Прошедший Великий пост поставил нас в новые условия — закрытые двери храмов, богослужения без прихожан. Многие остались без храма даже на Страстной седмице и завершали пост как могли — молясь по книгам, смотря трансляции служб и не зная, что сосуществование с вирусом еще только начинается… Теперь — наступает пост Рождественский. Какой отпечаток наложит на него пандемия? Стоит ли вообще поститься в столь сложное — и для кошелька, и для иммунитета — время? И сможем ли мы среди всех этих ограничений почувствовать дух Рождества? Об этом размышляет клирик Петропавловского храма Саратова священник Василий Куценко.
Прежде всего хотелось бы дать совет очень простой и универсальный: давайте чаще и внимательнее читать Евангелие. Господь в нем неоднократно произносит слова: не бойтесь. Значит, нам нужно поступать так, как говорит Господь, и не позволять сковывать себя страху, рождающему уныние и печаль.
Не должна страшить нас и мысль: а что если храмы вновь закроют или ограничат число молящихся? Конечно, каждый верующий желает встретить Рождество Христово в церкви, хочет как следует подготовиться к нему участием в богослужениях. Будем надеяться, что так и будет. Если же обстоятельства, связанные с эпидемией, не позволят нам бывать на службах, постараемся не унывать. Ведь Христос родился!
«Насытил еси нас земных Твоих благ»
Я думаю, неправильно понимать пост преимущественно как подвиг отказа от пищи. Не у каждого человека достаточно физической крепости для таких аскетических упражнений. Да и здоровому человеку не нужно сводить пост к борьбе с желанием плотно покушать. Обратим внимание на благодарственную молитву после вкушения пищи: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ». Речь идет о насыщении, а это значит, что кушать досыта никто человеку не запрещает.
Конечно, нужно различать сытость и объедение. Переедать — вредно, и не только с точки зрения христианской аскетики, и во время поста стоит обратить на это особое внимание. Объесться можно и постной пищей, достаточно вспомнить юмористический рассказ Степана Писахова «Как купчиха постничала».
Только вот сегодня купчихины «блины с семгой, грибочками и селедочкой» вряд ли вызовут улыбку у тех, кто еще с весны живет в режиме жесткой экономии. Свежие фрукты, орехи, морепродукты отнюдь не радуют ценой. Как поститься тем, чьи расходы и так урезаны даже в необходимом?
Не каждый сможет продержаться весь пост на капустных салатах или летних дачных заготовках. Немалому количеству людей обязательно нужно что-то белковое и… дешевое. Я склоняюсь к мнению, что человек, для которого финансово недоступен нормальный, не истощающий силы растительный рацион, может в пост покупать доступные для него продукты, пусть какие-то из них и не будут постными. Но при этом ему нужно обязательно найти ту меру поста, которая будет ему по силам, в чем-то ощутимо ограничить себя. А приходской священник постарается в этом помочь.
Как быть, если проблема не в финансах, а в регулярном обострении от уставного поста хронических заболеваний, что особенно нежелательно во время нынешних испытаний нашего иммунитета? Здесь стоит вспомнить о том, что практически все посещающие храм люди знают: дети, беременные и кормящие матери, пожилые люди могут сделать послабление в посте. Также и люди, просто слабые здоровьем, могут поститься не по уставу или же в случае необходимости вообще отменить пост в пище. По возможности нужно согласовать это со священником и взять благословение.
Время духовной борьбы
Отцы Церкви не случайно сравнивали аскетическое делание с атлетическими упражнениями. Завсегдатаи тренажерных залов, не один час в день проводящие на тренировках,— отличный пример для подражания. Как спортсмен постоянно вынужден преодолевать себя — боль, усталость, а порой и травмы, чтобы достичь результата, так же призван в духовном плане поступать и христианин. Воздержание от зависти, раздражения, обид — вот тот пост, которого ждет Господь от человека. И это — та составляющая поста, которая в любую эпидемию останется неизменной.
