+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Иоанн Креститель — ближний друг Христов
Просмотров: 2809     Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой.

Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне?

Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве.

20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

Святой Иоанн Креститель — ближайший предшественник Христа, его еще называют последним пророком, вестником пришествия Мессии. По матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Родители пророка были священник Захария и праведная Елизавета — они долгое время не могли иметь детей, хотя очень желали этого. Но однажды, как повествует апостол и евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Кто-то может спросить: как же выжил младенец Захарии и Елизаветы среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях? В одном из апокрифов сказано, что он вместе с матерью укрылся в пустыне. Евангелие от Луки, в котором более подробно, чем в других Евангелиях, повествуется о Крестителе, молчит об этой явной милости Божией.

С детства святой Иоанн был строгим и требовательным к себе человеком. А как иначе, если жизнь твоя по воле Господа и по твоему желанию проходит в дикой пустыне? Пророк готовил себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался весьма скудно. Дикий мед и акриды, род саранчи, поддерживали его плоть. В тридцать лет Господь призвал его к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Христа. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнюю чистоту, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки — и простых людей, и сильных мира сего. За это и пострадал.

Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу. Святой обличал Антипу за то, что тот бросил законную супругу и сожительствовал с Иродиадой, своей невесткой (она была замужем за родным братом Ирода, Филиппом). Иродиада тоже очень не любила Предтечу и всячески пыталась его погубить. И однажды ей это удалось.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломея, дочь Иродиады, своим танцем так угодила и Ироду, и его друзьям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит. Танцовщица, наученная матерью, попросила голову Иоанна Крестителя… Честная глава святого, отсеченная палачом, была преподнесена Иродиаде.

Сам Господь наш говорил о праведном Иоанне Крестителе: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». И недаром святой Предтеча прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так: «крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Кто-то советует молиться святому Иоанну при болезнях головы. Но, наверное, при головной боли лучше выпить лекарство и подумать вот о чем. Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов.

Митрополит Антоний Сурожский об Иоанне Крестителе и его значении для всех нас:

— По свидетельству Господню никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает — видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать. <…>

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым,— делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни? А когда всё это сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто». Готовы ли мы на это? Если нет — как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?

Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

Из проповеди в храме Иоанна Предтечи, что на Пресне, 1968, Москва

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 02 (478), 2013 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Подбирая для рубрики «Наше чтение» произведение, в котором бы нашли отражение особенности празднования Крещения Господнего на Руси, мы в редакции остановили свой выбор на рассказе Антона Павловича Чехова «Художество». Кроме яркого и сочного бытоописания, он содержит характерное для писательского таланта Чехова тонкое наблюдение за тем, как преображается человеческая душа, когда она хотя бы в какой-то мере соприкасается с горним миром

Просмотров: 813
Комментариев: 1

В праздник Крещения Господня, или Богоявления, очень многие — даже и мало воцерковленные, и совсем не воцерковленные люди — стремятся, действительно, «на воду»: про очереди с бидонами, бутылками и канистрами сказано уже много. Нет, то, что люди верят в благодатную силу освященной воды (Великой агиасмы) — хорошо. Плохо, когда богословский смысл праздника, его духовная красота так и остаются для человека закрытыми; еще хуже, когда человека вообще ничто не волнует, кроме скорейшего наполнения его канистры. Но — будем надеяться, что это далеко не про всех. И постараемся помочь тем, кому, кроме воды, нужен еще и смысл

Просмотров: 748
Комментариев: 0

Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье…

Просмотров: 3010
Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещение Господне. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как Пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. В храмах совершается особое богослужение с чином освящения воды. А вот о том, что значит Крещение в жизни человека, порой люди забывают сразу после того, как крест оказывается на шее…

Просмотров: 1934
Комментариев: 1

Вот и позади Рождество Христово, а впереди, совсем скоро — праздник, который естественным образом следует за Рождеством и связан с ним крепче, чем мы полагаем: в ранней христианской Церкви, приблизительно до III века, это был единый праздник. Рождение Иисуса Христа и Его Крещение в Иордане воспоминали в один день, именно как явление Бога на земле, Богоявление. Лишь в IV веке Рождество стали праздновать отдельно. Сегодня Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Церковью с той же торжественностью, что и Рождество Спасителя, в богослужении этих праздников много общего; подробный рассказ о богослужении Богоявления вы можете найти на нашем епархиальном сайте (Алексей Кашкин, Марина Бирюкова «Почерпите воду с веселием»). А сейчас мы остановимся на евангельских событиях, воспоминаемых Церковью в этот день, 19 января по н. с. и постараемся ответить на возникающие при внимательном рассмотрении этих событий вопросы

Просмотров: 1849
Комментариев: 0

Что нужно знать о празднике Крещения Господня и как его встретить? Что пропускают люди, которые приходят в храм только за святой водой? Об этом мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 6898
Комментариев: 1

Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления. Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вникнуть в его содержание, в его богословский смысл. Поможет нам это сделать наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин

Просмотров: 2575
Комментариев: 1

Миновал праздник Крещения Господня, или Богоявления. Трещат морозы, иордань на Волге быстро затянулась льдом... А мы решили вернуться к празднику, чтобы поразмышлять о том, что он для нас означает, что он нам дал и как меняется наше отношение к нему... Если меняется, конечно

Просмотров: 1892
Комментариев: 0

Вместе с клириком саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла священником Василием Куценко мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции

Просмотров: 6814
Комментариев: 2

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи

Просмотров: 3292
Комментариев: 0

19 января Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день множество народа приходит в православные храмы не только помолиться за богослужением, но и набрать крещенской воды. О смысле и значении праздника, свойствах крещенской воды и правильном к ней отношении читайте в статье клирика Свято-Троицкого собора г. Саратова иерея Вадима Мартьянова

Просмотров: 1522
Комментариев: 0

В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Для лучшего понимания богослужения предлагаем вашему вниманию описание этого Чина и некоторые богослужебные тексты, входящие в его состав

Просмотров: 6389
Комментариев: 0

Если спросить у священников, какой день в году у них самый трудный, большинство, не раздумывая, скажет: «Крещение Господне». В этот день храмы осаждают тысячи людей с бутылками и канистрами. Большинство из них, к сожалению, вспоминают о храме только в этот день, и чего только не услышишь в очереди за Крещенской водой! Эти «простые вопросы» мы задали клирику Духосошественского собора города Саратова, преподавателю литургики Саратовской православной духовной семинарии протодиакону Михаилу Беликову

Просмотров: 8152
Комментариев: 0

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

Просмотров: 4217
Комментариев: 0

19 января Русская Православная Церковь праздновала один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но несмотря на то, что это один из самых известных и любимых в народе праздников, ни с одним из других дней церковного календаря не связано столько суеверий и предрассудков, как с Крещением

Просмотров: 4013
Комментариев: 0

19 (6) января православные христиане отмечают один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). И люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог

Просмотров: 5417
Комментариев: 0

До тридцатилетнего возраста Христос жил в Назарете, в доме праведного Иосифа. Праведный Иосиф был плотником, и Господь усваивал его ремесло. А когда Господу Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, в Палестине появился проповедник, который звал народ к покаянию

Просмотров: 2023
Комментариев: 0