+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Подарите детям сказку
Просмотров: 458     Комментариев: 0

Приближается Рождество — один из главных христианских праздников. Традиционно он связан с миром детства, ведь Рождество — это память о том, что более двух тысяч лет назад родился Спаситель мира. Издавна к Рождеству наряжали елку, и больше всего ей, конечно же, радовались дети. А чем еще, кроме красиво наряженной елки, мы можем вместе с ребятишками отметить этот праздник?

Нередко мы жалуемся на то, что современные дети не хотят и не любят читать. Но всё ли мы сами делаем для того, чтобы приучить их к чтению? Рождество, как и Новый год, семейный праздник — вот и повод вместе с ребенком почитать рождественскую сказку или святочный рассказ. Понимая, что о вкусах не спорят, признаюсь все же, что из многочисленных христианских произведений для детей в мировой литературе лучшее, на мой взгляд,— «Хроники Нарнии», цикл из семи сказок, написанный английским писателем, ученым-филологом и богословом Клайвом Стейплзом Льюисом.

«Хроники Нарнии» были созданы более шестидесяти лет назад, но читателям в нашей стране они стали доступны только с 1990-х годов. Причины вполне понятны: кто в прежние времена разрешил бы проповедовать детям Евангелие? Однако с началом перестройки все семь нарнийских историй появились на книжных прилавках. Популярности произведению, как это обычно бывает, добавила экранизация, на мой взгляд, впрочем, крайне неудачная. Неудачна же она тем, что христианский смысл в ней оказался полностью выхолощенным. Не думаю, что это произошло от злонамеренности авторов, просто они не учли следующий фактор. Глубоко убеждена: «Хроники Нарнии» невозможно экранизировать в принципе, и вот почему.

Действие этих сказок разворачивается в вымышленной стране Нарнии, населенной говорящими животными. Случайно туда попадают люди и тоже становятся ее обитателями. Но изначально Нарния творилась для зверей, и Господь воплощается здесь как Великий Лев Аслан. Но в реальности-то Господь как лев не воплощался! Когда мы читаем книгу, мы воспринимаем Аслана таким, каким хотел показать его Льюис. Мы видим его глазами героев книги, которые, глядя на Великого Льва, испытывают несказанную радость, трепет, страх, благоговение. Но как передать это на экране? Перед нами анимационный лев — и только…

А то, что сама книга глубоко христианская, убедится всякий, кто начнет ее читать. Ненавязчиво и тактично, без дидактики и указующего перста писатель вводит ребенка в мир евангельских ценностей. Написана книга очень увлекательно, «Хроники Нарнии» великолепно воспринимаются детворой начиная лет с восьми-девяти. Верхняя возрастная планка ограничений не имеет, многие взрослые тоже читают с превеликим удовольствием.

*   *   *

Рождественские, как и вообще христианские мотивы присутствуют и в сказках всеми любимого с детства Ганса Христиана Андерсена. Есть у него малоизвестная сказка «Сидень», события которой начинаются на Рождество. Малоизвестна она не потому, что хуже других шедевров Андерсена, а потому, что в советские десятилетия ее издавали крайне редко — незачем было советским детям знать о Рождестве. Главный герой «Сидня», мальчик Ганс из бедной семьи, по болезни лишенный возможности передвигаться, получает на Рождество в подарок книгу сказок, и этой книге суждено сыграть счастливую роль в его дальнейшей судьбе. В этой книге содержатся мудрые притчи, например, такая: некий дровосек с женой ругали Адама и Еву за грехопадение и говорили, что уж они-то на их месте ничего подобного не сделали бы. Их ропот случайно услышал король той страны и поселил дровосека с женой во дворце, создав для них совершенно королевские условия. Но им был дан единственный запрет: нельзя во время обеда открывать одну закрытую миску на столе.

Сначала супруги держались, но вскоре жена не выдержала и подбила мужа нарушить королевский запрет. А в миске сидел мышонок, который моментально выскочил и убежал, и король, подняв крышку миски, всё понял. «Можете теперь отправляться восвояси! — говорит король на прощание своим незадачливым гостям. — Да не браните больше Адама и Еву — вы сами такие же любопытные и неблагодарные!»

Другая притча из «Сидня» — о счастливом свинопасе: он не имел даже рубашки, но считал себя счастливейшим человеком; притча учит нас смирению перед волей Божией. В конце произведения (косвенно через ту же книгу) Ганс чудесным образом начинает ходить и к тому же получает возможность учиться, о чем он всегда мечтал (чудеса и счастливый конец — неизменный атрибут жанра рождественского рассказа). С детьми соответствующего возраста, то есть того, в котором читают сказки Андерсена, можно в дни Святок прочитать и «Сидня».

*   *   *

Ну а тем, кто постарше, можно рекомендовать первое произведение из цикла «Рождественские повести» Чарльза Диккенса — «Рождественскую песнь в прозе». По нему в 2009 году был снят анимационный фильм «Рождественская история», сделавший это произведение особенно популярным. Но просмотр мультфильма не заменит удовольствия от чтения текста самого английского классика: в экранизации утрачена такая особенность прозы Диккенса, как его неподражаемый юмор. Кстати, это самое известное рождественское произведение не только в Англии, но, пожалуй, и в мире. Повествование о человеконенавистнике и скряге Скрудже, который, пережив встречу с тремя святочными духами, раскаялся, стал добрым и сострадательным, с удовольствием читают вот уже почти два столетия. Чтение «Рождественской песни» вполне по силам подростку (остальные повести цикла ставят проблемы, актуальные скорее для взрослой аудитории).

В России до революции были очень популярны «Легенды о Христе» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Это произведение она написала, вернувшись из путешествия по странам Ближнего Востока. Книга написана не по евангельским событиям, а на основе апокрифов и народных легенд, но с истинно христианским чувством. Несколько рассказов посвящены детству Христа. Начиная с 1990-х годов «Легенды о Христе» многократно переиздавались, и книга вновь обретает известность. Адресована она среднему школьному возрасту.

Ну а что же наша русская литература? Рождественские и святочные сюжеты присутствуют, конечно же, и в нашей классике — сразу вспоминается «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Жанр святочного рассказа представлен, например, в таких произведениях А.И. Куприна, как «Тапёр» и «Чудесный доктор». И, конечно же, говоря о рождественских страницах русской классики, нельзя не вспомнить «Лето Господне» И.С. Шмелева, где мы прочитаем и о подготовке к Рождеству, и о его праздновании, и о святочных гаданиях. Пока еще менее известен, но обретает все большую популярность другой писатель русского зарубежья В.А. Никифоров-Волгин, многие произведения которого тематически сходны с «Летом Господним». Праздник Рождества описан в его рассказе «Серебряная метель».

Когда-то в России, и не только в России, существовала традиция совместного семейного чтения. Потом она была утрачена. Не здесь ли коренится одна из причин того, что люди все больше чувствуют себя разобщенными? В рождественские, святочные дни самое время вспомнить эту добрую, уютную традицию.

«Сааратовская областная газета» № 191

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.