Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Путешествие в Рождество
Просмотров: 4182     Комментариев: 1

Если через хранение поста перед Пасхой мы вспоминаем о страданиях и крестном пути Спасителя, то есть пытаемся через телесные ограничения и воздержание от привычных нам страстей и грехов быть среди скорбящих о Нем у Креста, то смысл поста перед явлением на свет Богомладенца — иной. Рождество Господа нашего Иисуса Христа является в мир светлым, радостным праздником, который никак не ассоциируется со страданием и скорбью. Даже если впереди — Крест…

Этот вопрос — о смысле Рождественского поста — который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?».

А ведь и правда, как можно не радоваться… Уместен ли посреди этой радости присущий посту покаянный настрой и утеснение плоти? Давайте немного отступим от детского предвкушения праздника и задумаемся. Что такое день рождения кого-то из близких для взрослого человека? Это то, что требует хотя бы небольшого, но труда и затрат. Не готовим ли мы какие-то особенные вкусности к визиту на чей-то праздник, не надеваем ли самое нарядное, не ищем ли подарок получше и не надеемся ли, что именно наши дары принесут имениннику больше всего утешения?.. И никто не спрашивает «зачем всё это?», потому что всем ясно, что куда хуже, чем просто проигнорировать приглашение, было бы явиться на праздник без подарка и одетым как придется. По житейскому разумению это более чем некрасиво. Не так ли — и в жизни духовной?

***

А еще очевидно и другое: многие поколения людей приходили в этот мир и уходили из него на протяжении тысяч лет до Рождения в Вифлееме Сына Человеческого,— приходили в мир безотрадный, поврежденный грехом и порабощенный смертью, за порогом которой тоже не было никакого успокоения от безрадостной жизни. Над миром довлел тяжкий Адамов грех, и в мрак уходили как грешники, так и праведники. Отрадой на протяжении всего этого времени звучали лишь голоса пророков, возвещавших о будущем приходе в мир Мессии — Спасителя, Грядущего возвести от плена народ Свой. Но и пророки, просияв своей праведной жизнью, уходили, а миру ничего не оставалось, кроме как ждать. Многие и многие праведники жили надеждой, ради которой стремились исправлять себя…

Все эти столетия Господь готовил человечество к Торжеству, к началу новых отношений Бога и человека. Возвращение в Эдем есть самая сокровенная человеческая мечта, уязвлявшая еще Адама и оплаканная им и ставшая реальной через Девочку, рожденную от потомков его, и через явление в мир Ее Сына. Вот вам и праздник, вот и Виновник торжества, вот и радость земли и Неба… Но сколько скорбных веков, сколько отпадений от Бога и долгих духовных странствий во мраке предшествовало этому! Приготовление человечества к появлению Младенца в яслях Вифлеема было долгим, многоскорбным и тяжелым, и мы, для которых ожидание Рождества занимает не годы и столетия, а всего лишь чуть более месяца, не имеем права забывать об этом.

И вот — Рождественское богослужение… От Авраама до сбывшегося пророчества Исайи — всего лишь пустыня и ночь, длинная, как история человечества; одно зачало рождественского Евангелия и вместе с тем — долгий путь мятущегося сердца, так похожего на холодный и равнодушный Вифлеем, в котором место Родившемуся Царю веков оказалось лишь среди скота. Бог рождается в сердце человека — а если этого не случается, то всё, что было сказано и древними пророками, и евангелистами, для него не более чем повод встретить еще один выходной после новогоднего буйства и, может быть, даже зачем-то поставить свечку в храме, зайдя туда на несколько минут. И ничего не будет узнано о том, как тысячи лет Господь готовил Ту, через Которую в мир придет избавление от смерти; о том, какую бесценную мы имеем возможность стать сопричастными тому, что хотели бы узреть, но не увидели сонмы праведников. Кто мы, с нашими грехами, — и кто они, вмещавшие в себя дивные слова утешения и надежды для всего человечества, прожившие свои жизни благочестиво и непреткновенно...

