Базарно-Карабулакский район не зря называют саратовской Швейцарией. Особенно ярко это видно зимой — возвышенности и склоны утопают под толстым слоем снега, леса укутаны в снежные шубы, каждая веточка блестит, переливается на солнце. Быстро сменяют друг друга небольшие деревушки, и вот мы в Старой Жуковке — селе, основанном в первой половине XVIII века.
Деревянный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен здесь в 1753 году. В советское время здание храма полностью разрушили. Общину верующих вновь зарегистрировали лишь в 2006 году, в октябре того же года было начато строительство нового храма. И какого храма! Срубленный из карельской сосны, в старорусском стиле, он стал достопримечательностью не только Старой Жуковки, но и всего района. Как такое оказалось возможным в селе, где населения всего-то 800 человек?
Это трудное, но важное и нужное дело взяла на себя семья Заметалиных из Санкт-Петербурга — Иван Иванович, его супруга Наталия Георгиевна и их сын Олег. Иван Иванович — уроженец Старой Жуковки, учился в местной школе, потом поступил в политехнический институт, за успешную учебу был направлен на работу в Ленинград. После перестройки занялся предпринимательством, но малую родину никогда не забывал — часто приезжал сюда с женой и сыном, чем мог, помогал сельчанам.
Идею строительства в селе храма предложил его сын Олег. Отец его поддержал и обратился в районную администрацию, но там к такому предложению отнеслись скептически: «Может, лучше вы нам завод построите?». Ивана Ивановича такие настроения не смутили, он отправился на прием в епархию и получил благословение.
Храм был построен на севере мастерами из Карелии, простоял там год, а потом в разобранном виде привезен и собран уже на новом месте. Рядом в том же стиле построили два церковных дома, где разместились котельная, трапезная и воскресная школа. Церковный антиминс был изготовлен в сербском скиту Буразери на Святой Горе Афон.
На Пасху 2008 года в храме была совершена первая Божественная литургия. 25 октября того же года Епископ (ныне Митрополит) Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма в честь Рождества Христова.
«В Советском Союзе храмы разрушали, и посмотрите, к чему это привело, — сказал тогда журналистам Иван Иванович.— Потому что без веры трудно воспитать человека человеком, разве что потребителем. Но у общества потребления нет будущего. Конечно, построить храм непросто, но это еще не всё: гораздо труднее сформировать приход. Но я уверен, люди сюда придут. А главное — придут дети».
Старания Ивана Ивановича и его семьи не пропали даром, храм живет, здесь сложилась пусть и небольшая, но дружная приходская община. В 2011 году настоятелем храма был назначен молодой священник Евгений Сазыкин. Назначение на сельский приход его ничуть не испугало — в детстве он много времени проводил в деревне у дедушки-священника.
— Поначалу народу в храме было немного, человек десять, — рассказывает он. — Люди все разные, но, по крайней мере, несколько человек всегда были готовы прийти на помощь. Сейчас приход изменился, многие стали приезжать из Базарного Карабулака. Постоянных прихожан около двадцати, на праздники, конечно, народу собирается побольше. Ивана Ивановича я, к сожалению, в живых уже не застал. Но с его супругой и сыном знаком. Я размышлял о том, что подвигло этих людей построить здесь храм. В 90-е сюда из соседнего села Стригай приезжал отец Валерий Коротеев — совершал молебны, детей крестил. О строительстве храма тогда даже помыслить никто не мог, а теперь у людей появилась возможность участвовать в богослужении, в таинствах. Люди приходят в храм — кто от радости, кто от печали, находят здесь покой для своей души, общаются не только с Богом, но и друг с другом. После богослужения мы каждый раз собираемся на совместную трапезу, беседуем, прихожане обращаются ко мне с какими-то вопросами. Но некоторые жители села, к сожалению,до сих пор стесняются ходить в храм. Кто-то из них приходит не в воскресенье, когда в храме народ, а в будний день, спрашивает, например, как свечку поставить, кому помолиться.
