+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Увидеть своего ребенка
Просмотров: 188     Комментариев: 0

Сегодня люди уже не так боятся обращаться за помощью к психологам не только в экстремальных ситуациях, но и в любых сложностях. И это правильно, потому что не всегда человек способен объективно оценить себя, увидеть совершенно очевидное и предпринять именно те действия, которые приведут ситуацию к желаемому результату. Учебный год набирает обороты, и мы попросили саратовского православного психолога Тамару Пенкину рассказать, как родителям понять, почему возникают проблемы в учебном процессе и как помочь ребенку справиться.

За окном осень. Природа постепенно успокаивается, замедляется и готовится к зимнему сну. Но родителям школьников покой только снится! С началом учебного года большинство клиентских запросов — это работа со школьниками. Иногда они приобретают достаточно радикальную форму: «сделайте что-нибудь с моим ребенком, чтобы он захотел учиться»... Конечно, за этим стоит большая родительская тревога и за свое чадо, и за себя (какой же я родитель, если мой ребенок оказался в такой ситуации?).

Этот текст не о процессе обучения и связанных с ним трудностях. Сейчас в большом количестве доступны печатные издания, интернет-ресурсы, которые могут помочь разобраться в таких явлениях, как кризис семи лет, пубертатный период и т.д.,— нужно лишь намерение. Не хочется здесь уходить в пересказ сухих научных фактов. Хочется о человеческом...

О любви…

 

«Мы столько денег платим за учебу, а ты еле справляешься!» «Конечно, я люблю своего ребенка!» — однозначно скажет практически каждый современный родитель. И далее последует перечисление форм любви: в школу лучшую определили, в кружки внеклассные вожу, летом лагерь с практикой иностранного языка и т.д. Все это прекрасно, дорогие родители, но важно сохранять трезвость рассудка и следить за тем, кто инициатор всех этих событий, ради кого все это затевается…

Так часто в современном мире можно попасть в ловушку эгоизма! Молодые мамы и папы готовы из кожи вон лезть для того, чтобы добыть своему чаду все мыслимые и немыслимые блага. Но, увы, в этой суровой гонке материальных благ и услуг легко упустить, что истинной целью здесь может быть не любовь к ребенку, а подтверждение своей «хорошести» как родителя.

«Как так, Иванов учит три языка, а мы только два?!» «Все девочки класса занимаются в студии танцев, а моя никуда не ходит. Что ж я ее не вожу, что я за мать?». Так часто вся активность разворачивается, чтобы доказать себе и окружающим: «Я хороший родитель, я соответствую общей тенденции». Вся эта явная или неявная конкуренция среди родителей приводит к печальным последствиям. На ребенка порой возлагается тяжелейшая ответственность соответствия ожиданиям: «Мы столько денег платим за учебу, а ты еле справляешься! Это лучшая школа! Это же твое будущее!» Или другой распространенный исход — тотальная скука и потеря интереса ребенка абсолютно к любой познавательной деятельности: когда все и всегда лучше разбираются, что ему нужно, полезно, перспективно, воля уступает место апатии. И море других примеров…

При чем же здесь любовь? — спросите вы. Любовь и забота дают родителям возможность видеть своего ребенка. Не персонажа яростной гонки за престиж, а живого, конкретного ребенка, со своими потребностями, правами, интересами, желаниями… Любовь лечит от родительского эгоизма. Да, та школа лучшая, четкий график, ни минуты прожитой зря. Да, здесь уйма кружков и репетиторы по всем предметам. Но, может, этому конкретному ребенку пока (!) нужен обыкновенный класс, спокойная внимательная учительница, с которой он найдет общий язык, это позволит ему расслабиться и спокойно научиться учиться — и в итоге преуспеть во всем. А может, той конкретной девочке милее не танцы, а рисование? Ребенок ощущает любовь, когда чувствует, что считаются с его желаниями, с его мнением, когда помогают ему идти своим уникальным путем, а не волокут насильственно по пути «как у всех или непременно самое лучшее».

О свободе…

 

Ребенок раскрывается, когда чувствует, что считаются с его желаниями и помогают идти своим уникальным путем Основная мысль, которая находит свое отражение в любом явлении жизни, это свобода выбора и его осознанность. Сейчас такое замечательное время, когда мы вольны выбирать все что угодно. Это касается и образования. Мы имеем право выбрать школу, класс, тип питания, количество и качество внеклассных занятий, стиль отдыха и прочее, прочее.

Чтобы справляться с таким обилием выборов, нужно иметь крепкие нервы, холодный рассудок и непоколебимую ответственность перед собой и семьей. И так хочется выбирать лучшее. Это понятно, но всегда спрашивайте себя, кому нужно это лучшее, будьте честны с собой. Мы в пылу азарта часто теряем голову и порой забываем, что «лучшее — враг хорошего»… С подростками в этом вопросе проще, они уже способны опереться на внутренние ощущения, опыт сверстников, иногда критически отнестись к своим фантазиям и мечтам, хотя, к сожалению, бывают и запущенные случаи. С малышами чуть сложнее. Сегодня ребенок хочет рисовать, через две недели — танцевать, еще через месяц — карате и т.д. Кажется, что детки не способны разобраться в своих желаниях, и родители спешат решить за них. А так важно доверять своему ребенку! Ведь эти метания не всегда говорят о неспособности к труду (хотя бывает, что ситуация отражает именно такую проблему), а скорее, о проявлении у ребенка столь важного навыка поиска «своего» — занятия и, шире, пути.

Через смену деятельности ребенок познает разнообразие мираМне ярко запомнилась одна история. Мама, явно утомленная постоянной сменой увлечений дочери, долго жаловалась на сложившуюся стратегию ребенка, но резюмировала свой рассказ она вполне осознанно: «Я ведь понимаю, она ищет…» Через эту смену деятельности ребенок познает разнообразие мира. Одно дело выбрать между двух тем, другое — из множества.

И здесь вопрос к родителям: как вы сами совершали выбор в детстве и как совершаете его сейчас? Не ограничиваете ли вы себя самих в этом? Не пугает ли, не злит ли вас калейдоскоп жизненных явлений? Часто бывает, что себя хочется ограничить выбором из минимального количества вариантов. Причин может быть несколько: неумение делать выбор (в свое время ваши родители не дали возможности проявиться), страх перед ответственностью принятого решения…

Столкновение с жизненным многообразием может пугать еще и потому, что человек порой не знает на самом деле, чего он хочет. И тогда цепочка ведет дальше: что с этим делать и делать ли? Как это отражается на моем стиле воспитания детей? А хочу ли я, чтобы мои дети имели выбор и умели выбирать? Жизнь изменчива. Она призывает нас адаптироваться, меняться. И вновь встает выбор, принимать ли этот вызов или держаться за старые модели? А наши дети? Они ведь пойдут еще дальше по временному пути, пойдут в еще более пугающую нас неизвестность, и в какой-то момент нас рядом уже не будет…

Задача родителей — научить детей обходиться без родителей. Помня это, нам становится проще взаимодействовать с ними. Давая им все больше свободы, мы постепенно отпускаем их в самостоятельную жизнь. И в этой свободе много любви…

Одновременно с этим мы сами лицом к лицу встречаемся и со своей свободой и задаемся вопросом: как с ней обходиться? Но это уже другая история…

Всем родителям желаю увлекательного учебного года! Любите себя, любите детей, любите жизнь!

«Саратовская областная газета» № 140, 2018 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.