13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых.
Ежегодно на Воскресенском кладбище Саратова, где захоронено множество казненных в годы репрессий, служится панихида. На ней читается особый синодик. «Работа в архивах приносит свои плоды — мы узнаем все больше имен людей, пострадавших за веру во время гонений, поэтому каждый год увеличиваются списки для поминовения, которые зачитываются во время панихиды, — рассказывает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. — Мы молимся о том, чтобы Господь упокоил души этих людей в селениях праведных, и о том, чтобы никогда больше на нашей земле не повторилось того страшного самоуничтожения, которое совершил наш народ в ХХ веке».
Сложилась традиция служить после этой панихиды и литию на могиле почитаемого саратовского подвижника епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова (†1955 г.)). Все его служение в священном сане (1920–1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок.
Настоятель московского Покровского монастыря архимандрит Вениамин был впервые арестован в 1929 году, обвинен в обучении детей Закону Божию на дому и приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. Свой первый лагерный срок он отбывал в районе Медвежьегорска в Карелии. В своем дневнике он очень сдержанно рассказывает о кошмаре этапирования и лагерной жизни и искренне благодарит Бога за попущенные испытания: «Жестоких людей, по милости Божией, я не встречал в лагере. И Ангела смерти Господь не послал ко мне за это время для исторжения моей души, еще не готовой к загробной жизни. Он только научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, несколько освободил меня от склонности к сентиментализму, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость».
«Лагерем не кончился мой крест, а начался», — пророчески записал в дневнике будущий архипастырь. В 1937 году он был арестован вновь: на сей раз архимандриту Вениамину ставилось в вину «участие в антисоветской организации». 31 июля 1939 года он был приговорен к восьми годам ИТЛ, наказание отбывал в Устьвымлаге на Крайнем Севере.
В феврале 1949-го насельник Троице-Сергиевой Лавры, профессор МДА архимандрит Вениамин снова был арестован и без суда и следствия отправлен в ссылку в Казахстан. Первые полтора года жил в колхозе близ села Байкадам, затем получил разрешение на переезд в г. Джамбул.
Сохранились письма архимандрита Вениамина из этой ссылки. Они датированы 1949–1954 годами, адресованы протоиерею Тихону Пелиху и его супруге Татьяне Борисовне, которые взяли на себя заботы о духовном отце. В своих письмах будущий владыка рассказывает о пережитом (в Казахстане он в буквальном смысле, по слову Спасителя, не имел, где приклонить голову), делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем. Полностью их можно будет прочитать в сборнике «Святая наука смирения», который готовится издательством Саратовской митрополии.
***
Дорогие о Господе! Как я порадовался письму от Вас. В первый раз услыхал о Ваших жизненных новостях, которые мне весьма интересны. Благодарю за любовь Вашу ко мне. Ее я помню всегда и ношу в сердце… Живу в юрте на жниве. Сильно устаю на работе. Это письмо пишу ощупью, поздно вечером у юрты. Весь я в грязи. Стирка белья невозможна. Вообще, быт тяжелый. Но все надобно терпеть ради Христа…
***
…Много радует меня получение Ваших писем. Как будто лично поговорю, когда почитаю Ваши письма. Больше мне не с кем говорить, как только языком письменных строчек с родными, живущими вдали.
Бес также не оставляет меня, но воздвигает мысленную брань. Приходится все терпеть: и грязь жилищ, и неприятности по работе, длиннейшие хождения, массу тревог. Но да будет святая воля Божия. Господь знает, что мою неисправность можно очистить только большими ударами. И в то же время с Вашей стороны и от некоторых немногих других лиц встречаю духовное утешение.
Сейчас у нас разыгрался пыльный ураган. Я заблудился в поле, за два шага ничего не было видно. Зашел в чужой колхоз. От пыли чуть не ослеп.
В себе вижу тучу слабостей, недостатков и чувствую, как нужна человеку благодать Святого Духа и в то же время личное напряжение к добру и молитве. Погибать легко нравственно, но стоять в Боге мысленно и деятельно можно только при непрерывном личном напряжении. Хотя бы это было по инерции ума…
***
Дорогого о. Тихона прочитал слова на бумажке, в которую была завернута просфора. Спаси его Христос! Как это все меня утешило! Но утром на другой день действительность снова поставила меня лицом к лицу пред горем. Главное — знаете, что тяжело? Это всегдашняя скованность зависимостью от колхозного режима. Ежеминутно жди: вот-вот куда-нибудь пошлют. Заставят делать то, что тебе чуждо, например: чистить колодцы по вечерам, где-либо на холоде держать за поводья лошадь председателя колхоза в то время, как он где-либо кушает и благодушествует. Необходимость вменять себя за ничто постоянно — нелегка…
***
В горе своем за последний год одно только чувствую, что при тяжких переживаниях душа действительно имеет в Боге не только близкое Существо, не только единственного Отца, но и основу самого бытия. И когда накапливаются тяготы дня, при обращениях к Нему всегда чувствуется стояние пред Живым, внимающим Существом и всеблагостным Утешителем. И после обращений к Богу в жгучих печалях становится понятным, каким образом, когда «мы в Нем, Он в нас», то есть тогда состояние молящегося похоже на настроение дитяти, покоящегося на груди матери.
