Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Служитель Божественной любви
Просмотров: 934     Комментариев: 0

Совсем недолго — чуть менее полугода — возглавлял Саратовскую кафедру епископ Вениамин (Милов), но остался в сердцах христиан всенародно чтимым подвижником благочестия — печальником нашей земли. К месту его погребения всегда приходили люди со своими горестями и радостями, и молитва их была столь небесплодна, что это преданное паломничество длится до наших дней — почти 70 лет. Как свидетельствовал один из очевидцев, когда в 1955 году владыка с большой теплотой и сердечностью произносил с амвона первые слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», прихожане начинали плакать, видя искренность и духовную наполненность его слов. Это был глубокий богослов, аскет и смиренный ученый монах — саратовская паства приняла служение пострадавшего за веру Христову исповедника как милость Божию. А мраморный крест на месте его упокоения на старом Воскресенском кладбище на десятилетия стал ориентиром для ищущих ответы на непростые жизненные вопросы.

Виктор Дмитриевич Милов родился в праздник Казанской иконы Божией Матери, 8 июля 1897 года, в Оренбурге, в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Начав обучение в Яранском духовном училище, Виктор был в 1909 переведен в Вятское духовное училище, которое окончил в 1911 году. В 1917 году он окончил Вятскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Казанскую духовную академию, где ревностно занялся учено-богословскими трудами. Однако через год начались революционные события, и обучение было прервано. На некоторое время Виктор Милов уехал в Вятку к родителям, а затем оказался в Саратове и ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы. Проведя несколько месяцев за переписыванием бумаг, он испросил благословения на монашество у затворника скита саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Прозорливый старец ― иеромонах (впоследствии епископ) Николай (Парфёнов) — отправил Виктора с рекомендательным письмом в московский Данилов монастырь.

В 1920 году Виктор Милов приехал в Москву и поступил в Данилов монастырь. Среди его тогдашних насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной академии Гурий (Степанов), уже епископ. Московская духовная академия, закрытая в 1917 году в Сергиевом Посаде, еще некоторое время продолжала функционировать в Москве под видом богословского факультета, и Виктор Дмитриевич смог продолжить обучение. 7 апреля 1920 года он принял монашеский постриг с именем Вениамин, 12 апреля был рукоположен в иеродиакона. 25 сентября 1920 года епископ Петр (Полянский) рукоположил иеродиакона Вениамина в иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), наперсный крест — епископ Верейский Иларион (Троицкий). В 1922 году иеромонах Вениамин окончил МДА со степенью кандидата богословия, присужденную ему за сочинение «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение».

«Думаю, что из Академии,— вспоминал владыка Вениамин,— я вынес определенную глубину мышления, способность к самостоятельной научной работе, жажду знания и уважение к серьезной научной мысли».

В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен епископом Гурием в сан архимандрита и назначен наместником московского Покровского мужского монастыря. Новому наместнику пришлось приложить немало усилий для того, чтобы более-менее наладить внутреннюю жизнь обители и прихода. С 1926 года Покровский монастырь терпел разорение, а в 1929 году был закрыт его последний действующий храм. Тогда же, 28 октября 1929 года, его наместник был впервые арестован и препровожден на Лубянку, а затем — в Бутырку. После полутора месяцев заключения в Бутырской тюрьме архимандрит Вениамин был этапирован и в течение трех лет отбывал срок в исправительно-трудовом лагере в районе Медвежьегорска, на станции Масельгской. В «Дневнике инока» отец Вениамин кратко описывает эту ссылку и заключает: «Я благодарю Бога: все испытания… были для меня посильны». Господь «научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество… показал степени человеческого страдания».

С июля 1932 года отец Вениамин внештатно служил псаломщиком в Никитском храме города Владимира, 15 июня 1938 года он вторично был арестован, заключен во Владимирскую тюрьму и 31 июля 1939-го приговорен к восьми годам заключения в ИТЛ. Срок отбывал в Устьвымлаге.

15 июня 1946 года он был освобожден и поступил в число братии Троице-Сергиевой лавры, а с осени начал преподавать патрологию в звании доцента в Московской духовной академии. В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора академии. За неполные три года, проведенные на свободе, отец Вениамин написал несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе», «Опыт приспособления “Догматики” митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947–1948 годы, а также собрал и обработал «Троицкие цветки с луга духовного».