***

Нам неизвестно, каким был путь волхвов. Многие представляют его себе неким торжественным шествием, но, скорее всего, он был при этом нелегким и опасным. Пустыня — в древности, а кое-где и теперь — это место обитания разбойников и диких зверей. Быть может, эти самые волхвы есть не что иное, как образ мира, прежде никогда не знавшего истинного Бога?.. Мне кажется, что их долгий и смиренный путь к яслям Младенца очень похож на покаянное возвращение ко Творцу давно скитающейся в житейской пустыне заблудшей души. Возможно, что и наш пост — это путешествие, дорога, странствие… В дороге мы свободны от всего постоянного и накопленного, есть только необходимое, чтобы как-то поддерживать силы,— странствие вынуждает терпеть и преодолевать. Дорога не всегда приятна, потому что она дарит нас… самим себе, давая возможность побыть наедине с собой и увидеть, что сокрыто внутри нас на самом деле. И, кажется, становится понятно, почему в той пустыне было так темно: у этой ночи нет срока, потому что она — время этого мира, в котором далеко до рассвета, но горит Рождественская звезда. Это не останки света, добравшиеся сквозь безумное пространство в наш убогий мир, — это свет из окна родного, но давно оставленного дома, за холодной и быстрой рекой; это проблеск сквозь тьму неверия и греха; это стрела, которая пронзит сердце и навсегда свяжет его с Небом — таким, каким его видят только первый раз в жизни с маминых рук, каким его видят в последний раз перед смертью, каким мы его не желаем видеть, уставившись взглядом в землю, хотя даже земля — и та всегда смотрит в Небо....

Звезда продолжает гореть. Она сияет сквозь время и соединяет всех нас, прежде живших и живущих теперь, в неторопливом пути восточных мудрецов, несущих дары Великому Царю, спящему в простых яслях. Мы можем пойти вслед за ними и принести свой дар, но приготовить его можно только в самом путешествии, долгом и тяжелом, поскольку пройти сквозь себя, то есть честно встретиться с тем, что не без нашей воли оскверняло и порабощало нас, очень нелегко. Еще тяжелее что-то в себе признать и от этого отказаться. Но золотом, смирной и ладаном в нашем случае станут сердце сокрушенное, покаяние и надежда — всё то, ради чего Лежащий в яслях пойдет на Крест и что Он примет от нас как дар, ценней которого нет ничего.

Может не хватить целой жизни на исправление себя, но нескольких недель до Рождества вполне достаточно, чтобы дерзнуть на это. Если, конечно, намерение наше не отложится до какого-нибудь «следующего понедельника» после Рождества... Спасение близко — для нас, спешащих мимо себя, устающих от себя, своих тупиков и ошибок. Небом и землей славится Бог, благоволение Которого и есть и будет среди людей. В наших же силах обрести долгожданный мир, которого, как и прежде, очень не хватает и земле, и сердцу.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 23 (547)

Материалы по теме

Прошедший Великий пост поставил нас в новые условия — закрытые двери храмов, богослужения без прихожан. Многие остались без храма даже на Страстной седмице и завершали пост как могли — молясь по книгам, смотря трансляции служб и не зная, что сосуществование с вирусом еще только начинается… Теперь — наступает пост Рождественский. Какой отпечаток наложит на него пандемия? Стоит ли вообще поститься в столь сложное — и для кошелька, и для иммунитета — время? И сможем ли мы среди всех этих ограничений почувствовать дух Рождества? Об этом размышляет клирик Петропавловского храма Саратова священник Василий Куценко

Просмотров: 6066
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 3177
Комментариев: 1

«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина

Просмотров: 7030
Комментариев: 4

Приближается начало Рождественского поста, который продлится с 28 ноября по 6 января включительно. О пользе поста и «правильном» отношении к постной пище мы беседуем с кандидатом медицинских наук, врачом-эндокринологом, специалистом по питанию многопрофильной клиники «Сова» Юлией Зотовой

Просмотров: 6741
Комментариев: 0

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 21097
Комментариев: 1

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост

ВИДЕО

Просмотров: 4654
Комментариев: 4

Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве

Просмотров: 6772
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 7145
Комментариев: 0

Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит

Просмотров: 5676
Комментариев: 0

По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим… А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию

Просмотров: 4156
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту. Он установлен Церковью для того, чтобы мы, очистив свое сердце молитвой и покаянием, достойно встретили праздник Рождества Христова

Просмотров: 7620
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 10100
Комментариев: 0

Рождественский пост, который начинается 28 ноября, сразу после дня празднования памяти ап. Филиппа (почему и получил название «Филиппов»), и заканчивается 6 января  подготавливает верующих к великому и светлому празднику Рождества Христова. На вопросы прихожан относительно Рождественского поста отвечает игумен Пахомий (Брусков) [ныне епископ Покровский и Николаевский Пахомий]

Просмотров: 6215
Комментариев: 0

28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым

Просмотров: 6322
Комментариев: 0

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Просмотров: 4580
Комментариев: 0