Мы продолжаем рассказ о пасхальных неделях. Всего три воскресенья отделяют нас от праздника Вознесения Господня, и в этот период Церковь призывает вспомнить те события евангельской истории, в которых происходила встреча людей с Господом — встреча, после которой для них менялось все.
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с воспоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (см.: Ин. 5, 1–15).
У этого водоема в Иерусалиме собиралось множество тяжело больных людей. Все они находились в напряженном ожидании: время от времени являлся Ангел Господень, и вода приобретала целебные свойства. Но ненадолго: только тот, кто первым входил после этого в купель, получал исцеление.
Во дни Своего земного служения Спаситель однажды увидел у этой купели человека, находившегося в болезни 38 лет, но не потерявшего надежду. Этот человек не мог столь быстро передвигаться, чтобы при схождении Ангела попасть в воду первым; с ним рядом не было никого, кто бы помог ему, поэтому уже много лет подряд его опережал кто-то другой. Но его упование на помощь Божию и вера не остались бесплодными: именно к нему подошел Господь и исцелил — одним словом.
Воспоминаемое в этот день событие побуждает нас задуматься о своей готовности откликнуться на чужую беду. В словах расслабленного не имею человека, который бы опустил меня в купель (Ин. 5, 7) заключена горькая правда жизни человечества после грехопадения. Жизни, в которой люди равнодушны и часто враждебны друг другу, думают прежде всего о себе, но в которой тем не менее всегда есть место милосердию, и его может проявить каждый из нас. А еще это напоминание о том, что верить и надеяться на милость Божию нужно в любых обстоятельствах. Церковь напоминает нам о милосердии Божием при каждом освящении воды, когда прочитывается именно эта часть евангельского повествования.
Митрополит Сурожский Антоний в одной из своих проповедей предлагал каждому из нас ответить на вопрос: кто я из тех людей, о которых повествует Евангелие?
«С одной стороны, я тот человек, лишенный силы, который неспособен, не может найти себе исцеление своими силами,— говорил Владыка.— Поставим перед собой вопрос о том, в чем моя немощь. Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? И отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу?..» А дальше, по словам митрополита Антония, нужно, не ожидая ничего взамен, попытаться дать другому ту помощь, которая поможет ему ожить.
Преполовение Пятидесятницы
22 мая Церковь отмечает праздник Преполовение Пятидесятницы. Само название указывает на то, что половина пути от Пасхи до Троицы уже пройдена. Праздник Преполовения связывает собой великие христианские торжества: Пасху, Вознесение Господне и день Святой Троицы. Смысл праздника раскрывается в тропаре: «На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет”. Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!» Благодать Святого Духа Спаситель уподобил воде, которая подает жизнь жаждущим спасения. В этот день в храмах после Литургии совершается малое освящение воды и по традиции совершается крестный ход на водные источники.
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
В богослужении этого дня воспоминается беседа Христа с самарянкой (см.: Ин. 4, 5–42), в которой Он открывает Свою Божественную природу, обещая верующим в Него «воду живую, текущую в жизнь вечную», то есть дар Святого Духа.
Господь шел в Галилею через земли, населяемые самарянами. Это народ, произошедший от смешения иудеев и язычников. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея, но отвергали пророков и Предание, а также поклонялись и языческим богам. Иудеи гнушались самарянами, старались не проходить через их селения и не общаться с ними.
Господь, проходя через Самарию, остановился у колодца, по преданию, выкопанного праотцом Иаковом. Ученики Его отлучились в город купить съестного. И в это время к колодцу пришла за водой женщина-самарянка, к которой Христос обратился с просьбой: Дай мне пить (Ин. 4, 7). Женщина удивилась тому, что Он, иудей, разговаривает с ней, на что Спаситель ответил, что если бы она знала, Кто говорит с нею, то сама просила бы у Него дать ей воду живую. Самарянка стала недоумевать, каким образом Он добудет воды, если Ему нечем даже почерпнуть. И тогда Господь перевел беседу из области вещественной в область духовную: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Этими словами Христос говорит о благодати Святого Духа, утоляющей духовную жажду человека, направляющей его душу ко спасению. А для того чтобы ум самарянки вознесся от вещей земных, Господь раскрывает ей, что Ему известна вся ее жизнь. Убедившись, что Он — пророк, она спрашивает о месте, где надлежит поклоняться Богу. Спаситель отвечает ей, что в скором времени истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23), имея в виду, что настоящее поклонение Богу человек должен совершать прежде всего в своем сердце.
Самаряне так же, как и иудеи, ждали Мессию, поэтому собеседница Христа сказала, что скоро придет Тот, Кто возвестит им все. На это Господь прямо ответил: Это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 26). Он многократно уклонялся от ответа на вопросы фарисеев и книжников, пытавшихся дознаться, Он ли Мессия, но признался простой женщине, да еще иноверной. Почему?
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) так объяснял это: «Жажда истины — вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. И истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восстановит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободит от оков греха».
Самарянка побежала в город, рассказывая каждому, что встретила Мессию, и те, кем гнушались иудеи, приняли Христа с гораздо большим радушием, нежели соплеменники. Они внимали Его словам и говорили, что верят уже не словам этой женщины, а собственному опыту, что Он истинно Христос. Свидетельство же самарянки о Боге и ее вера в Него привели ее к святости. По преданию, она приняла мученическую кончину за свою проповедь — была брошена в колодезь.
Это евангельское повествование показывает нам, что такое благодать Святаго Духа и чем она является для человека, побуждает к размышлению о том, что воистину Господь многое открывает тем, кто чистым сердцем ищет и без лукавства принимает истину, и оставляет в неведении «мудрых века сего».
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
В этот день Церковь вспоминает чудесное исцеление Иисусом Христом человека, слепого от рождения (см.: Ин. 9, 1–38).
Суть этого евангельского события такова: Господь увидел на Своем пути слепого. Иудеи верили, что недуг дается Богом только как следствие нечистоты, и потому ученики спросили Христа: кто согрешил — сам этот человек или родители его? Господь ответил, что ни он, ни родители, а слепота в этом случае дана, чтобы было явлено чудо Божие. Затем Христос исцелил слепорожденного. Окружающие люди повели его к фарисеям, чтобы те засвидетельствовали чудо. Но фарисеи искали не истины, а повода для осуждения Господа, который виделся им в формальном законе о сохранении субботнего покоя. Желая поставить под сомнение сам факт чуда, фарисеи даже позвали родителей исцеленного, чтобы они подтвердили, что это их сын и что он рожден слепым. Затем они стали настаивать, чтобы слепорожденный под клятвой признал, что Исцеливший его — грешник. Он ответил им: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31). За эти дерзкие, с точки зрения книжников, слова бывший слепой был изгнан из храма. Господь нашел его и открыл, что Он есть Сын Божий. «Верую, Господи!» — ответил этот простой израильтянин и поклонился Ему.
Тот, кто был слеп от рождения, оказался духовно более зрелым, чем те, кто похвалялись своими мнимыми духовными дарами, но оказались неспособными признать в Господе Иисусе Христе Сына Божия. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39). Только смиренное сердце оказывается способным прозревать свет истины и защищать ее.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если нищий, слепой, не видя Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что перед лицом всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам бывший слепой обвинил Христа, не соглашался на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста и лучше захотел быть изгнанником, чем изменить истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видевшие тысячи чудес, получившие больше, нежели он, благодеяний… должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и отвергать христианство».
Газета «Православная вера» № 09 (629)