+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Как встречать Новый год
Просмотров: 1783     Комментариев: 0

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян.

Иерей Алексий Дарашевич, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове:

– Все просто для тех, кто уже пришел в Церковь. Нового года нет. Заглянем в календарь: 1 января – это 19 декабря по старому стилю, в этот день чтят память святителя Вонифатия, преподобного Илии Муромца… Да, день этот замечательный и важный, но абсолютно не дает повода к многоедению или винопитию.

Мы легко можем отказаться от вечеринки в компании чужих людей. А что же делать с друзьями и родными? Вот здесь начинаются сложности.

Ведь для многих наших близких Новый год не просто праздник, это – самый важный день в году, ключевой день. По сути, это некая даже религия: «Как я встречу Новый год, так и проведу весь год». Это уже в подсознании сидит. Эта вера – суетная, языческая, но другой-то у них нет.

Многие живут именно тем, что обязательно нужно обеспечить свое существование. И к решению этой задачи люди относятся очень серьезно. У такой «религии» есть свои обряды: на Новый год должно быть обильное угощение, обильный стол, горячительные напитки, веселье. Это вещи обязательные, потому что каждому хочется, чтобы радость была в жизни. Но проблема в том, что кроме такой радости человек другой не имеет.

И как же мы, православные, поступим со своими близкими? Разорвем с ними отношения, не будем общаться? Этого нам ни в коем случае допустить нельзя. Или будем ссориться, доказывать свою правоту?

А поговорить нужно! Сначала попробовать объяснить, показать, что празднование и возлияния действительно превратились в некий религиозный акт. Зачем же так серьезно воспринимать Новый год? И, возможно, уже тогда придет некое отрезвление, и человек начнет относиться к новогодней вечеринке просто как к возможности выпить и закусить, а не как к «святому» событию. А ведь кроме таких праздников может быть и другой праздник, другая возможность веселиться. Ведь и в Рождество, которое наступит вскоре, мы тоже накрываем стол, тоже собираемся вместе, тоже радуемся. И это ничем не хуже традиционного застолья с приветствием президента по телевизору, а даже и приятнее – теплее, естественнее, домашнее, так как освящено благодатью Церкви и лишено тех излишеств, сумбура, суеты и неизбежных неприятностей, которые все-таки приносит каждый раз кажущийся таким радостным Новый год.

Вот так, рассказывая, показывая, приглашая к себе на новогодние праздники, можно постепенно ввести человека в Церковь. В этом смысле Новый год очень важен. Если сразу прийти в Церковь, покаявшись, может далеко не каждый, то хотя бы приблизится к Церкви, почтить ее и принять как не чужую нам, но добрую и благодатную духовную традицию может любой человек, если его направить, дать выход естественному стремлению души к радости, любви, единению с близкими.

Николай Бурляев, президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:

– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.

Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.

И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!

Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.

Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.

И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:

– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.

Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.

Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.

Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.

А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.

Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:

– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

Православие.ru

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Новогодние праздники дарят семье удивительную возможность — побыть вместе, с пользой провести свободное время, насладиться тем, что нет срочных дел, а только самое главное — любящие нас люди. Можно проводить каникулы по отработанному сценарию, а можно организовать вместе с детьми что-то новое. Например, чудо!

Просмотров: 1635
Комментариев: 0

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору

Просмотров: 1744
Комментариев: 1

В период моего воцерковления мне хотелось глобального изменения всей жизни, но, как я уже сейчас понимаю, только с внешней стороны. Истинное, внутреннее состояние своей души я, к сожалению, тогда не видела. Точнее, все меня в ней устраивало, и казалось, что до святости — рукой подать. Оставалось изменить только мир вокруг себя — все то, что не соответствует моим идеалам

Просмотров: 2056
Комментариев: 2

Один из главных и любимых светских праздников, Новый год, приходится на Рождественский пост. Остаться в стороне, не заметить, проигнорировать этот праздник практически невозможно. Многие верующие сталкиваются с проблемой: возможно ли совместить пост и празднование Нового года? И нужно ли совмещать? Как встречать Новый год православному человеку? Своим опытом с читателями делятся гости нашей рубрики

Просмотров: 1923
Комментариев: 0

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как это все, такое несовместимое, совместить? 

Просмотров: 4469
Комментариев: 0

Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным

Просмотров: 1496
Комментариев: 0

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год

Просмотров: 1679
Комментариев: 0

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый Год, и можно ли праздновать его верующим людям? Откуда взялась новогодняя елка? Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

Просмотров: 1721
Комментариев: 0

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою»

Просмотров: 1636
Комментариев: 0

Приближается очередной Новый год. И если оставить в стороне его немаловажную гастрономическую составляющую, то можно попытаться разглядеть основной смысл праздника. Позволить себе, как говорил, Экзюпери, роскошь человеческого общения, не впадая в истерику по поводу съеденного или несъеденного

Просмотров: 1877
Комментариев: 0

Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь

Просмотров: 2703
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 3576
Комментариев: 0

Как ни крути, Новый год остается советским праздником. Пусть, на первый взгляд, безыдейным, пусть всенародно любимым, но все равно советским. И возникает он в начале 1930-х годов, когда советская власть почувствовала, что она достаточно укрепилась, чтобы «ничтоже бояся», плюнуть на все традиции и приступить к формированию нового человека...

Просмотров: 3120
Комментариев: 0

Новый Год — праздник, который более всех остальных любим современными российскими жителями. Очевидно, причина в некоей "старорежимности" Нового Года, в чрезвычайно обаятельном отсвете "серебряного века", предреволюционной эпохи...

Просмотров: 2891
Комментариев: 0