10 февраля 1949 года последовал третий арест архимандрита Вениамина, как репрессированный ранее без нового обвинения он был отправлен в бессрочную ссылку на поселение в Казахстан. Он работал в Джамбуле счетоводом и псаломщиком в Успенской церкви. За плечами 57-летнего отца Вениамина было уже почти 17 лет тюрем, лагерей и ссылок, когда 4 сентября 1954 года Джамбульским МВД ему было объявлено, что он свободен и может получить паспорт. В октябре 1954 года Патриарх Алексий I вызвал его в свою резиденцию в Одессе, и вскоре, 4 ноября 1954 года, архимандрит Вениамин был назначен настоятелем храма святого пророка Илии в Серпухове. Спустя три месяца он был хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. Но подвижник уже чувствовал, что дни его сочтены, и в своем слове при наречении во епископа сказал, что переживает «одиннадцатый час своей жизни».

В праздник Сретения Господня того же года владыка Вениамин прибыл в Саратов. Он совершал богослужения не только в праздничные дни, но и по будням, обязательно проповедовал за каждой Литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея было отмечено верующим народом: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. Место своего погребения архипастырь выбрал заранее, ориентируясь на своего предшественника — архиепископа Досифея — за невидимым алтарем разрушенной Воскресенской церкви.

Сохранились воспоминания о епископе Вениамине иеромонаха, а впоследствии архиепископа Михея (Хархарова): «С Еп[ископом] Вениамином мы были знакомы по Лавре. За последние годы, принесшие ему много переживаний, он очень состарился, поседел, ослаб здоровьем. Но, как и прежде, никто ниже Владыки не поклонится, никто с таким терпением, не шелохнувшись (не говоря уже о том, чтобы присесть на кафизмах или часах), не простоит всей службы, никто не имеет такого обильного дара слез, от полноты чувств, источаемых при каждой Литургии, при чтении акафистов и в других случаях. Молитва его настолько сосредоточенная и самоуглубленная, что окружающие невольно проникаются его молитвенным духом и настроением. Он не разрешает в Алтаре не только говорить, но и шептать и подпевать, ибо все это рассеивает молитву. Проповеди его изумительно хороши. Он говорит всегда то, что сам прочувствовал и пережил, поэтому каждое слово его настолько живое, что, говоря образно, если его [слово] разрезать, из него потечет кровь. <…> Верующий же народ очень полюбил Владыку, да и нельзя не полюбить его, т.к. он имеет в себе все то, чего желает и ждет народ от архиерея».

Позднее архиепископ Михей вспоминал о служении епископа Вениамина: «Сразу же он произвел на меня впечатление сильной личности и очень духовно настроенного человека. <…> Внешне — это был суровый аскет. В храме неприступно строг, но кто знал его близко, для тех он был сердечный и мягкий человек. <…> Владыка Вениамин был одаренным проповедником… Говорил он всегда с большим чувством. У него был замечательный сильный голос, бас, которым он исключительно хорошо и умело пользовался».

2 августа 1955 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался в связи с острой сердечно-сосудистой недостаточностью. В течение следующей ночи Свято-Троицкий собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли к телу своего архипастыря, некоторые ночевали прямо в храме. После отпевания гроб с телом Преосвященного Вениамина был обнесен по галерее вокруг собора. Вся площадь напротив собора была заполнена народом. На месте его погребения на Воскресенском кладбище в советское время регулярно служились панихиды.

Богословские работы владыки публиковали в «Журнале Московской Патриархии»; много лет спустя его кончины, в 1977 году в Брюсселе, вышла в свет его книга «Чтения по литургическому богословию». Находясь в ссылке, он писал: «…сам я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу».

Архиепископ Михей вспоминал: «Смерть Вл[адыки] Вениамина поразила всех своей неожиданностью. Правда, сам покойный Владыка еще задолго до нее готовился и ожидал своей смерти. <…> Нередко в частных беседах он говорил о своей близкой смерти, но этому не придавали мы тогда должного значения, потому что он перед смертью болел только лишь полтора дня. <…> За пять месяцев своего служения на Саратовской кафедре покойный Владыка снискал себе такое расположение и такую любовь, что почти все прихожане приняли смерть Вл[адыки] как свое личное большое горе. Свою любовь к почившему они выражали не только тем, что собирались в огромном количестве на все заупокойные службы, но и в течение всех сорока дней весьма многие ежедневно навещали его могилу, которая неизменно украшается новыми цветами даже до сего дня. <…> Покойный Владыка был в жизни большой аскет, постник и молитвенник. Он с исключительной строгостью относился к себе и отзывчиво и любовно ко всем окружающим. Надеемся, что своими страданиями… и подвигами он снискал себе вечное блаженство в Царстве Небесном и дерзновение молиться и ходатайствовать за нас».

