Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Радость всей вселенной
Просмотров: 841     Комментариев: 0

Ранняя осень, первые желтые листья, поздние яблоки, серебристые паутинки, холодные сырые ночи и теплые дни… Один из них — Рождество Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна, став наконец родителями, радуются, хотя и не ведают, для чего пришла на землю их Дочь, Кто станет их Внуком. Мы, сегодняшние, зная это, радуемся вместе с ними и за них. Радуется в этот день Христова Церковь — и, кажется, вся земля: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…». О духовном смысле этого великого церковного торжества мы беседуем с клириком храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Сергием Ксенофонтовым.

— Рождество Пресвятой Богородицы — история, которой нет в Новом Завете, она — из области церковного Предания. А что такое Предание Церкви, почему мы должны ему доверять?

— Священное Предание — это опыт Церкви. Религия ведь вообще есть опыт. У нашей веры два источника — то, что Сам Бог сказал нам, что запечатлено Священным Писанием, и то, что мы обретаем как опыт жизни по Его заповедям. Священное Предание, с которым мы живем сегодня, вобрало в себя тысячелетний опыт людей Церкви. В него входят и труды святых отцов, и жития святых, и православное богослужение, и церковный календарь. Главный критерий Священного Предания — оно не должно противоречить Биб­лии, потому что именно ею поверяется религиозный опыт. Это две нетождественные и неразделимые части единого вероучения. Три великих богородичных праздника — Рождество Пречистой Девы, Введение Ее во храм и Успение — относятся к области Предания, никак не противоречат Писанию и составляют бесценное богатство нашего вероучения. 

— Святые Иоаким и Анна, при всей их праведности, долгое время остаются бездетными и терпят «поношение бесчадства». Этот мотив — долгая бездетность брака, потеря надежды и внезапное чудо — неоднократно повторяется в Священном Писании: в рождении у Авраама и Сарры сына Исаака, рождении у Елканы и Анны сына Самуила, будущего пророка, рождестве Иоанна Предтечи. Чем это можно объяснить?

— В Священной истории вообще ничего случайного нет — так же, как и в истории человечества, и в личной судьбе каждого из нас. Случайность — это непознанная нами закономерность Божественного Про­мысла — Промысла о спасении человека. Современный человек, может быть, недостаточно себе представляет, чем было бесчадство для Иоакима и Анны — ведь в еврейской религиозной среде отсутствие у человека детей считалось карой за скрытые грехи. Такие люди были изгоями, они исключались из общей жизни избранного и хранимого Богом народа, в котором должен был родиться Мессия. Как же должны были страдать от этого благочестивые супруги… Но это страдание было испытанием их в вере. Все святые Ветхого Завета проходят испытания в вере — и Авраам, и Моисей, и Давид, и пророки. А святые супруги Иоаким и Анна стоят уже на пороге Нового Завета, их причастность к делу спасения человечества — прямая, вот почему их вера подвергается особенно долгому и тяжкому испытанию. Они страдают от того, что Промысл Божий для них непостижим. Они не понимают, почему именно у них нет детей, но притом не отчаиваются, не теряют уверенности в Божией любви к ним, они молятся, дабы укреплять свою веру, они знают: Бог — единственный, Кто может помочь. И Бог принимает их молитву, потому что видит их веру. 

— На примере Иоакима и Анны нам иногда объясняют, что не надо терять надежду даже в самых скорбных обстоятельствах: Господь может сотворить чудо. Об этом говорится и в каноне на Рождество Богородицы: «Неплоды и матери, ликуйте, дерзайте и играйте, бесчадныя». Но как ликовать, если знаешь: того чуда, в котором мы нуждаемся и которого ждем, вполне может и не случиться? Как совместить надежду на лучшее — и смирение с худшим?

— Ключевое слово в вашем вопросе — «нуждаемся». Знаем ли мы, в чем нуждаемся на самом деле? Сознание говорит, что в том и в этом, но надо знать, что сознание наше имеет падшую природу, что оно подвержено страстям. И желания наши тоже окрашены страстностью. Бог может сотворить чудо, и верить в это нужно, но одной только веры в ожидаемое и воображаемое нами чудо недостаточно — надо еще, как Иоаким и Анна, чистыми руками это чудо принять. Основа веры — не надежда на чудо, а смирение, покаяние и доверие Богу, Который, в отличие от нас, действительно знает, что нам нужно: когда нам нужно страдание, а когда — избавление от него. Мы можем попросить у Бога всё, чего желаем, но Бог даст нам только то, что послужит нашему спасению, что ведет нас в Царство Небесное. Если мы научимся наконец Ему доверять, с нами действительно произойдет чудо. 