Храм привлекает внимание паломников и обычных туристов — летом сюда приезжают экскурсионные группы. В 2010 году, также по инициативе Ивана Ивановича Заметалина, на границе сел Старая Жуковка и Стригай была построена купель во имя великомученицы Параскевы Пятницы. На этом месте бьет родник; жители окрестных сел с давних пор ходили на него крестным ходом. Сейчас здесь оборудована деревянная купель, где с 2012 года на Крещение совершается чин Великого освящения воды. На это ночное богослужение обычно собирается больше ста человек.
Год назад Олег Иванович Заметалин пригласил отца Евгения в Санкт-Петербург и передал в подарок приходу икону преподобного Серафима Вырицкого.
— В Петербурге мы посетили храм преподобного Серафима Вырицкого, приложили икону к святым мощам. Многие наши прихожане удивились, когда увидели этот образ в храме, говорили, что давно знали об этом святом, но нигде не встречали его иконы.
Матушка Валерия, хоть и горожанка, по городу тоже не скучает.
— Новость о переезде я восприняла спокойно, в сельской жизни есть свои плюсы, особенно для детей, — говорит она. — Батюшка сначала поехал один, вернулся и рассказывает: «Там так красиво, как в сказке!». Я тогда улыбнулась, конечно: «Прямо как в сказке?». «Приедем, сама увидишь», — ответил он. И я увидела — действительно, сказка. С прихожанами мы как одна большая семья. Бывает, нет кого-то на службе, мы все сразу переживаем: вдруг что случилось? Поэтому, когда кто-то уезжает, старается предупредить, чтобы не волновались.
Елена Федоровна Самарина приезжает на службы из Базарного Карабулака.
— Когда пришло время крестить первого внука, знакомые стали спрашивать: «Куда крестить поедете? Поезжайте в Жуковку, батюшка уж очень хороший». Поехали, крестили, так и остались. Посмотрите, какая у нас церковь — настоящая русская! Вот и едут люди сюда, потому что нравится им здесь. Целыми семьями приезжают. Например, когда моя дочь приезжает из Саратова с внуками, мы обязательно едем все вместе в храм. У внуков первый вопрос: в церковь поедем? Матушка на праздники детям шьет такие костюмы, что никто не поверит, что это своими руками сделано. А как поет за богослужением! Внук мой любит подняться на клирос и сидеть там, слушать. А один раз спросил у дочери: «Мама, почему ты так не можешь петь?». Хочется, чтобы наша община прирастала добрыми людьми, чтобы было больше настоящих прихожан. Людей чаще всего в Церковь приводит горе, человек ищет, с кем поделиться, а здесь есть, с Кем, даже молча постояв — с Богом. Выходишь — и такое облегчение на душе. Как потом не вернуться?
Наталья Александровна Еронова тоже живет в райцентре.
— Старая Жуковка — родное село мужа. Как только храм здесь открыли, мы стали приезжать. В моем детстве храмов в нашем районе не было, и мы с бабушкой ездили в Вольск на большие праздники. Приезжали к вечерней службе, ночевали в сторожке, потом утром шли на Литургию. Мне это тяжело давалось, в шесть-семь лет я не могла понять, что это нужно, но и не сопротивлялась. Сейчас вспоминаю эти наши поездки с теплым чувством. Когда стала студенткой, начала ходить в церковь осознанно. Узнав, что здесь, в Жуковке будут строить храм, очень обрадовалась. День Великого освящения я запомнила на всю жизнь, это была первая архиерейская служба, на которой мне довелось присутствовать, мы этого долго ждали, готовились. Богослужение было очень торжественным, народу столько, что даже в храме все не умещались, стояли на улице. Заметалины старались не зря. Даже если два человека придут, и тогда он будет иметь громадное значение. Ивана Ивановича я близко не знала, видела всего один раз, но теперь всегда поминаю в молитвах. Радует, что наша община постепенно растет, что все больше молодежи приходит в церковь. Счастье, что эти молодые люди сегодня поняли, куда нужно идти.
«Саратовские епархиальные ведомости» № 01, 2019 г.