Однажды в день памяти святителя Иоанна Златоуста мне посчастливилось побывать в храме, освященном в честь святого, на престольном празднике. «А что, обязательно в День матери посещать церковь?» — спросил водитель маршрутки, везущей нас с подругой на службу в поселок Зональный. Дело было в конце ноября. «А знаете, мы едем не только на службу. Мы едем к матери Героя России»,— пояснили мы.
Подруга называет Валентину Александровну Янклович не иначе, как матушкой Валентиной. Поначалу я даже думала, что она монахиня. Тогда, при первом знакомстве, эта женщина сразу показалась мне родной. Пролетели два часа торжественной вечерней службы престольного праздника, и я дала себе слово, что вернусь сюда, чтобы написать статью. О чем? О том, как рождается приход. В том, что он уже есть здесь, в новом храме, не оставляли сомнений мои наблюдения. Моего пятилетнего сына усадили за раскраски, а до этого он, довольный, зажигал свечи. Старенькая бабушка опекает какого-то малыша, и я уже знаю, что зовут ее баба Лиза. Пришли молодые супруги, и по рядам прошелся шепоток узнавания: «А вот и наши звонари!».
В большом храме зачастую приходящие ведут себя так, как будто вполне уверены: никто к ним в душу заглядывать не станет, да и сами они пускать туда никого не намерены. Но здесь, во многом благодаря матушке Валентине, с самого начала прижилась совсем другая модель приходских отношений.
Мы чаевничаем в трапезной, за столом, где можно запросто уместить человек двадцать, и слушаем историю, как все начиналось.
Первый раз с просьбой построить храм жители Зонального обращались в епархию еще при Владыке Александре. Тогда им отказали, ссылаясь на отсутствие средств. Новое обращение подготовили лишь в 2011 году, но проекту суждено было еще несколько лет ждать своего часа. Того, что в каждом новом микрорайоне появится церковь, не могли тогда предположить даже самые закоренелые оптимисты. Но в 2016 году в Зональном началось возведение храма — он вошел в программу строительства двадцати новых православных храмов в Саратове.
В этом приходе очень верят в силу соборной молитвы: здешняя община была создана на практически пустом месте во многом благодаря этой практике. Появилась горстка верующих, заявивших о своем желании строить храм. Но дело могло бы дальше разговоров не сдвинуться, если бы не молились. Ранее один из местных уже пробовал сам, «из ничего», возвести чтото вроде молельни — не вышло. На этот раз, объединившись, богомольцы на все свои начинания брали благословение. Было и понимание того, что без священника общине никуда — стали просить в епархии назначить батюшку, чтоб ездил в Зональный.
Как только стройка из мечты стала превращаться в реальность, жители начали еженедельно собираться на молебны на месте будущего храма. Есть среди нынешних прихожан те, кто не пропустил эти молебны за полтора года ни разу. Та же баба Лиза, встреченная мною в первый приезд, практически наизусть знает теперь акафист святителю Иоанну Златоусту. Сейчас нет и тени сомнения, что без помощи небесного покровителя так быстро храм не построился бы. 9 февраля 2018 года Митрополит Лонгин совершил его Великое освящение.
Впрочем, искушений, испытаний было множество… «Никак крышу не могли собрать строители, оказалось, что делают в первый раз, напортачили, и пришлось переделывать. Все приходилось контролировать! — вспоминает Валентина Александровна. — Мы не стеснялись: гдето надоедали, даже занудствовали. Но и чудеса были: как только увидела иконостас, мордовской резьбы, поблагодарила Бога от души. Словно привет от батюшки Иеронима получила».
У каждого человека свой путь к Творцу. Валентина Александровна жила раньше в Мордовии, где так же активно помогала возрождать Санаксарский монастырь. Ее духовником был схиигумен Иероним (Верендякин). В то время Валентина была подполковником МВД. Муж — военный музыкант. Для сына Александра, выросшего в семье, где даже бабушка, ныне покойная, была орденоносцем Великой Отечественной, посвятить свою жизнь воинской службе было естественно. Мать проводила в молитве дни напролет, когда сын воевал на первой и второй чеченской. Он был серьезно ранен и контужен, но вернулся живым. В Саратов сына-спецназовца перевели по службе — он стал командиром 20‑го отряда особого назначения Приволжского округа. За ним переехали и родители, чтоб быть поближе к внукам.
