Храм святого пророка Божия Илии расположен в одном из самых оживленных мест Саратова — кругом учебные заведения, офисные центры, различные магазины. И словно оазис среди этой городской суеты — небольшой сквер и воссозданный Ильинский храм.
Ильинская площадь находится в исторической части Саратова. В 1772 году на южной окраине города было открыто новое кладбище. В том же году на ней заложили деревянную церковь во имя святого пророка Божия Илии. Она дала название не только кладбищу, но и формировавшейся вокруг храма площади, и начинавшейся от нее улицы. В отдельных источниках говорится, что Ильинская церковь была построена в 1692 году. Сама площадь образовалась примерно на рубеже XVIII-XIX столетий, когда городская застройка вплотную подошла не только к церкви, но и к находившемуся вокруг нее кладбищу.
Согласно дневниковой записи саратовского протоиерея Николая Скопина за 1810 год, деревянная Ильинская церковь была «запечатана за ветхостью». Спустя восемь лет, в 1818 году, на том же месте уже стояла каменная, крытая железом Ильинская церковь — средства на строительство пожертвовали саратовский гражданский губернатор А.Д. Панчулидзев и купец И.Ф. Горбунов. В 1832 году возвели колокольню.
В связи с ростом Саратова и застройкой береговой части в 1836 году принимается решение о закрытии Ильинского кладбища, часть погоста отдается под застройку 161-го городского квартала. С 1840 года церковь из кладбищенской становится приходской. При расширении церкви в 1888-1889 годах были освящены три придела: во имя святого пророка Божия Илии, во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери.
Со времени правления А.Д. Панчулидзева (1808-1826) и вплоть до 80-х годов XIX века к Ильинской церкви ежегодно устраивали крестный ход: «В прежние времена в Ильин день двигалось на Ильинское кладбище все народонаселение Саратова, где проводило целый день, в разных занятиях на могилах».
При храме действовала церковно-приходская Ильинская женская школа. В 1912 году в штате причта состояли три священника, штатный диакон и три псаломщика.
В 1925 году площадь была переименована и получила имя советского военачальника Михаила Фрунзе, а 13 августа 1934 года президиум Саратовского горсовета вынес решение о закрытии Ильинской церкви, после чего она была снесена. Немного ранее ликвидировали остаток старинного Ильинского погоста, на котором был похоронен Алексей Панчулидзев.
На месте разрушенной Ильинской церкви построили здание городского профессионального технического училища № 4 (ныне — корпус Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Ю. А. Гагарина), а на большей части площади разбили сквер. В здании церковно-приходской Ильинской женской школы 1870 года постройки сейчас расположен детский сад № 104.
В 1993 году площади было возвращено ее историческое название. В 2007 году Саратовская епархия предприняла первые шаги к воссозданию Ильинского храма на Ильинской площади. Это намерение поддержала городская администрация. Так как на историческом месте храма сейчас учебное заведение, новый храм предстояло возвести неподалеку. Под него был выделен земельный участок. В 2012 году в приспособленном вагончике обустроили временный храм, начались регулярные богослужения.
Возведение храма началось в июле 2016 года по «Программе строительства 20 православных храмов в г. Саратове». Прихожане временного храма и жители близлежащих домов регулярно собирались на молебны. 24 декабря 2017 года были совершены чин положения антиминса и первая Божественная литургия. 25 августа 2018 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме.
— Костяк прихода составили те, кто ходил во временный храм, но пришли и новые люди, много молодежи,— объясняет настоятель храма священник Дионисий Каменщиков.— Во время учебного года приходят студенты и преподаватели юридической академии, расположенной неподалеку. На воскресную Литургию собирается примерно 60-70 человек, на большие праздники — более ста.
Каждое воскресенье после службы в храме проходят беседы со священником. Темы выбираются разные, но чаще всего «практические» — как правильно подготовиться к исповеди и Причастию, как бороться с гневом, осуждением.
— Когда я был прихожанином, мне таких бесед очень не хватало,— вспоминает отец Дионисий.— Ведь на них можно не только узнать что-то новое, но и пообщаться со священником в неформальной обстановке. Сейчас, когда я готовлюсь к нашим встречам, всегда и для себя открываю что-то новое, интересное.
Прихожанка храма Ольга Бытко живет в другом районе, но уже два года приезжает в Ильинский храм.
— Я была знакома с отцом Дионисием, мне понравился Ильинский храм — хороший приход, домашняя атмосфера — и я стала приезжать сюда каждое воскресенье на службы,— рассказывает она.— Сначала ездила одна, потом ко мне присоединились муж и дети. Мне очень нравятся наши воскресные беседы — отец Дионисий всегда старается подобрать интересную тему, подробно отвечает на вопросы прихожан. В нашем храме нет уборщицы — мы все делаем сами, моем полы, окна, чистим подсвечники, мужчины красят стены, помогают со строительными работами. Это важный момент — отношение к храму становится совершенно другим, ты уже не потребитель, ты приходишь сюда, как в свой дом, сразу подмечаешь, где что нужно поправить, починить.