***
В одиночестве одно утешение, кроме получаемых от Вас, — это живое слово Божие. Господь так устрояет жизнь, что при недостатке руководителей то одно изречение Писания, то другое полагается в душу с такой яркостью, как будто эти слова сказаны для меня. И эти слова то обличают, то утешают.
***
Родным моим деточкам (строки адресованы детям Пелихов Кате и Сереже. — Ред.) желаю в наступающее лето провести каникулы в сдержанной осторожности и серьезности души, чтобы чем-нибудь не огорчить папу и маму. Покой родителей есть и ваш покой. Если вы сохраните к родителям бережение их покоя, то в этом найдете и свой покой и счастье. Иначе и на каникулах не отдохнете. Господь да сохранит всех вас и благословит.
***
Пишу редко, потому что сейчас переживаю одно из самых тяжких переживаний, какие только выпадали на мою долю за всю прошлую жизнь. Прежде были какие-то сроки наказания. Теперь — поселение без срока… без храма… без своей среды… без места служебного… в полном нравственном и внешнем одиночестве. Если бы Ваша родная ласка не скрашивала моего положения, мне было бы еще тяжелее. В начале пребывания здесь еще физически было до крайности мучительно. Теперь — только остались внутренние муки…
***
Благодаря храму я ожил. Слава Богу, извлекшему меня из тины и поставившему во дворе дома Своего. Какое безмерное значение для души имеет благодать храма. Благодать Божия производит в душе чрез храм, подобно пчеле в улье, мед добродетели, сладость небесных позывов, творит все чистое и богоугодное. Благодарение Господу за Его долготерпеливое попечение о мне.
***
Дорогая Т.Б! Вы напрасно придаете много значения физическим недугам и их последствиям. Наша жизнь в руках Божиих. И с болезнями еще поскрипите, и о детках также поболеете, забывая себя, чем и улучите свое спасение. Кланяюсь приснопомнимому Тихону Тихоновичу, деткам желаю приумножения послушания, успехов в развитии души.
***
Живую Божию руку над собой всегда чувствую. Безмерно хочется благодарить Господа за все Его не заслуженные ничем милости ко мне. Желание в душе одно: как бы умолить Бога о благодати совершенного обращения к Нему. Чувствуешь себя в тенетах греха совершенно ничтожным и в то же время сознаешь, видишь и чувствуешь милосердие Божие. Успеть бы только покаяться и оторваться от зла, выйти из увлекающей трясины всяких греховных помыслов, и чувств, и привычек.
***
Еще хотелось высказать несколько мыслей по поводу молитвы нашей к Богу. Опыт жизни, знаете ли, приводит в конце концов к живому убеждению, что мы не только «ничто», но без Бога — «пустое ничто»… Потому необходимо пред началом всякого дня молиться Господу о том, чтобы Он положил печать силы Своей на все, что мы мыслим, говорим и делаем. Например, можно молиться такими словами: «Господи Боже! Даруй мне в наступающий день Твою силу и положи ее как печать на мой ум, сердце и волю. Даруй мне благодать обращения со всеми, чтобы я не огорчил Твою святую любовь своими грехами». Подобная молитва должна быть первым криком больной и немощной души к Богу, первой молитвой о содействии свыше.
***
В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться. Еще мы должны помнить, что исправляет человека — в ответ на его понуждения себя к добру — не человеческая воля, а Сам Господь Иисус Христос. Нам дана способность противиться борющим нас злым и другим помыслам и отвергать их, а исправляет наш характер Господь. Мы должны особенно беречься недружелюбия к кому бы то ни было. Удаляющийся от человека — удаляется от Бога. Мы спасаемся чрез доброе отношение к другим и чрез строгое отношение к себе благодатию Христовою.
***
За последнее время сильно чувствую необходимость готовиться к переходу «домой», то есть к смерти. Сердце плохое, физическая ослабленность бесспорна. И в то же время очень ярко чувствую руку Божию над собой. Бог близок всегда к нам. Все слышит, всегда отвечает на молитвы не только сменой наших внутренних состояний, но и кризисами в наших внешних положениях. Почему он попускает нам пребывать в горниле разных искушений, это мы узнаем после.
Думаю, что и Т. Б. испытывает временами ослабление духовной энергии для вящего смирения. Если бы все и всегда было у нас хорошо, то мы на все стали бы смотреть с высокой колокольни. А теперь, при оставлении нас временно благодатию, мы и смиряемся, и окаяваем себя, и уничижаем. А Бог сердца сокрушенного и смиренного не уничижит (ср.: Пс. 50, 19).
***
Я сейчас как-то отдыхаю после всех прежних волнений, но почему-то думается, что это — временно. Еще одна особенность жизни… Как время бежит! Его ловишь, а оно убегает. Незаметно, таким образом, подкатишься и к смерти. Было бы только с чем умирать. Но внутри — ничего нет, кроме вопля о помиловании. …Бог, правящий каждым человеком, всегда жив и от лица Божия судьба (человеческая) изыдет (ср.: Пс. 16, 2).
Газета «Православная вера» № 17 (541)