Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Встречаем и постимся?
Просмотров: 6014     Комментариев: 0

Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии.

 

Почему Православная Церковь не может отмечать Рождество 25 декабря, как Католическая? Ведь так было бы логично: Христос родился, и мы вслед за тем отмечаем начало нового года от Рождества Христова.

Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р.п. Базарный Карабулак:

— До 1917 года в Российской империи использовался юлианский календарь, и круг церковных праздников остался привязанным к нему и после того, как большевики перевели страну на григорианский календарь — летоисчисление «по новому стилю». То есть 7 января — то же 25 декабря, но по юлианскому календарю. Сдвинуть весь богослужебный круг на 13 дней теоретически возможно, но практически — маловероятно, так как это внесет сумятицу в определение даты Пасхи и других подвижных праздников церковного года. Помимо того, сохранение верности традициям и установлениям церковным является важным для избежания возможных расколов и нестроений, к которым может привести поспешное решение данного вопроса.

Помимо Русской Православной Церкви Рождество Христово по юлианскому календарю отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церковь. 

Почему в новогоднюю ночь в некоторых храмах совершаются службы? Это ведь не церковный праздник.

Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова:

— Для совершения таких служб есть несколько причин. Во-первых, если мы как христиане испрашиваем в утренних молитвах благословения на каждый день, тем более важно попросить помощи Божией в наступающем новом году. Для этого существует даже специальный чин, совершаемый в храмах 31 декабря или 1 января,— молебное пение на новый год. 

Кроме того, важно дать верующим людям возможность провести этот праздник, выпадающий на время поста, не перед телевизором, а среди близких по духу людей. Современная новогодняя развлекательная программа совсем не согласовывается с тем духовным настроением, которое должно быть у христиан в эти дни, а просто отдохнуть и помолиться дома в это время будет трудно — кругом шум и часто необузданное, нетрезвое веселье. 

Во многих храмах после ночной службы устраиваются приходские чаепития, и это, на мой взгляд, тоже важно, так как позволяет людям, которым по каким-то причинам не с кем встретить Новый год, не чувствовать себя одинокими в этот праздник.  

Встречают ли Новый год в семьях священников?

Отвечает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма г. Саратова:

— Не могу ответить за семьи всех священников — наша семья Новый год встречает. Только вопрос в том, что подразумевать под словом «встречать». Согласитесь, что любой праздник можно отметить очень по-разному.

Что на Новый год самое важное? Правильно — елка, гирлянды, мандарины и подарки. Елочку мы ставим обязательно, с прошлого года решили ставить искусственную, так как жаль потом видеть брошенные на улицах деревья. Отсутствие елового духа с лихвой покрывается ароматом мандаринов.

Новогоднее застолье у нас — семейный ужин ближе к полуночи. Если никто из детей не болеет, ездим к родителям. Стол у нас постный, но на нем тем не менее много чего вкусного. Подарки, как и положено, Дедушка Мороз кладет под елку.

Праздновать или не праздновать, я думаю, это личное дело каждой отдельной семьи. В любом случае праздничные выходные дни — это время, когда можно, наконец, отложив на время дела, просто побыть с семьей. А когда вся семья собирается вместе — разве это при современном жизненном ритме не праздник?

Допустим ли для православного человека алкоголь в новогодние праздники?

Отвечает священник Павел Скрынский, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:

— В целом я бы сказал так: православным христианам лучше не отходить от той меры поста, которую они для себя выбрали и способны нести. При этом пост — это глубоко личное состояние человека. Для кого-то допустимо посидеть за постной трапезой и выпить бокал шампанского, а для кого-то новогодняя ночь — это уже только богослужение без всякого алкоголя. Главное — помнить, что человек для того и наделен разумом и волей, чтобы избегать излишеств.  

Грех ли в новогодние дни запускать петарды?

Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:

— Я бы сформулировал вопрос по-другому: «Допустимо для верующего человека в Новый год запускать петарды?», потому что классифицировать любое явление по принципу «грех это или не грех» — это профанация духовной жизни. Все эти вопросы относятся к личной жизни человека, и попытка их регламентировать напоминает главную проблему фарисеев в Евангелии. На многие вопросы мы должны уметь отвечать, руководствуясь собственной христианской совестью, а не сводом церковных правил.

Что касается пиротехники, в самом факте ее использования нет ничего предосудительного, но человек по своей воле, поврежденной грехом, порой может даже самую безобидную вещь превратить в нечто ужасное. Я помню, как в детстве в канун Нового года мы отправились с родителями гулять на Театральную площадь. Это было начало 2000-х, этот период можно охарактеризовать как «петардный бум» — хлопки и взрывы были слышны на каждом шагу. Но самое неприятное — прямо у нас под ногами взорвались две петарды, и это оставило негативный оттенок в воспоминаниях о том новогоднем торжестве.

То, что мы делаем, в том числе и в Новый год, не должно входить в противоречие с христианским отношением к ближним, уважением к их личному пространству. Наверное, если есть дети, можно порадовать их красивым новогодним фейерверком, позаботившись о безопасности окружающих. В других же случаях лучше все-таки руководствоваться тем, что заповедал нам святой апостол Павел: Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 16–17). 

Как в новогодние праздники избежать конфликтов, если в семье один человек постится, а остальные — нецерковные люди, или если весь коллектив на работе идет на корпоратив, где предполагается неуемное веселье?

Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:

— Мне кажется, что если в семье возникают подобные конфликты, то их причина не в посте. Тяжело представить, что при нормальных взаимоотношениях между людьми кого-то заставляют что-то съесть, он «отбивается», и с ним перестают разговаривать из-за этого. Естественна и обратная сторона вопроса: не стоит православным христианам заставлять поститься тех, кто этого не желает. Ведь пост — дело добровольное.

