Представим себе простую картину: родительское собрание. Учитель (нет, конечно же, учительница!) раздает собравшимся (мамам? Да, конечно, мамам!) тетрадки с очередной контрольной работой, и начинается обсуждение текущих проблем… А где же папы? Почему в нашем обществе сложилась такая ситуация, что мужчины в массе своей не участвуют в воспитании детей — не ходят с ними гулять на детскую площадку, не делают с ними уроки?.. Столько «не», что не хочется даже перечислять. Хотя есть, конечно, и яркие исключения.
Именно такие неравнодушные к своим и чужим детям отцы собрались 23 августа в лицее «Солярис», чтобы поделиться опытом ответственного отцовства с педагогами, социальными работниками, психологами, волонтерами и обсудить с заинтересованными людьми проблемы, которые мешают мужчине реализовать свою отцовскую функцию.
Чужих детей не бывает
Программа форума была разнообразной. Сначала — яркое и позитивное открытие, на котором много было сказано о важности роли отца в воспитании ребенка, о связи отцовства с патриотическим воспитанием, о том, как важно защитить наших детей от реальных и виртуальных опасностей, которые принес с собой XXI век.
Выступившая на пленарном заседании Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Юрьевна Кузнецова говорила о том, что многие проблемы, связанные с ролью мужчины в семье и отца в воспитательном процессе, обусловлены тем негативным имиджем, который создают отцовству средства массовой информации. Эту мысль развила и поддержала Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Николаевна Загородняя. Она отметила, что нам очень нужны положительные медийные примеры, на которых мужчины могли бы учиться ответственному отцовству.
Руководитель Совета отцов при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Андрей Юрьевич Коченов рассказал собравшимся о движении «Отцовский патруль», смысл деятельности которого заключается в том, что неравнодушные отцы делают реальные дела, помогающие сделать жизнь детей комфортной и безопасной. Например, совершают рейд по улицам и проверяют, закрыты ли канализационные люки, добиваются того, чтобы оградили места заброшенных строек, где по статистике гибнет и калечится много детей и молодых людей.
Идеология ответственного отцовства проста: чужих детей не бывает.
— И если бы все мы жили по такому принципу, — подчеркнул Андрей Юрьевич, — многих трагедий — например, гибели детей в Кемерово — удалось бы избежать.
Несвятые отцы
После торжественного открытия форума участники разошлись по различным секциям, посвященным практическим вопросам отцовства в современных семьях. Одна из таких площадок — «Роль отца в семье» — стала центром напряженной дискуссии о положении мужчины в семье и мере его участия в воспитательном процессе.
Сначала были озвучены удручающие цифры, которыми поделилась с собравшимися Ольга Викторовна Фурашова, заместитель начальника Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области. В нашем регионе в 2017 году было зарегистрировано 15653 брака и 10 026 разводов, то есть приблизительно на каждые три бракосочетания приходится два расторгнутых семейных союза. За этими цифрами кроются поломанные судьбы, разбитые сердца, брошенные дети, которые понесут в будущее тот вирус нелюбви, которым невольно заразили их несчастливые родители.
Нетрудно понять, что в этих цифрах заключается самая главная и самая страшная проблема, которая отдаляет отцов от их детей. Большинство этих пап — в лучшем случае «приходящие», а в худшем и очень частом — практически забывшие о существовании отпрыска. Они не живут с матерями своих детей, нередко находятся с ними в конфликте — для них уже просто не существует этой семьи со всеми ее ролями.
Как в этой ситуации остаться отцом? Как не потерять связь с ребенком, помочь ему вырасти достойным человеком?
Папа и мама: муж и жена
С вопросом о том, как супругам, находящимся в разводе, остаться тем не менее полноценными родителями своих детей, модератор дискуссии обратился к Сергею Валерьевичу Левиту — семейному психологу, автору общественно-просветительского проекта «Школа родительского мастерства», лауреату Всероссийской премии «Папа года».
Однако Cергей Валерьевич уклонился от ответа на этот вопрос и сформулировал его несколько по-иному: что нужно сделать в первую очередь, чтобы семья все-таки не распалась? И такой поворот темы был не случаен, потому что настоящее ответственное отцовство заключается именно в том, чтобы сохранить семью как самое безопасное и эмоционально здоровое пространство жизни ребенка.
