Посетителям нашего сайта уже знакомо имя библеиста, заведующего кафедрой библеистики Саратовской Православной духовной семинарии, автора учебного пособия для студентов духовных учебных заведений «Священное Писание Ветхого Завета» Алексея Кашкина: мы беседовали с ним о ветхозаветных пророках Самуиле, Илии, Елисее, Данииле, Иеремии, Ионе… Сегодня мы продолжим эти весьма познавательные и интересные встречи с Алексеем Сергеевичем.
Исаия, Йешайягу — кедр ливанский в лесу ветхозаветных пророков. Святые отцы называют Исаию евангелистом Ветхого Завета — за пронзительную точность пророчеств о Христе и Его Церкви. Книга Исаии пространна — 66 глав, невероятно эмоциональна, образна, поэтична и, по чисто читательскому впечатлению — целостна; однако большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что книга эта являет собой антологию, то есть собрание; что у нее как минимум два, а возможно, и больше авторов, и друг от друга их отделяет не одно столетие.
— Алексей Сергеевич, вы ведь тоже придерживаетесь этой точки зрения? Почему? Заодно — что можно сказать об эпохе, в которой жил и действовал пророк Исаия и о нем самом и его возможных последователях?
— Пророк Исаия или, если мы примем концепцию нескольких авторов, Протоисаия жил во второй половине восьмого века до Р.Х.; годы его пророческой миссии — примерно с 740-го года по 690-й: однозначно датировать события ветхозаветной истории мы вообще не можем — по той причине, что годы правления иудейских царей исследователями датируются по-разному. Но, если примерно, год смерти царя Озии и год призвания Исаии — 740-й до Р.Х. Служение пророка совпало с годами правления четырех иудейских царей: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. 690-й — это один из последних уже годов правления Езекии. Здесь есть некая историческая символика: Озия считается одним из наиболее успешных царей разделенной монархии[i], а с его смертью наступает эпоха испытаний, на смену процветанию Иудейского царства приходят бедствия. