Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит.
Ну, в частности, потому, что еда, ее качество и количество никоим образом не может повлиять на духовное состояние человека. Дух и желудок — какая между ними связь? Но вот что любопытно: подобные аргументы приводят зачастую именно те люди, которых экспертами в области духовной жизни назвать трудно. А вот «эксперты» — святые Православной Церкви — как раз придерживались совершенно иной точки зрения и к подвигу поста относились со всей серьезностью. И не потому, что они были «узколобыми фанатиками» или «тщеславными фарисеями», они-то как раз были удивительно добрыми, простыми людьми, так что счастьем было просто находиться рядом с ними, впитывая этот свет и доброту, согреваясь их теплом. Нет, просто они эту связь между духом и желудком познали на собственном опыте.
Любая страсть, точнее исполнение ее на деле, приводит к достижению удовлетворения, пусть и кратковременного. Причем не важно, страсть ли это блудная, или гнева, или, скажем, винопития. Как научиться отказываться от того, что доставляет удовольствие и при этом греховно? Это непросто, иногда кажется, что невозможно. А пост — первая ступенька на пути. По мере того, как появляется навык лишать себя того, что особым образом услаждает гортань и обеспечивает желудку ощущение приятной тяжести, борьба со страстями более серьезными и более тонкими становится значительно легче.
Еще «поститься не стоит» в виду того, что это вредно для здоровья. Мы все и так ослаблены — бесконечными стрессами, перегрузками на работе, плохой экологией, наконец. А тут еще лишать себя нормального, полноценного питания, столь необходимого организму! Но вот опять незадача: те, кто рассуждает таким образом, запросто едят жареное острое мясо, невзирая на язву, и пьют алкоголь, начисто забыв о больной печени. Не говоря уж о том, что на самом деле — хорошо ли, плохо ли это, не знаю — сегодня сделать постный стол и вкусным, и питательным никакой проблемы не составляет. Так что тезис про здоровье тоже вряд ли можно назвать состоятельным.
Однако есть и более серьезные доводы против. Такой, например, как отношение окружающих. Разве это не серьезная проблема? Мы хотим поститься, а наши родные, близкие, друзья и даже начальство об этом и не помышляют. Они будут иногда огорчаться, иногда досадовать, а порой и вовсе злиться на нас, видя, что мы не готовы принять участие в их трапезе, что их праздник и веселье — не наши. А праздников постом всегда хоть отбавляй. Один Новый год чего стоит.
Вот чудеса: если наши планы не совпадают с планами тех же самых близких, родных, друзей и начальников, мы так искусно, так изобретательно находим возможность куда-то улизнуть, оправдать свое отсутствие, избежать обиды! А тут речь всего лишь навсего о кулинарии какой-то. Святитель Филарет, митрополит Московский на каких только обедах-ужинах не бывал, с кем только трапезу не делил. А ел как? Не откажется от одного блюда, от другого, беседы занимательные ведет, в тарелке ковыряет что-то ножом с вилкой, а ест... хлеб. И ничего — сходило, так сказать, с рук. И у нас так получится, если постараемся, наука нехитрая.
Но стоит ли поститься в принципе, даже если не вредно это для тела, а для души в принципе полезно, если обижаться и осуждать никто не будет, но при всем при этом мы, как бы помягче сказать... Кучу грехов имеем, справиться с собой не можем, жизнь ведем такую, что по-настоящему, по совести вполне христианской ее не назовешь. Куда нам таким поститься — толку что?
Есть толк: с чего-то надо начинать, и пост становится таким началом, фундаментом, на котором можно строить дальше. И, что важнее гораздо: Господь усердие видит, пусть даже малое, и Сам помогает. А нет усилий наших, так и помощи этой не к чему привиться.
Ну, хорошо. А если просто поститься не хочется и нет решимости себя заставить? Вот это куда важнее всего вышеперечисленного и куда честнее.
Можно еще много доводов против поста привести. И каждый из них разобрать. И в несостоятельности его убедиться. Но суть не в доводах, а в этом именно: хочешь или не хочешь. Хочешь поститься — будешь, ничто не помешает. Нет — значит, нет, и не нужно пытаться каким-то образом это «оправдывать», объяснять, ты ведь свободный человек.
Просто с постом, как и со всем остальным: делаешь — и есть результат, есть плод, есть движение. А нет — так и ничего нет.