28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым.
Подготовка к великому торжеству
Рождество Христово — одно из величайших событий Священной истории, особенный праздник. Чтобы понять, почувствовать это, необходимо отвлечься по возможности от всего житейского, суетного, дать духу, душе, хотя бы в какой-то мере освободиться от давления плоти. К торжеству необходимо подготовиться. И такой подготовкой становится пост — время воздержания в пище, удаления от развлечений, земных удовольствий, время покаяния. Благодаря посту в воспрянувшей душе высвобождаются силы для общения с Богом.
Постный рацион
Во время Рождественского поста нельзя употреблять пищу животного происхождения — будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и т.п. Разрешены только растительная пища и рыба. Но и рыбу можно есть лишь в субботу, воскресенье и дни праздников. Время со 2 по 7 января (с 20 по 25 декабря старого стиля) — дни особо строгого поста. Даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Именно на Рождественский пост приходится празднование гражданского Нового года. Нужно подходить к этому празднику разумно: не обижать близких, которые хотят повеселиться в семейном кругу, и в то же время помнить о посте.
Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья постящегося. Есть церковный Устав — достаточно строгий, и есть более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Но нужен подход индивидуальный — необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Общий подход таков: для того, чье здоровье не позволяет поститься в соответствии с Уставом, возможно снисхождение. А человеку здоровому пост идет лишь на пользу. Просто в посте, как и во всем, необходим навык, привычка.
С чего начинать
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Но именно воздержание, а не изнурение тела. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Начать хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны,— злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. Каждый сам должен определить, сколько требуется ему в сутки пищи; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой еды и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие — неспособности к делу.
«Истинный пост — удаление от зла»
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может навредить, если человек, воздерживаясь от пищи, начинает гордиться этим. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Святитель Иоанн Златоуст говорил о посте: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
«Пост – путь к покаянию…»
***
Преподобный Ефрем Сирин:
Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост — благоустройство города, благочиние торжища. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков! Аминь!
***
Преподобный Серафим Саровский:
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом.
В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и дух, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает.
***
Преподобный Иоанн Колов:
Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут.
***
Святитель Василий Великий:
Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия... Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.
***
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышать слово Божие, услышьте завет Божий — и отпустите. Простите ближним согрешения их пред вами.
***
Преподобный Кассиан Римлянин:
Если, постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей части… нашего естества, которая собственно соделывается жилищем Святого Духа.
***
Праведный Иоанн Кронштадтский
И с какой любовию, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству.