Мы — взрослые — знаем, насколько бывает трудно молиться: как сложно порой себя собрать, удержать внимание на словах молитвы, как, к сожалению, часто молитва для нас становится лишь исполнением некоего правила. А что же говорить о детях… У многих из нас нет своего опыта церковного детства — мы пришли в храм в зрелые годы, а кто-то и под конец жизни, и учиться всему, в том числе и молитве, нам приходилось с нуля. Но мы бы очень хотели, чтобы наши дети, внуки, крестники были с Богом с колыбели и никогда не теряли связь с Ним. Вот только как их научить этой молитвенной жизни, если мы сами — кто «в начальной школе», а кто-то и «в детском саду»? И вообще, нужно ли целенаправленно учить детей молиться? Об этом мы поговорили со священнослужителями Саратовской епархии.
«Когда мне было лет восемь, я наступил на ржавый гвоздь и пропорол ногу. Сказали, что я могу умереть от заражения крови. Моя семья не была церковной, я ничего не знал о молитвах, но тогда впервые обратился к Богу, потому что понимал: кроме Него мне никто в этой ситуации помочь не сможет. Это был настоящий вопль о спасении из самой глубины души…» Такие воспоминания сохранились у одного из наших собеседников — священника Дионисия Каменщикова, настоятеля Ильинского храма Саратова.
А вот первый опыт молитвы другого участника разговора — священника Сергия Протасова, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы города Петровска: «Я помню, как молилась моя бабушка Варвара. В ее доме был красный угол с иконами, горела лампадка. Молитва у нее была горячей, истовой, и я, глядя на это, тоже пытался молиться. О чем? Сначала это были просительные молитвы: где-то пошалил, должны были наказать, и я молился, чтобы Господь отвел от меня эту беду. Позже стал стараться вникать в слова молитв. Но радость от того, что Бог на твои просьбы откликается, я познал еще в ранние детские годы».
Как видим, обстоятельства жизни могут быть разными, но сердце маленького человека безошибочно находит Того, к Кому следует обращаться в сложные моменты. Так, может быть, и не нужно учить ребенка молиться? Ведь каждая душа по природе своей христианка. Может, и правда, достаточно того, чтобы дети видели пример родителей? Или нужно ждать, когда произойдет их личная встреча с Богом и молитва станет потребностью — и тогда уже рассказывать о ней? По словам наших собеседников, такая точка зрения в православной среде распространена.
— Категорически с этим не согласен,— говорит отец Дионисий Каменщиков.— Если так рассуждать, то тогда не нужно учить ребенка читать, писать, соблюдать этикет и правила гигиены. Сам научится — ведь родители это делают. Но любой взрослый скажет: нет, безусловно, с ним нужно заниматься. Чтобы научиться молиться, нужно начать молиться самому, а не просто видеть пример того, как это делают другие. Как можно научиться общаться с Богом, не общаясь с Ним? Полагаю, многие родители сталкивались с детскими бунтами, когда ребенок по каким-то причинам не хотел идти в школу. Но мы же не соглашаемся: не хочешь, ну и не ходи. Нет, мы объясняем, почему это необходимо, принуждаем даже. Почему мы о светском образовании печемся, считаем неприемлемым, чтобы ребенок в школу не ходил, а о духовном воспитании не заботимся? Если любой воспитательный процесс пустить на самотек, то у воспитуемых начнется стремительная деградация. И в отношении молитвы — нужно понуждать, нужно сподвигать ребенка к ней. Вопрос только в мере. Когда на ребенка, впадая в крайность, накладывают такое же большое молитвенное правило, как на взрослого, при том что он к этому еще не готов, понятно, чем это заканчивается. Как только повзрослевший ребенок обретет свободу, он перестанет молиться. Для него молитва — это обязаловка, каторга, а не разговор с Богом, от которого оживает душа.
Согласен с тем, что нельзя в вопросе духовного воспитания просто отпускать ребенка в свободное плавание, и отец Сергий Протасов. Но все-таки с поправкой.
— Пока дети маленькие, в четыре-пять лет, они сами тянутся к молитве: встают рядом с родителями, слушают, крестятся, кланяются. Но вот ребенок взрослеет, у него появляются обязанности по учебе, свободного времени все меньше, и порой родители могут столкнуться с тем, что сын или дочь могут сказать: не хочу молиться. Важно в такие моменты сохранять спокойствие и не заставлять ребенка молиться, что называется, из-под палки. Все-таки жесткого принуждения быть не должно.
— Если кто-то из наших детей не хочет молиться, мы обычно просим прочитать только одну молитву — «Отче наш»,— рассказывает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма Саратова.— Это работает. Или можно предложить ребенку просто побыть на молитве вместе со взрослыми, чтобы он послушал, что читают папа или мама. А вот наказывать за отказ молиться я бы не стал. Родители порой прибегают к таким мерам: «Если ты не будешь сейчас молиться вместе со мной, то не разрешу играть на компьютере» и так далее. Лучше, как я уже сказал, попросить ребенка сделать минимум и таким образом договориться с ним, чем применить санкции. Молитва должна преображать человека, а не отпугивать.
Итак, молитвенное делание нельзя пускать на самотек, но и перегибать палку не следует. Но как определить для ребенка меру молитвы? По словам наших собеседников, в этом вопросе все должно быть индивидуально. Одно дело, если ребенок молится с родителями с самых ранних лет — тогда годам к десяти-двенадцати ему уже вполне по силам полное молитвенное правило. И совсем другое, если воцерковление ребенка началось в школьном возрасте: тогда стоит начинать с небольшого правила, хотя бы от «Трисвятого» до «Отче наш», наращивая его постепенно за счет добавления 50-го псалма, «Символа веры», молитвы Ангелу-хранителю и т.д.
Мы спросили наших собеседников, какие действия родителей позволяют настроить ребенка на молитву. Вот какие ответы мы получили:
— Создать молитвенную атмосферу: особое место в доме, выделенное под иконы, свечи, лампаду. Выключить свет и попросить ребенка держать свечу.
— Поручить ребенку следить за чистотой иконостаса: вытирать пыль, доливать масло в лампаду.
— В иконостасе иметь иконы тех святых, имена которых носят дети.
— Пока ребенок маленький, читать молитвы на русском языке, чтобы ему был понятен смысл.
— По возможности собираться на молитву всей семьей — пусть хотя бы только вечером или даже раз в неделю.
— Доверять ребенку читать вслух молитвы на общем правиле, даже если он будет ошибаться или читать медленно.
— Подарить ребенку его личный молитвослов.
Но что если родители всё же не могут никакими уговорами убедить свое чадо в необходимости молиться? Как быть тогда?
— Оставить ребенка в покое и продолжать молиться самим,— говорит отец Сергий Протасов.— Патриарх Сербский Павел очень хорошо об этом сказал: «В наше время родители много говорят с детьми о Боге, и мало — с Богом о детях». То есть получается, что мы детей учим тому, что сами делаем недостаточно. Нужно научиться доверять своих детей Богу. Когда сын или дочка побудут какое-то время без этого общения и поймут, что им дают возможность сделать свой собственный, а не кем-то навязанный выбор, им легче будет вернуться к правилу.
Газета «Православная вера» № 04 (648)