Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Здравствуй, праздник Новый год!
Просмотров: 5430     Комментариев: 0

От редакции. Как относиться к празднованию Нового года? — Неужели этот вопрос всерьез может кого-то беспокоить? Оказывается, он очень важен для многих верующих людей, тем более, для людей, только ищущих веру, пытающихся начать жизнь в Церкви. Ведь продолжается Рождественский пост… Верующий человек, который любит этот праздник, с детства привык к нему, неожиданно даже для самого себя вдруг оказывается в положении некоторого противостояния с окружающими: и на работе, на корпоративном празднике, и в семье, за новогодним столом с традиционными для все страны набором блюд… Поэтому нет ничего удивительного, что этот вопрос — из числа тех, которые наиболее часто задаются духовенству в предновогодние дни. Настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска священник Михаил Воробьев предлагает свой взгляд на проблему. Не все согласятся с его мнением. Поэтому мы приглашаем наших авторов и читателей к продолжению разговора.

Как ни крути, Новый год остается советским праздником. Пусть, на первый взгляд, безыдейным, пусть всенародно любимым, но все равно советским. И возникает он в начале 1930-х годов, когда советская власть почувствовала, что она достаточно укрепилась, чтобы «ничтоже бояся», плюнуть на все традиции и приступить к формированию нового человека.

Новый год начинает широко праздноваться в СССР в начале 30-х, когда Рождество, Пасха и другие церковные праздники давно были под запретом. Однако, даже не ходивший в храм из-за боязни показаться недостаточно благонадежным, советский человек продолжал по привычке отмечать великие праздники в быту, в семейном кругу, и уж, разумеется, с большей радостью, чем день рождение вождя или Парижскую коммуну. С Пасхой оказалось справиться труднее, хотя ее и окружили Первомаем и уж совсем бессмысленным Восьмым марта. Пасха ловко переходила из апреля в май, возвращалась обратно, петляла по календарю, и постигнуть закономерности Великого индиктиона вожди, даже те, что учились в духовных семинариях, никак не могли.

С Рождеством оказалось проще. В новом григорианском календаре оно переместилось на седьмое января, и оказалось очень удобным объявить Новый год, который в Европе с 46 года до Рождества Христова приходился на 1 января, всенародным праздником. Власть милостиво разрешила шампанское, вернула рождественскую елку и святочного деда, переименовав его в Деда Мороза и снабдив, чтобы совсем не оставался без присмотра, новоизобретенной Снегурочкой. Власть не возражала против святочного карнавала и традиционных рождественских подарков, но при этом бдительно следила, чтобы новый праздник не потерял своего государственного значения. Для этого за десять минут до полуночи радио, а потом и телевидение обязательно транслировало выступление генсека КПСС, или кого-нибудь из высших государственных лиц. Трудно, конечно, поверить, что это государственное лицо не догадывалось, какими комментариями сопровождает его выступление с перечислением всех успехов уходящего года население, успевшее к сакральному моменту достойно проводить старый год. Хотя именно в этом состоянии только и можно было поверить, что «жить стало лучше, жить стало веселее»…

Я перестал праздновать Новый год именно тогда, когда стал праздновать Рождество. Не то чтобы посчитал это смертным грехом, а так как-то — показалось неинтересным. К тому же тогда я работал в вычислительном центре, на начало года приходился пик работы по составлению всевозможных отчетов, и утром нужно было идти на завод. Обычно я ложился спать пораньше, но выспаться все-равно не удавалось. Во-первых, с главной городской площади слышался треск фейерверков и завывания толпы, а во-вторых, в третьем часу, уж не знаю ночи или утра, приходили друзья, нагулявшиеся у главной елки города, замершие и вспомнившие, на каком предприятии я работаю. Приходилось открывать, сажать за стол и разделять трапезу….

Времена изменились. Рождество стало государственным праздником и даже нерабочим днем. Дети наряжаются ангелочками и поют прекрасные рождественские колядки. Промышленность надрывается, выпуская миллионными сериями рождественские сувениры. Однако советский Новый год, однажды воскресив древнеримские сатурналии, не желает сдаваться. Сомнительный игристый напиток под тем же брендом «Советское шампанское» украшает новогодний стол, главные люди страны в полночь паки и паки поздравляют нас с великим праздником.

Но как относить православному человеку к этому счастливому празднеству, бесцеремонно вторгающемуся в пространство рождественского поста? Лучше и естественнее всего не замечать его, как, скажем, праздники иных конфессий. Не замечаем же мы, например, Хануку или Курбан-байрам, которые, кстати, празднуются близко от нашего Рождества. Для православной семьи это вполне естественно и просто. Хотя запрещать детям ходить на новогоднюю елку в школе, наверное, неправильно. Есть в этом запрете опасность воспитать маленьких фарисеев, которые будут считать себя лучше других. Как у Хармса: почему я лучше всех? Потому что я православный человек!