— Я ведь по теленовостям постигала географию, — говорит мать. — Кто раньше слышал про Ослиное ухо, про селение Карамахи? Отряд сына освобождал заложников, проводил операции по захвату боевиков. Многие ребята-собровцы награждены посмертно. «Горячая точка» была у меня дома — молилась не только за сына, но и за тех матерей, которые своих детей по частям собирали, искали среди похищенных.
— А семья родителей была верующей? — спрашиваю я.
— У мамы было пятеро детей, муж погиб в 43-м. Она позже вышла за папу, участника Первой мировой войны. В 1952 году родилась я. В Мордовии, где мы жили, колония на колонии, храмов не было. Но при этом мама была такой молитвенницей, до которой мне еще далеко. Она пешком в Саров к мощам святого Серафима ходила.
Валентина показывает мне затертый, но сохранивший лики образок трех святых — Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. С этой иконкой отец Валентины, Александр Леушев, провел шесть лет в лагерях. Он был репрессирован, но вера спасла его в лагере. Умер он все в том же ГУЛАГе, но на вольном поселении.
По-настоящему Валентина открыла для себя Евангелие только в девяностые. «Тогда я поняла, что в нем, в Писании, вся наша жизнь, — говорит она. — Как-то так получилось, что мне приходится помогать в строительстве храмов — вначале одного, затем второго. Может, это и было главным в моей жизни делом? Каждый должен служить Богу своим маленьким талантом».
Талант Валентины вовсе не маленький — освобождать батюшку на приходе от всей хозяйственной суеты. Вот и сегодня Валентина ждет трактор — должен приехать чистить снег на территории. В тех храмах, где священник лично несет всё бремя организационных трудов, ему трудно бывает сосредоточиться на главном служении. Когда священника Антония Сотникова, служившего здесь поначалу, перевели в Татищевский район, приход его не просто провожал — автобусом ездили на первые службы по месту назначения, помогали в новом храме, чем могли — укрепляли, так сказать, тылы. Сейчас привыкают к другому отцу Антонию — Давиденко, и тоже помогают во всем. «Я думаю, что по возможности в храме вообще не должно быть наемных людей, исполняющих работу. Лучше, чтобы всё делалось общими силами, как в семье — по крайней мере, к этому нужно стремиться», — считает Валентина.
— Не будет преувеличением сказать, что Валентина Александровна — правая рука настоятеля, — говорит настоятель храма отец Антоний Давиденко. — Она прекрасный координатор и надежный помощник. Я знаю, что во многих молодых приходах организационный момент полностью ложится на плечи настоятеля. А ведь это очень не просто — совместить пастырское служение и административно-хозяйственную часть так, чтобы и то и другое было на высшем уровне. Валентина Александровна прекрасно справляется со своим делом. Она человек старой закалки, при этом глубоко верующий, с богатым опытом церковной жизни. На нее всегда можно положиться. Она не подведет.
Валентина Александровна вспоминает, как с прихрамовой территории по окончании строительства вывезли девять камазов мусора и завезли одиннадцать самосвалов асфальтной крошки, которую нужно было раскидать, утрамбовать, потом разбить цветники. Тогда и выяснилось, в сколь многих еще прихожанах есть то, что она называет «маленьким талантом». Для зеленой зоны люди по своей инициативе привозили саженцы — некоторые специально покупали редкие, диковинные. Всё приобретается с помощью Божией, Господь приводит людей, которые откликаются на приходские нужды. Например, прихожанка заметила, что распятия нет в храме, спросила, сколько будет стоить — и решила купить. Так же пожертвовал добрый человек деньги на колокола. Сын одной прихожанки бак сварил для святой воды. Дмитрий — звонарь и на все руки мастер — ящик для пожертвований сделал, два аналоя. И мебель в храм, и облачения куплены на приходские сборы.
В храме есть пять постоянных алтарников, включая шестилетнего Мишу, создается любительский хор из прихожан. Занимается приход и социальной работой — навещают бабушек. А Валентина Александровна, сама уже бабушка семерых внуков, не устает трудиться и благодарить Бога.
Газета «Православная вера» № 05 (625)