Предлагаем вашему вниманию воспоминания жительницы Москвы, семья которой долгие годы была тесно связана с будущим епископом Вениамином (Миловым). Эти воспоминания были записаны в декабре 2008 года во время съемок документального фильма о Владыке.
Мой отец — автор воспоминаний, которые вошли в «Дневник инока» [1]. Он не раскрывает там своего имени, позвольте и мне этого не делать, потому что папа по какой-то причине этого не хотел…
Мой дед и отец были профессиональными художниками. Папа был, собственно, воспитан Владыкой с детства, и многое в нашей семье было связано с ним. Сама я видела Владыку, только когда была совсем маленькой, но его духовные наставления и воспоминания о нем постоянно присутствовали в нашей жизни.
Как я понимаю, когда архимандрит Вениамин познакомился с моими родными [2], он был еще совсем молодым человеком (ему еще не было 40 лет). Удивительно, что он, человек из другого мира — потомственный священник, не имевший никакого специального художественного образования, смог понять те проблемы, которыми жил дед,— проблемы художественного творчества, и смог соединить их с вопросами духовной жизни. Отец рассказывал, что это был невероятно тонкой души человек, удивительно изящный во всем.
Дед был глубоко верующим, но в силу условий жизни тех лет (середина 1930-х годов), он не мог быть открыто верующим, и это его мучило. Он был очень активным человеком и творчески, и в социальном плане, но он, конечно, не мог каждое воскресенье ходить в храм, просто потому, что это было невозможно в той ситуации. И Владыка все это понимал и не требовал от деда выходить на открытое противостояние в то время. Но он писал: «Съездите как-нибудь в Сергиев Посад или где-нибудь на краю Москвы зайдите в храм, где вас никто не знает. Необходимо бывать в храме».
Дед рассказывал, что Владыка все принимал в своей жизни как волю Божию, такое было у него правило. И еще одно его наставление, так и отец нас воспитывал: идти по жизни прямым путем. Бывают в жизни такие ситуации, когда кажется, что лучше в чем-то схитрить. Но нет, идти надо прямым путем. Вот это его благословение.
«Беспроводной телеграф»
Это, конечно, очень личная история — о том, как произошла встреча моих родителей. Они оба художники, учились в одном институте на разных факультетах, теоретически они могли бы встретиться там, но все произошло так.
Моя мама была очень красивой, за ней ухаживали разные кавалеры, но никто ей не нравился. Она жила с тетушкой, потому что родители ее погибли — в 1937 году были расстреляны. Жили они в Царицыно, в одном дворе с матушкой Матроной [3], и тетя старалась советоваться с матушкой Матроной по всем делам. Как-то один из кавалеров пригласил маму в гости в Ленинград, но тетушка сказала: «Я тебя не отпущу, если ты не благословишься у матушки». Мама пошла к матушке, та благословила, но сказала и такую фразу: «Яблочко свою половинку найдет». Мама поехала, вернулась разочарованная, как-то ей в той семье совершенно не понравилось. Дальше продолжала учиться.
А Владыка, духовник папы, в то время, уже после второй ссылки, стал насельником Троице-Сергиевой Лавры, и наказал папе каждое воскресенье обязательно приезжать к нему. Папа садился на первую электричку, успевал к концу ранней литургии, которую всегда служил Владыка и на которой всегда проповедовал. Потом оставался в Трапезном храме на позднюю литургию и слушал еще одну проповедь, потому что Владыка по воскресеньям проповедовал дважды. И потом у них была возможность пообщаться. Как-то Владыка взял яблоко и со словами: «Думаешь, у меня не получится?» — разломил пополам, одну половинку дал отцу, а другую оставил себе. Вскоре после этого случая папа с мамой познакомились. Вот вам и половинка яблока! Знаете, есть такое выражение: «беспроводной телеграф»?
«Батюшка, помоги!»
Еще чудо, явное совершенно, связанное с родителями и Владыкой… Мама в последние годы своей жизни очень тяжело болела, у нее был тяжелый склероз. Сейчас многие люди так болеют, уходят из дома, не помня себя, и пропадают навсегда… Мама несколько раз уходила из дома, но как-то так случалось, что ее сразу кто-то видел и возвращал домой. Но однажды утром мы встаем, каждый занимается своими утренними делами, и вдруг понимаем: мамы нет, дверь открыта. Недалеко от дома остановки транспорта, то есть мама на любой транспорт сядет — и все… И мы всей семьей побежали искать, обежали весь квартал, все его уголки — мамы нет. Я помню ужас, с которым я возвращалась домой без всяких известий только с одной мыслью: как я сейчас папе скажу, что не нашла никаких следов мамы? Как я это папе скажу? Ясно было, что он просто не пережил бы этого.
