось бы, предметы, имеющие свою ценность не сами по себе, а в связи с тем, что являются свидетельствами конркетных событий своего времени

Просмотров: 2929
Комментариев: 0

«На Воскресенском кладбище как нигде чувствуется, как история переходит в вечность — мы перед началом экскурсии пели тропарь Воскресения Христова, и слова «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» отзывались в сердце как-то по­особенному, — говорит настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских священник Андрей Солодко. — Мы во многом утратили духовную связь со своими предками во времена безбожия, но сейчас люди вновь обращаются к своей истории. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими,— для нашего будущего важно то, как мы примем уроки прошлого»

Просмотров: 2890
Комментариев: 0

Более семисот лет назад на южной окраине современного Саратова располагался золотоордынский город Укек. В 2010 году экспедиция Саратовского областного музея краеведения под руководством Дмитрия Александровича Кубанкина начала проводить раскопки. Археологи установили, что в Укеке существовала крупная христианская община, которая сформировалась практически с момента основания города и продолжала существовать после принятия большей частью населения в XIV веке ислама. Результаты этих раскопок легли в основу выставки «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое», открывшейся в краеведческом музее

Просмотров: 3708
Комментариев: 0

Об истории Архиерейского дома в Саратове рассказывает член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии Валерий Теплов

Просмотров: 5104
Комментариев: 0

Моя встреча с Александром Беляевым произошла только потому, что года два назад я внезапно открыла для себя старый, исторический Саратов. Город, по которому бегаю с юности и который все это время странным образом не замечала, то есть просто не видела в упор. Еще несколько лет назад я очень удивилась бы, услышав, что мы живем в городе необыкновенно красивом: «А что в нем красивого? Ну, Троицкий собор, ну, “Утоли моя печали”, а на что еще тут смотреть?»

Просмотров: 5564
Комментариев: 0

Пасмурное июльское утро. Природа как будто напоминает нам о трагических событиях, произошедших ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года,— мученической кончине последней царской семьи династии Романовых. Несмотря на дождливую погоду, храм в честь Преображения Господня в селе Пристанное Саратовского района заполнен прихожанами — детьми и взрослыми. Они пришли почтить память святых страстотерпцев и вознести молитвы ко Господу. В этот день в храме села Пристанное вспоминают не только царских мучеников, но и почившую 17 июля 1926 года дочь репрессированного священника Николая Алексеевского — Антонину

Просмотров: 3724
Комментариев: 0

Село Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района некогда имела другое название: Нагорная Неёловка. Село находится на возвышенности, обдуваемой всеми ветрами. Когда-то здесь было большое поселение, вся жизнь которого протекала вокруг величественного храма. Его разрушили. Но не разрушили память. Энтузиасты, любители истории родного края нашли информацию о священнике, который здесь служил и был репрессирован. За помощью и научной консультацией они обратились к председателю историко-православного общества «Возрождение» Евгению Леонидовичу Лебедеву. 17 мая Евгений Леонидович встретился с прихожанами нового храма села Лесная Неёловка — апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освященного в 2011 году

Просмотров: 4020
Комментариев: 0