Сюжет Рождества Пресвятой Богородицы — этого радостного и светлого события — отражен во многих иконах и фресках, которые можно увидеть в православных храмах. Свои замечательные образцы имеет и саратовский Свято-Троицкий собор, в нижнем, Успенском, храме которого есть старинная икона и фресковая композиция на тему Рождества Божией Матери. Об иконографии праздника мы поговорим в этой статье.
Фреску, посвященную этому празднику, можно увидеть в центральной — трапезной — части храма: она написана на одной стене с композицией следующего богородичного праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фреска Рождества Божией Матери, как и весь интерьер нижнего храма, выполнена палехской иконописной мастерской в 2006–2008 годах.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник в церковной традиции в конце VI — начале VII века. Тогда же начала формироваться и его иконография. О рождении Пречистой Девы, как и о некоторых других событиях церковной истории, ничего не говорится в Священном Писании: в Новом Завете встречаются лишь скудные сведения о жизни Девы Марии, и только связанные с жизнью Спасителя. Поэтому источником иконописных сюжетов здесь служит Священное Предание — апокрифические произведения разного времени. Рассказ о рождении Божией Матери мы встречаем в таких сочинениях, как «Протоевангелие Иакова» II века и «Евангелие псевдо-Матфея» конца VI — середины VII века.
Известно, что родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна, жившие на северо-востоке Иерусалима. Оба они были благородного происхождения: Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода. Рождение младенца для этой благочестивой пары было событием более чем долгожданным. Многие десятилетия супруги не имели детей, отчего терпели постоянные поношения от людей, обвинявших их в том, что Бог не даровал им утешения в чадах по сокрытым тяжким грехам. Таковы были представления ветхозаветного общества того времени: иудеи жили ожиданием Мессии, и отсутствие потомства рассматривалось ими как отсутствие благословения Божия семье. Однако, живя в таких скорбных обстоятельствах, праведные Иоаким и Анна не переставали обращаться в усердных молитвах к Богу.
Предание рассказывает, как однажды в один большой иудейский праздник Иоаким отправился в Иерусалимский храм для принесения жертвы Господу, и некий священник Рувим, служивший в тот день, не принял его жертвы, обвинив в том, что раз Иоаким бездетен — значит грешен. Горько опечалившись, мужчина оставил дом и отправился в пустыню для сорокадневного поста и молитвы, надеясь услышать ответ Бога на многолетние прошения к Нему.
Тем временем Анна, узнав об огорчении мужа и не зная, куда он ушел, также взмолилась в слезах к Создателю. Вот как говорится об этом в «Протоевангелии Иакова»: «И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: “Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи”». Ответом на этот смиренный и скорбный плач стало… чудо.
* * *
Если приглядеться к окладу иконы, можно увидеть вписанную в общий сюжет композицию — обнимающиеся фигуры праведных Иоакима и Анны, получивших ответ от Бога о даровании им ребенка. Читаем в предании радостные слова, отражающие эту сцену: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: “Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!”». Через девять месяцев Анна родила девочку и назвала долгожданную дочь Марией.
Посмотрим теперь на фреску. По центру ее композиции мы видим располагающуюся на ложе полусидя роженицу — праведную Анну; девы преподносят ей дары в честь радостного события. Рядом с ложем установлен стол, около которого сидит Иоаким. Эта сцена отсылает нас к еще одному событию из жизни праведных родителей Девы Марии: через год после рождения дочери отец накроет для первосвященников и жителей Иерусалима пышный стол для свидетельства о том, что и в их доме родился потомок.
Интересно, что в разных иконографических изводах фигура Иоакима изображается в разных местах. Если на фреске Иоаким сидит рядом со своей женой Анной, то на иконе он расположен вдалеке, в отдельной части изображения. Это связано с тем, что икона в данном случае отражает иудейский закон, по которому супруг не мог находиться в женской половине дома в определенные жизненные моменты — и в частности, при рождении ребенка.
А где же Сама Дева Мария, будущая Божия Матерь, только что родившаяся на свет? Ее служанки готовят к ополаскиванию в купели. Мы видим очень трогательный житейский момент: одна из служанок проверяет температуру воды перед тем, как окунуть туда ребенка, — точно так же, как это делают женщины и сейчас, в современном мире.
Рождество Пресвятой Богородицы для многих людей является особым праздником, наполненным светом, тишиной и грядущей радостью, начало которой положено рождением в мир Той, Которая даст миру Спасителя. «Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле Небо Тот, Который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это Небо несравненно того божественнее и удивительнее, потому что на нем возсияло Солнце Правды — Тот, Который на небе утвердил солнце», — так поэтично отзывался об этом празднике великий богослов VII–VIII веков преподобный Иоанн Дамаскин, написавший ряд проповедей о Божией Матери. Искусство его слова не может не трогать сердце, особенно если это сердце верующего человека, чуткого к восприятию прекрасного.
«Там, где Бог, там красота», — хочется иногда сказать, воспринимая произведения искусства. И иконопись, рассказывающая о великих событиях жизни Церкви, является одной из возможностей прикоснуться к Божественной красоте.
Газета «Православная вера» № 16 (660), сентябрь 2020 г.