Подхожу к дому — а навстречу выходит сияющий папа: мама нашлась! Он рассказал, что тоже побежал сначала за нами на улицу. Потом понял, что своими силами найти больную маму нереально. Вернулся домой, взял портрет Владыки и сказал: «Батюшка, помоги!» — он называл Владыку батюшкой всю жизнь.— «Батюшка, я без нее не могу!». С этим портретом он вышел на улицу — и к нему навстречу идет мама. Просто идет...
Дорогие читатели! Если вы обладаете какими-то сведениями о пребывании Владыки Вениамина на Саратовской кафедре, или стали свидетелями случаев его благодатной помощи, пишите нам, в газету «Православная вера».
Преосвященный Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский
Родился 8 июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Революция 1917 года прервала его учебу в Казанской Духовной Академии. В 1919–1920 годах жил и работал в Саратове, здесь получил благословение на монашество, и в 1920 году принял постриг в московском Даниловом монастыре. В 1922 году окончил Московскую Духовную Академию. С апреля 1923-го архимандрит Вениамин — наместник Покровского монастыря. Уже здесь проявилась любовь народа к своему пастырю — мудрому духовнику и талантливому проповеднику.
В октябре 1929 года пережил первый арест и был приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в Карелии. В 1938-м был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к восьми годам лишения свободы.
Летом 1946 года, после освобождения, поступил в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Преподавал во вновь открывшихся духовных школах апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, защитил магистерскую диссертацию, служил в храмах и много проповедовал.
В феврале 1949-го вновь был арестован и выслан на поселение в Казахстан. На пять лет его уделом стали тяжелый физический труд, нужда и болезни; много страданий доставили оторванность от храма, невозможность участия в Таинствах и богослужении.
Вскоре после освобождения, 4 февраля 1955 года, архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротония состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев. Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия.
Из писем Епископа Вениамина [4]
Всякий раз, как что бы то ни было скорбное ни посетило вас, укорите себя за саможаление... превратите свои думы в молитву о помощи свыше... Короче, от самоукорения чрез молитву порывом воли устремляйтесь к делу.
Знайте, что счастье наше вот в чем: когда к человеку приходит сила Божия и напоит его, как губу, живой своей водой, тогда он, упоенный, насыщенный, ничего уже не желает: ни телесных удовольствий, ни сладкой пищи, ни земных удобств, ни зрелищ, ни сладких чувственных впечатлений вообще… Вот этого-то упоения действием Божиим я и желаю вам.
Для силы благодати мы, пока не отрешились от греховных расположений, представляем закопченное стекло. Протирается это стекло понуждением себя к молитве, чистой исповедью, слезами сокрушения и действием Святых Даров. Пока нет у нас отказа от привычных расположений, до тех пор лишь в меру нашей решимости приходит к нам и действие Божие.
Сокрушение — дар Святого Духа, а чистосердечие исповеди зависит от нас. Суть исповеди — это попрать гордость, которая сжимает душу и мешает ей быть откровенной. Что касается перемены на лучшее после исповеди, то она вытекает из меры нашего смирения. Когда смирения нет и нет приверженности к Богу, то никак сам не изменишься. Дальше дряблого сентиментализма не уйдешь. Вот и я плачу и скорблю о себе, всегда молю, чтобы Господь Сам изменил меня, но до сих пор все так плохо у меня, что ручьев слез недостаточно для оплакивания своей греховности. В таком же положении, думаю, и вы находитесь. Хотим мы с вами исправиться, а наступает час испытания — и все наши добрые намерения разбиваются вдребезги. Отчего? Да оттого, что мы еще не приобрели в воле центра, устойчивости через силу благодати. Исправление вот когда настанет у нас — как только натерпимся мы своей нищетности для добра, исстрадаемся в своем бессилии измениться и как только беззвучно, но пронзительно для Неба закричим: «Боже! Нет мне от дел моих спасения. Я без Тебя погиб. Чуда жду. Оживи меня Твоею силою! Спаси по милости Твоей!» — тогда-то приходит неизвестно откуда Божия благодать и переплавляет всю нашу греховность. Начало же спасения, безусловно, в чистой исповеди.
[1] Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. М., 1999. Издание содержит наиболее полные на сегодняшний день сведения о жизни Епископа Вениамина — его собственные записи и воспоминания духовных чад.
[2] Знакомство произошло в 1935 году.
[3] Святая блаженная Матрона Московская.
[4] Публикуется по: Дневник инока, указ. изд.