Четвертое воскресенье нашей духовной весны — пасхального периода — именуется неделей о расслабленном. И мы вновь задаем себе вопрос: почему сложилась в Церкви такая традиция, какое духовное значение имеет для нас этот день, чему он нас учит, о чем напоминает? Он напоминает нам о нашей всеобщей расслабленности, то есть, по сути, — о бессилии, беспомощности, невозможности сделать что-либо с собой собственными силами — без помощи Бога.
Пятая глава Евангелия от Иоанна — Спаситель в Иерусалиме. Он приходит в купальню у Овечьих ворот, издревле известную целительной силой воды; однако исцелиться этой водой не так просто и удается далеко не каждому. В пяти крытых ходах, ведущих к купальне, собралась огромная очередь несчастных — больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (3–4).
Только первый!.. В надежде стать первыми люди лежали и сидели в купальне годами, более того — десятилетиями. Расслабленный, с которым заговорил Спаситель, страдал своей болезнью тридцать восемь лет; это всего, а сколько он ждал своего счастья в купальне — мы не знаем, но знаем, что долго.
Этот человек мог передвигаться, но очень медленно. Поэтому никогда не успевал первым к возмущенной, бурлящей, исцеляющей воде: не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (7), — так объясняет он обратившемуся к нему Незнакомцу свое несчастье.
Не имею человека, который бы обо мне позаботился… Нет родных, или, может быть, родные отвернулись; а всем прочим не до него, свою бы проблему решить, со своей бедой справиться…
Но ведь это и о нашем одиночестве тоже. Даже если человек окружен понимающими, любящими, обожающими его людьми — он все равно одинок и беспомощен в той глубинной своей точке, где помочь ему может только Сам Бог.
Сейчас, когда мы все испытываем стресс, страх за близких, за всю страну, скорбь о жертвах — нам это особенно понятно. Где найти душевные силы, к кому за ними обратиться? К людям? Инфантильной и даже эгоистичной представляется такая мольба: «Мне страшно, поддержите меня, скажите мне что-нибудь такое, что меня бы сейчас успокоило!». И даже если мы обратились к пастырю, к духовнику, и он говорит нам в ответ верные, по сути, слова — об уповании на Бога, о терпении скорбей, о том, что смерть уже побеждена — слова эти останутся для нас только словами без увлажнения и удобрения нашей почвы, без той благодатной помощи, которую по молитвам нашим посылает нам Господь. Только Он реально изменяет нас, дает нам духовные силы, возможность сохранить мир в душе, свет в сердце, трезвость в разуме. Только Он может со всей возможной властью сказать каждому из нас, как тому паралитику из иерусалимской купальни: встань, возьми постель твою и ходи (8). «Ходи» в нашем случае означает: живи. Живи полноценно — любя, веря, трудясь, поддерживая близких. Ты не одинок — Я с тобою. Я уже с тобою, тебе не нужно ждать никакого там «возмущения воды» и прочего.
Впрочем, здесь необходимо привести толкование святителя Феофилакта Болгарского, смысл которого в следующем: больной не имел для себя человека-спасителя, до тех пор, пока Человеком и Спасителем не стал Сам Бог:
«Итак, естество человеческое, на подобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в воскресение и в суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления. Ибо не имело Человека, Который бы спустил в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком. А когда стал Человеком, тогда исцелил естество наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотию и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра».
Однако история с исцелением у Овечьих ворот имеет продолжение.
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (9–16).
Законническая придирка, порожденная, возможно, завистью — не должно тебе брать постели. Твердый ответ исцеленного, напоминающий нам о других евангельских страницах: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2, 27–28). И далее — встреча Исцелителя и исцеленного в храме, неведомый нам диалог, из которого мы слышим лишь слова Христа: вот, ты выздоровел; не греши больше… Исцеленный должен увидеть связь меж своим недугом и грехом. Кроме этого, бывший расслабленный знакомится со своим Избавителем ближе. Нет, он не понимает пока, что перед Ним Христос, чаемый Израилем Мессия. Он идет к Иудеям (не простым евреям, вероятно, а религиозным лидерам, которые уже подвергали его допросу) и говорит им, что его Исцелитель — тот самый Иисус из Назарета, Который творит чудеса, говорит поразительные вещи, о Котором столько разговоров. Есть версия, что это предательский поступок по сути, донос; но Александр Лопухин в своей «Толковой Библии» пишет: «…вероятнее всего предполагать, что тот объявил о Христе в радости и простоте сердца, думая, что иудеи поспешат признать во Христе истинного пророка. Ему, конечно, не могли быть известны враждебные отношения, в каких иудеи стояли ко Христу». Действительно, откуда ему знать о настроениях иерусалимской религиозной элиты, если он почти четыре десятка лет пребывал в немощи, а последнее время — как раз время земной славы Христа! — сидел среди других таких же убогих в крытой галерее купальни Вифезда.
В Каноне утрени на неделю о расслабленном Церковь поет: «Силою Божественною, иногда разслабленнаго словом Твоим, Христе, стягнувый, и повелевый ему одр взяти, многим временем немощствующую люте душу мою исцели». Об этом исцелении нам придется просить не однажды, а всю нашу жизнь; и всю жизнь помнить, что грех может снова опрокинуть нас в немощь, и надежда опять будет — только на Него.