— Дева Мария через Своих родителей принадлежит к колену Иуды и роду Давида. Прокомментируйте, пожалуйста, это неслучайное обстоятельство. Почему здесь важно обращение к Ветхому Завету?

— Ветхозаветным пророкам открывалось: Мессия произойдет именно от этого колена, от этого рода: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень (Ис. 11, 1–2). Иессей — отец Давида. Вот почему евангелисты Матфей и Лука приводят родословную Спасителя, показывая, что она восходит к Давиду, Иуде и Иакову­Израилю, — они свидетельствуют, что пророчества сбылись. 

— Католиков и православных разделяет принципиальный догматический вопрос о зачатии Девы Марии. Католики считают, что Она уже при зачатии Своем была свободна от первородного греха, то есть что Ее природа не была падшей, в отличие от нашей природы. Почему Православная Церковь не может этого принять?

— Христос явился соединительным звеном меж человеком и Богом. Он стал одним из нас как Человек, чтобы спасти нас как Бог. Наше спасение стало возможным только потому, что Он принял нашу природу. Вот в Нем, действительно, не было первородного греха — он был подобен Адаму до грехопадения и подобен нам во всем, кроме греха. Но если бы мы приняли католический догмат о непричастности первородному греху Девы Марии, тогда мы должны были бы признать, что и Христос не совсем нам причастен, что Он не совсем Человек, ведь Та, Которая Его родила, уже заранее выделена из человечества, ограждена от него, существует от него отдельно. Тогда и все земное служение Христа, и Его Крестная Жертва, и его Воскресение имели бы к нам лишь косвенное отношение. Приняв этот догмат, мы уподобились бы даже не католикам, а мусульманам, которые чтят праведную Мариам и ее сына Ису, но не признают Его Сыном Божиим, Спасителем. Поэтому пропасть между Богом и человеком в исламе остается непреодоленной, в христианстве же мостом через нее становится Христос — совершенный Бог и совершенный Человек.

— Мне по душе еще такой аргумент: если бы Она изначально была абсолютно чиста и неспособна грешить, в чем бы состоял тогда Ее личный подвиг — достижение совершенной чистоты, смирения и послушания Богу? Это не было бы тогда Ее выбором!

— Конечно. То, что сделала Пресвятая — подвиг веры, он выражен в Ее словах: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Мы почитаем Деву как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», как единственную на земле непосредственную Участницу Боговоплощения. Такой оказалась Ее вера — а веры без личного выбора, конечно, быть не может. Католики, по сути, отрицают Ее личный выбор

— Рождество Богоматери — первый праздник нового церковного года, индикта; Ее Успение, уход к Сыну — последний. Это ведь неслучайно?

— Это не сделано никем специально — чтобы церковный год начинался с Ее рождения и заканчивался переходом из временной жизни в вечность. Но это глубоко символично и прекрасно — и в этом, наверное, тоже Промысл Божий.

Газета «Православная вера», № 09 (725), сентябрь 2023 г.

Материалы по теме

Сюжет Рождества Пресвятой Богородицы — этого радостного и светлого события — отражен во многих иконах и фресках, которые можно увидеть в православных храмах. Свои замечательные образцы имеет и саратовский Свято-Троицкий собор, в нижнем, Успенском, храме которого есть старинная икона и фресковая композиция на тему Рождества Божией Матери. Об иконографии праздника мы поговорим в этой статье

Просмотров: 2660
Комментариев: 0

Чем должен стать для нас тот или иной праздник церковного года? Торжественным воспоминанием определенного события Священной истории? Сердечным переживанием этого события? Да, но не только. Думается, каждый праздник должен оказаться для нас очередным духовным приобретением или уроком. Мы всякий раз призваны что-то открыть для себя в этот день, что-то понять глубже, чем раньше, что-то увидеть другими глазами. Об уроках первого из двунадесятых праздников церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы — мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора в Саратове иереем Александром Степовиком

Просмотров: 3110
Комментариев: 0

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле

Просмотров: 4177
Комментариев: 0