[Подготовил Валерий Теплов]
Материалы по теме

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей. В этом году отмечается 65-летие со дня его кончины. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой»

Просмотров: 6166
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 2986
Комментариев: 1

Значительную часть духовного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют его письма. Это просто чудо, что они сохранились во времена гонений и лихолетья. Давайте себе представим: владыка более семнадцати лет провел в лагерях и ссылках, а поднадзорным он был всегда. И то, что люди бережно сохраняли его письма, которые в любой момент могли стать уликой против них самих, говорит о том, что эти листочки были им крайне дороги

Просмотров: 3898
Комментариев: 0

2 августа — годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) — подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Просмотров: 3428
Комментариев: 0

В своих письмах из ссылки архимандрит Вениамин рассказывает о пережитом, о сложностях быта ссыльного, иногда просит о помощи. Но главное – это была единственно возможная для него беседа с близкими ему по духу и дорогими людьми. Как духовник, он отвечает на вопросы, дает советы, разъясняет недоумения. И многие из его советов и сегодня важны для всех, кто стремится к духовной жизни

Просмотров: 6983
Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев — с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет

Просмотров: 3371
Комментариев: 0

13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых. Епископ Вениамин (Милов) более семнадцати лет провел в тюрьмах и ссылках. Сохранившиеся письма из ссылки в Казахстан датированы 1949–1954 годами. В них будущий владыка рассказывает о пережитом, делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем

Просмотров: 3720
Комментариев: 0

2 августа 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Преосвященного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского. Этот архипастырь — один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. Ежегодно в Ильин день — день памяти владыки Вениамина, и в день празднования в честь Собора Саратовских святых у его могилы на Воскресенском кладбище служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 4166
Комментариев: 1

2 августа — день памяти саратовского архипастыря епископа Вениамина (Милова), которого почитает множество православных христиан. Без сомнения, он оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств

Просмотров: 4126
Комментариев: 0

Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук

Просмотров: 4305
Комментариев: 0

Владыка Вениамин (Милов) скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев

Просмотров: 3582
Комментариев: 0

В Саратове состоялась премьера документального фильма «Сердечное знание Епископа Вениамина». Работа над фильмом об удивительной судьбе Епископа Вениамина (Милова) (†1955) — саратовского архипастыря, подвижника, почитаемого далеко за пределами епархии — продолжалась около года. Ее проводила совместная творческая группа Нижне-Волжской студии кинохроники и епархиального информационно-издательского отдела. Съемочная группа работала в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, где начинался монашеский путь Владыки. В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших Владыку Вениамина (протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009))

Просмотров: 4053
Комментариев: 0

Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда...

Просмотров: 4497
Комментариев: 0

Значительную часть опубликованного письменного наследия Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской земли, составляют письма к семье Пелихов — священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. «В лице Вашей семьи я получил от Бога и брата, и сестру, и детей»,— слова благодарности не раз повторяются в письмах, написанных в годы тяжелейшей для будущего Владыки казахской ссылки (1949-1954 годы)...

Просмотров: 5921
Комментариев: 0

2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии...

Просмотров: 3449
Комментариев: 0

Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин ― самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему ― попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 5803
Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) (†1955), без сомнения ― самый почитаемый из подвижников и исповедников Православия на саратовской земле. Все служение Владыки ― от монашеского пострига до кончины ― протекало в тот страшный период российской истории, когда Церковь была приговорена к полному уничтожению. Сам он провел в тюрьмах и ссылках семнадцать лет. В краткосрочных «перерывах» между арестами ему удалось создать несколько значительных богословских работ. Предлагаем вашему вниманию отрывки из писем Владыки Вениамина к духовным чадам, в которых говорится о возможности и необходимости «оживления сердца» ― стяжании благодатного чувства присутствия Божия рядом с нами

Просмотров: 4643
Комментариев: 0