Но нередко бывает и так, что семейство никак не соглашается отказаться от привычного новогоднего застолья: гостей позовут, тельца упитанного приготовят. Думаю, что нет особого греха и в том, чтобы посидеть православному человеку за эти новогодним столом. Ну, выпей два стаканчика шампанского, закуси огурчиком или лимончиком, скушай мандаринчик, деликатно откажись от буженинки, скажи, что огурчик для тебя вкуснее, что уж очень ты соскучился по этому изрядно надоевшему за прошедшее время поста солененькому огурчику. Обязательно похвали хозяйку за искусный засол, попроси рецепт, расскажи какую-нибудь назидательную историю, только не очень длинно. Ну а потом, незаметно отбывай в свою келью и читай псалтирь, как праведный Иов, который молился за своих детей, когда они пировали. До тех пор пока гости не разойдутся и можно будет спокойно уснуть... В общем, поступай в соответствии с 54-м правилом Лаодикийского собора, которое не возбраняет священникам ходить на свадьбы, но обязывает их покидать торжество, когда начинаются пляски и прочие «позорищные представления».

В последнее время распространился обычай совершать в новогоднюю ночь литургию, так же как она совершается на Пасху или Рождество. Наверное, кому-то из верующих это окажется полезным, избавит от одиночества и лишних искушений. Но наивно думать, что наши современники в основной своей массе откажутся от шампанского и оливье, чтобы посетить в новогоднюю ночь храм. А для многих верующих в этом обычае нет ничего привлекательного. Ради чего нарушать принятый распорядок богослужений? Для того, чтобы избавить кого-то от искушений, но ведь на то и щука в озере, чтобы карась не дремал, да и сам Христос призывал не искать широких путей в Его Царство. Многим как-то обидно, что советский праздник ставится на один уровень с Пасхой и Рождеством.

На сырной неделе не положено совершать литургию в среду и пятницу, то есть в те самые дни, когда масленичный разгул достигал своей вершины. Не приходило же никому в голову служить в эти дни какие-то особые молебны, чтобы отвлечь народ от неумеренного поедания блинов и кулачного боя...

Материалы по теме

Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии

Просмотров: 6014
Комментариев: 0

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как это все, такое несовместимое, совместить? 

Просмотров: 10724
Комментариев: 0

Странный праздник Новый год… Праздник напрасного ожидания чуда. Праздник, которому как никакая другая подходит лирическая композиция группы «Абба» — «Happy new year… Happy new year…». Она поразительно точно описывает «постновогодний синдром» с его серым утром. А ведь чудо в этот день действительно произошло. За новогодней суетой мы часто забываем, что 1 января по новому стилю — это день памяти святого великомученика Вонифатия. Того самого святого, которому молятся об избавлении от страсти, способной не только первое утро нового года, но и любое другое сделать серым

Просмотров: 4860
Комментариев: 0

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… 

Просмотров: 4815
Комментариев: 0

Новогодние праздники дарят семье удивительную возможность — побыть вместе, с пользой провести свободное время, насладиться тем, что нет срочных дел, а только самое главное — любящие нас люди. Можно проводить каникулы по отработанному сценарию, а можно организовать вместе с детьми что-то новое. Например, чудо!

Просмотров: 4027
Комментариев: 0

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору

Просмотров: 4031
Комментариев: 1

В период моего воцерковления мне хотелось глобального изменения всей жизни, но, как я уже сейчас понимаю, только с внешней стороны. Истинное, внутреннее состояние своей души я, к сожалению, тогда не видела. Точнее, все меня в ней устраивало, и казалось, что до святости — рукой подать. Оставалось изменить только мир вокруг себя — все то, что не соответствует моим идеалам

Просмотров: 4442
Комментариев: 2

Один из главных и любимых светских праздников, Новый год, приходится на Рождественский пост. Остаться в стороне, не заметить, проигнорировать этот праздник практически невозможно. Многие верующие сталкиваются с проблемой: возможно ли совместить пост и празднование Нового года? И нужно ли совмещать? Как встречать Новый год православному человеку? Своим опытом с читателями делятся гости нашей рубрики

Просмотров: 4216
Комментариев: 0

Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным

Просмотров: 3659
Комментариев: 0

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год

Просмотров: 5489
Комментариев: 1

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый Год, и можно ли праздновать его верующим людям? Откуда взялась новогодняя елка? Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

Просмотров: 4586
Комментариев: 0

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою»

Просмотров: 4010
Комментариев: 0

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян

Просмотров: 4661
Комментариев: 0

Приближается очередной Новый год. И если оставить в стороне его немаловажную гастрономическую составляющую, то можно попытаться разглядеть основной смысл праздника. Позволить себе, как говорил, Экзюпери, роскошь человеческого общения, не впадая в истерику по поводу съеденного или несъеденного

Просмотров: 4118
Комментариев: 0

Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь

Просмотров: 5419
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 10493
Комментариев: 0

Новый Год — праздник, который более всех остальных любим современными российскими жителями. Очевидно, причина в некоей "старорежимности" Нового Года, в чрезвычайно обаятельном отсвете "серебряного века", предреволюционной эпохи...

Просмотров: 5518
Комментариев: 0