Новогодний «корпоратив» христианину я бы порекомендовал пропустить, так как действительно не стоит рассчитывать, что пребывание там принесет пользу вашей душе. Если же совсем нет возможности отказаться, человеку стоит набраться мужества и не забывать среди «неуемного веселья», что он христианин. Мне известен случай, когда человек, трудившийся в организации с нецерковными в основном сотрудниками, два года подряд приходил на корпоратив и вкушал там ту немногую постную пищу, которую можно было найти на совершенно не постном столе. На вопросы коллег он отвечал просто и прямо: что сейчас пост, и он его соблюдает. Окружающие принимали это скорее за неудачную шутку — но на третий год что-то в их восприятии изменилось, и для этого сотрудника предусмотрели постное меню. Уважение к человеку, его качествам и поведению рождает уважение и к его вере.

Существует расхожее мнение, что поститься нужно у себя дома, а в гостях ради любви к ближним стоит прервать свой пост. Можно в принципе поступить и так: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8). Но не будет ли это неким ненужным реверансом неверующему миру, не показываем ли этим, что «стесняемся» Бога? Ведь пост — это прекрасный повод рассказать о Боге другим людям, и главное условие действенности наших слов — в том, чтобы мы были настоящими, не двоедушными (см.: Иак. 1, 8), чтобы наше благочестие было не показным.

 Почему накануне Рождества нельзя ничего есть до первой звезды?

Отвечает иеромонах Харалампий (Ляшек), клирик Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова:

— Строгий пост в Рождественский сочельник положен по церковному уставу. Раньше люди постились до захода солнца, что и породило народную поговорку — «до первой звезды».

Учитывая немощи и жизненные обстоятельства современных христиан, в наши дни допускается подкрепить свои силы в Сочельник постной трапезой, чтобы иметь силы для молитвы на ночной службе. Впрочем, если у человека есть крепость и желание ничего не вкушать до первой звезды, то с благословения священника можно попробовать подражать в этом древним христианам. При этом если христианин собирается причащаться за ночной Литургией, он должен соблюсти евхаристический пост — в данном случае не есть и не пить после шести часов вечера.

Газета «Православная вера», № 24, 2019 г.

[Подготовила Елена Сапаева]
Материалы по теме

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как это все, такое несовместимое, совместить? 

Просмотров: 10724
Комментариев: 0

Странный праздник Новый год… Праздник напрасного ожидания чуда. Праздник, которому как никакая другая подходит лирическая композиция группы «Абба» — «Happy new year… Happy new year…». Она поразительно точно описывает «постновогодний синдром» с его серым утром. А ведь чудо в этот день действительно произошло. За новогодней суетой мы часто забываем, что 1 января по новому стилю — это день памяти святого великомученика Вонифатия. Того самого святого, которому молятся об избавлении от страсти, способной не только первое утро нового года, но и любое другое сделать серым

Просмотров: 4861
Комментариев: 0

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… 

Просмотров: 4815
Комментариев: 0

Новогодние праздники дарят семье удивительную возможность — побыть вместе, с пользой провести свободное время, насладиться тем, что нет срочных дел, а только самое главное — любящие нас люди. Можно проводить каникулы по отработанному сценарию, а можно организовать вместе с детьми что-то новое. Например, чудо!

Просмотров: 4027
Комментариев: 0

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору

Просмотров: 4032
Комментариев: 1

В период моего воцерковления мне хотелось глобального изменения всей жизни, но, как я уже сейчас понимаю, только с внешней стороны. Истинное, внутреннее состояние своей души я, к сожалению, тогда не видела. Точнее, все меня в ней устраивало, и казалось, что до святости — рукой подать. Оставалось изменить только мир вокруг себя — все то, что не соответствует моим идеалам

Просмотров: 4443
Комментариев: 2

Один из главных и любимых светских праздников, Новый год, приходится на Рождественский пост. Остаться в стороне, не заметить, проигнорировать этот праздник практически невозможно. Многие верующие сталкиваются с проблемой: возможно ли совместить пост и празднование Нового года? И нужно ли совмещать? Как встречать Новый год православному человеку? Своим опытом с читателями делятся гости нашей рубрики

Просмотров: 4217
Комментариев: 0

Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным

Просмотров: 3660
Комментариев: 0

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год

Просмотров: 5490
Комментариев: 1

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый Год, и можно ли праздновать его верующим людям? Откуда взялась новогодняя елка? Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

Просмотров: 4587
Комментариев: 0

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою»

Просмотров: 4011
Комментариев: 0

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян

Просмотров: 4662
Комментариев: 0

Приближается очередной Новый год. И если оставить в стороне его немаловажную гастрономическую составляющую, то можно попытаться разглядеть основной смысл праздника. Позволить себе, как говорил, Экзюпери, роскошь человеческого общения, не впадая в истерику по поводу съеденного или несъеденного

Просмотров: 4119
Комментариев: 0

Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь

Просмотров: 5420
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 10493
Комментариев: 0

Как ни крути, Новый год остается советским праздником. Пусть, на первый взгляд, безыдейным, пусть всенародно любимым, но все равно советским. И возникает он в начале 1930-х годов, когда советская власть почувствовала, что она достаточно укрепилась, чтобы «ничтоже бояся», плюнуть на все традиции и приступить к формированию нового человека...

Просмотров: 5431
Комментариев: 0

Новый Год — праздник, который более всех остальных любим современными российскими жителями. Очевидно, причина в некоей "старорежимности" Нового Года, в чрезвычайно обаятельном отсвете "серебряного века", предреволюционной эпохи...

Просмотров: 5519
Комментариев: 0