Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Свет на Иордане
Просмотров: 431     Комментариев: 0

Кто из нас не слышал выражения «Вода — это жизнь»? Все знают: Земля — живая планета именно потому, что на ней есть вода. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою,— так говорит Книга Бытия (Быт. 1, 2). Значит, вода была создана вместе с землею, так же, как кровь человека — вместе с ним самим. Небесные тела, лишенные воды, созданы позже, и предназначение их иное — это светила на тверди небесной для освещения земли, отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1, 14). Вода делает возможной жизнь на земле. 18 и 19 января мы вновь переживем событие, благодаря которому вода теперь делает возможной нашу жизнь в вечности.

https://ru.freepik.com/Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 13–17).

Итак, речь идет о Крещении Иисуса в Иордане. Какие события предшествуют этому? Родственник Христа, Его Предтеча и Креститель Иоанн исполняет свою миссию — ту, которую предвидел еще пророк Исаия: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 3; ср.: Ис. 40, 3). Он готовит народ Израиля к встрече с Мессией — Христом, проповедуя покаяние: люди, приходящие к Иоанну, омываются в водах Иордана, исповедуя при этом свои грехи (см.: Мф. 3, 6). Этот обряд в Евангелии именуется крещением Иоанновым, но это еще не крещение в христианском смысле данного слова. Христианское крещение — таинство, совершаемое посредством воды и раскрывающее перед каждым из нас двери в Царство Божие (но отнюдь не вселяющее нас туда автоматически!) — стало возможным после того, как в иорданские воды погрузился Богочеловек, после того, как Он освятил естество воды. Именно в ту минуту вода стала средой, которая, как сказано в каноне утрени праздника, обновляет истлевшего Адама. Христос, «очищений же яко Бог не требуя(то есть будучи безгрешным.— М.Б.), падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует» — то есть разрешает конфликт человека с Богом и дарует нам мир, превышающий все возможные построения нашего ума. Там же, в каноне, мы читаем о том, что «неплодная древле и безчадная люте» ветхозаветная Церковь, став Христовой Церковью, водою и Духом будет теперь рождать себе детей; дети же ее прославят Бога. Таким образом, мы встречаем праздник устроения крещальной купели как торжество нашего спасения и бессмертия.

***

https://ru.freepik.com/Однако само слово «крещение», используемое в этом евангельском тексте, может вызвать недоумение: ведь оно происходит от слова «крест», а события, о которых идет речь, произошли за три года до Креста на Голгофе и задолго до того, как крест стал знамением христианства. Почему же здесь говорится, что Иоанн крестил, а Иисус крестился? Действительно, это слово появилось лишь в славянском переводе Священного Писания; в оригинале же использовалось слово «омовение» или «погружение» (греческое «баптисмос»). Отсюда же и принятое в большинстве европейских языков именование Иоанна Омывателем (англ. JohntheBaptist; фр. Jean Baptiste), а не Крестителем, как привыкли звать его мы. Однако не надо думать, что слова «крещение» и «крестил» здесь — лишь ошибка или некий алогизм. Нет, здесь спонтанно обретается подлинный и великий смысл. Вспомним слова апостола Павла: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3–4). Всякий христианин — участник Христовой смерти; через три года после иорданских событий Иисус умрет на Кресте ради того, чтобы мы обрели новую жизнь. Без Его Жертвы наше спасение не состоялось бы; без нее не имело бы смысла и Его погружение в Иордан. И потому сегодня непосредственно по крещении человека, будь то ребенок или взрослый, на него надевают крест, а далекое событие, сделавшее это таинство возможным, называют так же — Крещение.

***

У ожидаемого нами торжества три названия. Крещение — самое распространенное, его смысл нам уже понятен. Второе имя праздника — Богоявление. Именно этот смысл отражен в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». (Перевод: «При Крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе».)

Тропарь передает событие, о котором схоже свидетельствуют  евангелисты-синоптики — Матфей, Марк и Лука:Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). А святой апостол Иоанн Богослов передает слова своего соименника Предтечи: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. <…> …я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 31–33).

На Иордане Творец впервые являет Себя человечеству в Трех Лицах: мы слышим голос Отца, видим Сына, исполняющего всякую правду (см.: Мф. 3, 15) и освящающего естество воды, и на наших глазах происходит движение Духа, напоминающее трепетный полет голубя или даже самого голубя (напомним, что Дух как Бог не ограничен пространством, поэтому Его видимые явления — сошествие на Христа на Иордане, сошествие на апостолов в день Пятидесятницы — нельзя воспринимать как перемещение с места на место, но лишь как проявление в действии).

Наконец, третье название этого январского праздника, в настоящее время почти забытое,— Просвещение. Завершающий седален канона гласит: «Явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских и сущия во тьме и сени спящия просветил есть, ибо прииде и явися Свет Неприступный». Просвещенные Господом, мы призваны ходить в Его свете, хранить Его заповеди. Ведь и Крещение Господа в Иордане, и крещение каждого человека — будь то младенец, за которого это решение приняли родители, или сознательно желающий креститься взрослый человек — это в любом случае только начало пути.

***

Всем известно, что и накануне Богоявления, в Крещенский сочельник, и в сам день праздника совершается чин Великого освящения воды. Это удивительно красивое, богатое чинопоследование. Паремии из Книги пророка Исаии говорят о воде как о животворящей стихии, как о Божием даре, воспевают красоту тварного мира и щедрость Творца. Священнические молитвы Великого освящения — это восхищение величием Бога: «Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырьми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах…».

…И одновременно — благодарность за Его истощание, за то, что Он из любви к нам «в наше немощное и нищее одеявся смешение»и«рабскою рукою во Иордане креститися претерпел еси».Благословляя воду, священник просит дать ей «благодать избавления, благословение Иорданово», сделать ее для нас источником духовного и телесного исцеления. И как же грустно бывает после такой словесной красоты, после такой премудрости наблюдать грубо-утилитарное, потребительское, магическое отношение к христианской святыне, именуемой великой агиасмой. Сколько людей с бидонами и канистрами появляются в церкви, когда уже всё закончилось — и Литургия, и чин освящения! Они не хотят ни во что вникать, досадливо отмахиваются, если с ними пытаются побеседовать. У них лишь одна цель - набрать воды, в чудесные свойства которой они, что интересно, верят. Грустно, да, но что поделаешь, каждый из нас свободен в своем выборе. Главное — чтоб мы сами никогда не пытались получить что-то от Бога, не отдавая Ему при этом своего сердца.

Газета «Православная вера», № 01 (741), январь 2025 г.