Отца Дионисия как автора детских книг приглашают на встречи с читателями в Центральную городскую детскую библиотеку. Для студентов юридической академии и Поволжской академии государственной службы он проводит экскурсии по храмам города.
— Сначала мы посещаем Свято-Троицкий кафедральный собор, потом Духосошественский и Покровский храмы, а в завершение едем в наш Ильинский. И здесь я предлагаю молодым людям исповедаться. Поначалу все отказывались, потом оставались один-два человека, а в последний раз исповедаться решили больше половины. Для многих это была первая исповедь в жизни. Многие только переступившие порог храма люди не понимают, что такое Причастие, соборование, Литургия. Но по моим наблюдениям, человек, даже далекий от Церкви и имеющий смутное представление о духовной жизни, четко понимает, что такое исповедь. В человеке, как мне кажется, живет внутреннее ощущение и знание исповеди, особенно это выражено у детей. Когда они приходят на первую исповедь, то делают это так, как будто уже имеют опыт. Это состояние нашей души, стремящейся освободиться от греха.
При храме также действует социальная служба — приход заботится о нуждающихся и пожилых прихожанах.
Галина Смирнова ходит в Ильинский храм около двух лет, поет в любительском хоре.
— Об отце Дионисии я узнала в Интернете, читала его выступления и проповеди,— рассказывает она.— Когда его назначили настоятелем в этот храм, стала ходить сюда, хоть и живу не близко.— У нас очень хороший, дружный приход, если приходится куда-то уехать и пропустить службу, то сразу скучаю, и наоборот, замечу, что кто-то не пришел, то звоню, интересуюсь, все ли хорошо. Мы все друг друга знаем, воскресные беседы нас очень сплачивают — мы говорим на разные темы, обсуждаем актуальные вопросы, высказываем свое мнение. И обязательно поздравляем именинников: поем многолетие и делаем небольшие подарки, например, книгу.
Отец Дионисий руководит миссионерским отделом Саратовской епархии. Одно из направлений деятельности отдела — совершение богослужений так называемым мирянским чином, который включает в себя чтение обедницы, часов и изобразительных. Подобные богослужения и миссионерские встречи проводятся на приписных приходах в отдаленных районах епархии и позволяют не оставлять людей без уставной молитвы и катехизации. Богослужения совершают волонтеры миссионерского отдела, прошедшие курс специального обучения. Все они — прихожане Ильинского храма. В этом году к миссионерам присоединились певчие из любительского хора.
— Поначалу прихожане пребывали в настороженности, в храме стояла тишина,— вспоминает свои первые поездки в сельские храмы, где нет постоянного священника, Дмитрий Селезнев.— Но потом привыкли, стали задавать вопросы. Бывает, конечно, и так, что мы не знаем ответа, и тогда консультируемся с батюшкой. Наша задача — «развернуть» людей к правильному пониманию веры, пробудить в них дух.
Спрашиваю отца Дионисия, как еще соприкасается его настоятельство с миссионерской деятельностью?
— Для миссионерских разработок наш храм стоит в интересном месте,— отвечает он.— Здесь детский сад, школа, колледж, вуз, библиотека, исторический парк, студенческое общежитие. Есть все, чтобы увидеть, как выстраивать приходскую миссию, причем среди разных слоев населения. Чем мы и занимаемся — я внимательно за этим наблюдаю и ищу новые пути, смотрю, как должна быть организована приходская жизнь. Понять это, исследовать и обобщить опыт — моя обязанность.
Отец Дионисий отмечает, что приходская миссия сейчас практически не разработана. Основа приходской жизни — богослужение, совершаемое с ревностью и благоговением и обязательно с проповедью. Приходов сейчас много, многие церкви восстановлены, а благодаря специальной программе в нашем городе построены двадцать новых храмов — общее количество, таким образом, приблизилось к тому, что должно быть в идеале. Приходские общины потихоньку растут, и настоятели храмов «двадцатки» искренне заинтересованы в учебных пособиях, научных разработках, в опыте приходской миссии.
— Миссия может иметь разные формы, но главной из них, на мой взгляд, должна стать приходская,— размышляет отец Дионисий.— Серьезную, настоящую работу нужно вести именно на приходах. На наших встречах и семинарах, которые отдел организовывает для настоятелей новых храмов, священники делятся своими наблюдениями, рассказывают об интересных наработках, которые у них «пошли». Нужно это перенимать, пробовать. Мне, например, наш бухгалтер подала идею организовать молебны о семейном благополучии. Я поначалу отнесся к этому скептически, думал, ну кто на них будет ходить? Но все же решил прислушаться. Сейчас служу этот молебен каждую субботу, собираются 20-25 человек, причем немалая часть из них приходят целенаправленно, из других храмов города, одна женщина даже из села ездила. В чин молебна включены молитвы о даровании семьи и детей, о примирении супругов и умножении любви между ними.
Приход храма налаживает взаимодействие с историческим парком «Россия — моя история», благо он совсем рядом. В планах настоятеля — проводить там лекции по истории Церкви, церковному искусству.