У православных христиан начался Рождественский пост. Моменты, связанные с постом, часто вызывают много вопросов: как поститься? для чего? каков смысл поста? На эти и другие вопросы мы попросили ответить клирика храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) протоиерея Александра Писларя.
Этот путь — правильный
— Отец Александр, в начале нашей беседы стоит, наверное, обозначить разницу между Великим и Рождественским постом. Оба связаны с величайшими событиями в истории христианства, в чем особенность Рождественского поста?
— Великий пост возник раньше Рождественского, и по его образцу в более позднее время, в IV веке, был установлен Рождественский пост. В древнем Типиконе Рождество называют второй Пасхой, и так же, как Воскресение Христово мы предваряем святой Четыредесятницей, перед Рождеством Христовым начинается пост, который называют малой Четыредесятницей. Он не такой строгий, как Великий пост, и по своим правилам больше приближается к Петрову посту. По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам по Уставу разрешается вареная пища, растительное масло и вино, а по субботам, воскресеньям и в праздничные дни разрешается вкушать рыбу.
— Сухоядение — это, наверное, не для нас, мирян?
— Устав о посте изначально создавался для монастырей, причем было несколько Уставов, и они отличались друг от друга, потому что формировались в разных странах у разных народов, это были в основном южные страны с теплым климатом. У нас в России не растут оливки и нет такого изобилия фруктов, и хотя Русская Церковь полностью приняла этот Устав, но адаптировала его все-таки к своим особенностям. Пост может изменяться в сторону послабления, учитывая местные условия, характер работы человека, его возраст, состояние здоровья и т.д. Но это только по благословению приходского священника.
— Если говорить о гастрономической стороне поста, в чем его принцип? Ни в коем случае не есть скоромных продуктов или можно воздерживаться от того, к чему привык? Например, обходиться без кофе, запретить себе шоколад и т.д.
— Это вопрос не столько гастрономический, сколько духовный. Чем Православная Церковь отличается, например, от протестантской? У протестантов поста нет вообще, но если христианин хочет принести некую жертву Богу, он может самостоятельно держать пост, при этом сам определяет его продолжительность и строгость. Пост православных христиан характеризуется очень строгой дисциплиной. Хотя мы и говорим, что Устав может корректироваться по разным причинам, но он четко говорит, что можно употреблять, а что нельзя. Для православного человека полезно следовать Уставу, его дисциплине. Если же человек сам для себя решает, что он будет есть скоромную пищу, но откажется от любимых продуктов, здесь открывается поле для своеволия, и человек может просто запутаться. Мы должны выполнять то, что мудро выработано веками, то, что делали до нас наши предки. Этот путь прошли люди, которые своей святостью подтвердили, что он правильный. И никто из них пост не отвергал: ни преподобный Серафим Саровский, ни блаженная Матрона Московская, ни святитель Лука (Войно-Ясенецкий), ни древние святые. Мы, следуя этим путем, ничего особенного не совершаем. Пост — это очень полезный для нас инструмент, важный и благодатный на пути нашего спасения. Если человеку не по силам его держать, надо обращаться к своему духовнику, который благословит некое послабление. Сам человек ничего себе назначать не должен.
Начать надо с доверия к Богу
— Отец Александр, человеку, никогда не постившемуся, трудно приступать к многодневному посту. С чего ему начать? Как осознать для себя необходимость поста?
— Начать надо с доверия к Богу и Святой Церкви как вместилищу благодати Божией. Когда ребенок делает первые шаги, а мать его подбадривает, он смело идет ей навстречу, потому что знает: мама его не оставит. Конечно, для новоначального поститься в первый раз будет трудно, но ведь он учится быть христианином! Пост, как и молитва, требует постижения в течение всей нашей жизни. Две самые распространенные ошибки у начинающих — это чрезмерно строгий пост, который может привести к изнеможению, и другая крайность, когда человек начинает себя жалеть, ему кажется, что пост — это не для него. Не надо бояться ошибок, со временем появится опыт. Очень важным моментом на пути осознания необходимости поста для новоначального христианина являются его плоды. Пост благотворно действует на всего человека: и на душу, и на тело. Постящийся человек становится немного другим, он чувствует свою близость к Богу. Это и есть те плоды, которые укрепляют человека на этом пути, вдохновляют на дальнейшие подвиги, приносят духовную радость. Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества.Пост — это тот путь, который нам показал Сам Господь, когда в начале Своего земного служения, прежде чем выйти на проповедь, провел 40-дневный пост в пустыне. И все великие пророки, в том числе Креститель Господень Иоанн Предтеча, были великими постниками.
Берегитесь закваски фарисейской
— Известно, что фарисеи очень тщательно придерживались закона, в том числе в отношении поста. Но это не помешало им отвергнуть Бога. Что Вы скажете по этому поводу?
— Христос обличает людей, которые были законниками, прекрасно знали Закон Божий, старались ему следовать, все выполняли, но при этом, как мы видим, Господь называет их «гробами окрашенными». Христос наставляет учеников своих: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6). Как это связано с постом? Человек может строго соблюдать пост, при этом, как в притче о мытаре и фарисее, не иметь ни смирения, ни любви к ближнему — одна гордыня! Зачем такому человеку Спаситель? Он чувствует себя вполне благополучным, уже спасенным и благодарит Бога за то, что «не такой, как прочие люди», что лучше всех остальных. Поэтому пост так устроен, чтобы у нас не было повода гордиться, ведь мы ничего сверхъестественного не делаем. Мы используем то лекарство, то мощное орудие нашего спасения, которое дано нам Богом. И, опираясь на пост как на некий посох, идем по дороге вечной жизни. Без поста нам было бы намного труднее подниматься к Небесному Иерусалиму.
— Есть ли еще что-то важное, что нужно понять относительно Рождественского поста?
— Постясь, никогда не сравнивайте себя с другими. Не превозноситесь, не гордитесь, не старайтесь брать на себя чрезмерные подвиги и никого не поучайте. И не навязывайте своим чадам и домочадцам представление о том, как надо проводить пост.
— Отец Александр, вечный вопрос о праздновании Нового года. Как бы человек ни сдерживался, а новогодний праздник с его шумным весельем, суетой, застольем может сбить с курса, снизить градус постного воздержания.
— От верующего человека здесь, конечно, требуется жертвенный отказ от разгульного празднования. Но для большинства христиан это не составляет проблемы, тем более что до 2 января разрешается и рыба, и вино. Есть еще традиция, она довольно новая: встречать светский праздник в храме, на ночном богослужении. Участвуя в новогоднюю ночь в Божественной литургии, а потом в праздничном молебне, люди получают большую духовную радость и поддержку. Когда мы пройдем этот путь, нас ждет светлый и радостный праздник Рождества Христова. Эту радость мы можем каждый раз ощущать по-новому, хотелось бы, чтобы радость эта в нас умножалась. Но это зависит от того, как мы пройдем Рождественский пост. Желаю всем пройти его достойно, невзирая на разные искушения и испытания.
Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 13 (298), декабрь 2024 г.