Роль отца, по мнению Сергея Валерьевича, такова, что ее можно играть только в пьесе под названием «Семейная жизнь», и не стоит обманываться на этот счет. По его словам, очень часто разлад в семье начинается не из-за злой воли мужчины или женщины, а из-за перекоса во взаимоотношениях мужа и жены после рождения ребенка. Мама полностью переключается на младенца, а папа как бы отделяется от их единства.
Психолог рассказал о том, что на своих консультациях он часто просит клиентов сделать живую скульптуру, показывающую, где в их семье находятся мама, папа и дети. Результат чаще всего бывает таким: мама и дети рядом, а папа от них на некоторой дистанции. И чем больше окажется эта дистанция, тем напряженнее будет мама, тем больше разрушительных эмоций будет идти с ее стороны. Это та самая конфигурация внутри еще живой семьи, которая толкает ее к распаду. Мужчина «изменяет» женщине с работой, всецело погружаясь в зарабатывание денег и карьеру, а женщина «изменяет» мужу с детьми, то есть полностью погружается в свое материнство. Нужно признать, что эта ненормальная семейная ситуация нередко воспринимается в нашем обществе, наоборот, как самая нормальная и даже традиционная: мужчина зарабатывает деньги, женщина воспитывает детей (…и зарабатывает деньги, потому что на одну зарплату мужа часто прожить нельзя). Однако ни к чему хорошему такое внутреннее устройство семьи не ведет. Мама должна «вернуться» к папе, а не воспринимать его только лишь как добытчика и родителя. Если этого не происходит, страдает в первую очередь ребенок, который в семье такого типа — с перевернутой иерархией — оказывается «пупом земли», и его неокрепшая психика не выдерживает такой нагрузки и ответственности.
При этом нередко бывает так, что отец пытается приблизиться к детям, но его не пускает супруга, которая привыкла, что всё, связанное с детьми, находится в ее единоличном ведении. А если к этой «родительской войне» подключится теща или свекровь, то шанс на восстановление единства в такой семье близок к нулю.
Сергей Валерьевич убежден: если супруги попали в подобную ситуацию и хотят ее исправить, им нужно прежде всего обеспечить себе хотя бы какое-то — общее только для них двоих — время и пространство. Нужно, чтобы они ночевали в одной комнате, а не мама с детьми, а папа — где придется. Нужно, чтобы они могли хотя бы ненадолго выйти из дома вдвоем. Нужно, чтобы они имели возможность просто поговорить, поделиться чем-то друг с другом в отсутствие детских глаз и ушей. А еще нужно, чтобы папа и дети нашли какое-то занятие, которое они могли бы делать вместе, хотя бы десять минут в день. Тогда постепенно выпрямляется «скелет» семьи, и это позволяет всем «органам» функционировать нормально.
«Функциональное сиротство»
Дальнейшая дискуссия показала, что «выпрямить скелет» семьи отнюдь не просто. К сожалению, устройство современного общества таково, что оно буквально толкает семью к распаду. Например, семья живет в маленьком городке, где просто нет работы. Что делать мужчине? Конечно, он едет на заработки в ближайший город или сразу в Москву. Но взять жену и детей с собой в столицу — неподъемно дорого. И брак фактически распадается, даже если формально семья сохраняет свой статус.
Играют свою негативную роль и психологические стереотипы: многие из нынешнего поколения 30–40-летних получили в своей жизни опыт так называемого функционального сиротства: они или воспитывались в неполных семьях, или их растили родители, которые были эмоционально отчуждены и от детей, и друг от друга. Этим выросшим детям, теперь уже создавшим свои семьи, трудно понять, как можно растить ребенка вместе — не борясь за власть и не перекладывая друг на друга ответственность за происходящее. Подчас современные мужчины и женщины, отцы и матери попросту не видели ни одного примера настоящего отцовского и материнского поведения, и им приходится изобретать велосипед, на ходу крутя педали.
Часто такое «изобретение» пытается опереться на религиозную традицию. Но следование религиозной традиции, если понимать ее не как живое богообщение, а как некую социальную модель, не приводит к нужному результату. Никто из нас не видел настоящей патриархальной религиозной семьи, построенной по «Домострою», и попытки построить ее по неким воображаемым лекалам в современных условиях являются лишь имитацией — порою очень неудачной. А еще современным мужу и жене, если они являются христианами, нужно обязательно понять, что религиозная основа семьи — это не только жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33), но и мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
Газета «Православная вера» № 17 (612)