Есть и еще один аспект поста, на который нынешние обстоятельства никак не влияют. Если у тебя есть что-то в достаточной мере, поделись с тем, у кого нет ничего. Церковь всегда призывала верующих творить дела милосердия особенно в дни поста — в чем-то утеснять себя, чтобы высвободившийся ресурс отдавать неимущим.
Мне запомнились слова Владимира Берхина, главы благотворительного фонда «Предание», сказанные во время разгара пандемии (цитирую по памяти): «Думаю, что самоизоляция и ограничения помогут кому-то понять, каково в самое обычное время больным, бедным, матерям-одиночкам, одиноким старикам, которые не могут покинуть квартиру или позволить себе какие-то излишки». Надеюсь, что это понимание действительно сподобит нас в этот пост на деятельную помощь ближним.
Мне в память врезалась одна альпинистская история. Гора Эверест — мечта всех альпинистов. Смерть на высоте более восьми тысяч метров на этом пике не редкость. И случается так, что мимо умирающего альпиниста проходят группы по несколько человек и даже не пытаются ему помочь. Почему? Потому что нет гарантии, что, помогая попавшему в беду, альпинист не погибнет сам — любое отклонение от четкого плана восхождения на такой высоте, при таких перегрузках может стать роковым.
Многим из нас трудно сейчас. Но мы не на горе Эверест. Помогая нуждающимся посильным пожертвованием, житейским делом, добрым словом, мы не рискуем здоровьем и тем более жизнью. И для каждого из нас возможно восхождение на Эверест духовный: остановиться и не пройти мимо терпящих бедствие. Помогать ближнему — наш долг. И вместе с тем это шанс для каждого из нас тоже совершить некое восхождение, стать причастным подвигу. Подвигу преодоления себя, своего эгоизма, своего сиюминутного комфорта.
Как не потерять чувства радости?
Рождественский пост с самого начала пронизан радостным ожиданием праздника. Трудно представить его без уютных домашних вечеров, неспешного приготовления подарков близким и благоукрашения дома, предвкушения особенной святочной атмосферы, где будет вдоволь и угощения, и общения. Но что если в суровой реальности не остается места для всего этого? Как сказать детям о том, что у них не будет рождественских представлений в этом году, и не испортить им настроение на весь пост? Как не утратить чувства радости, если ты оказался с пневмонией на больничной койке или остался без работы? Да и просто от мысли, что привычного празднования Рождества у большинства из нас, скорее всего, не будет?
У меня нет ответа на эти вопросы. Но ответ есть у Господа. И Его ответ каждый из нас может услышать в молитве. Время поста — время усиленной молитвы, и пусть именно эта мысль — про сегодняшний, а не про завтрашний день — станет для каждого из нас главной. Сейчас наша молитва может быть действительно горячей, потому что мы все и каждый из нас — на краю. И если мы действительно от всего сердца будем молиться, придет и радость.
Даже в блокадном Ленинграде люди поздравляли друг друга с Пасхой! Я пишу это не для того, чтобы укорить: нашим дедам и прадедам еще хуже было! Я просто верю, что никто и ничто не сможет отнять радость о Христе у человека.
Что же касается детей, пусть нынешние ограничения станут хорошим поводом провести это время вместе. Тогда, лишаясь чего-то привычного внешнего, они приобретут гораздо большее в сердечном общении с нами. Кроме того, ничто не мешает нам все же доступными средствами создать дома праздничную атмосферу, пусть и для узкого круга близких людей.
А еще стоит вспомнить о том, что и самое первое Рождество было совсем не таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Само рождение Младенца произошло в непростых земных обстоятельствах и стало радостью всей вселенной вопреки им. Радость Рождества — это радость встречи со Христом. И мы испытаем ее, если откроем Ему свое сердце в молитве и протянем руку помощи тем, кому трудно и одиноко.
Газета «Православная вера», № 21, ноябрь 2020 г.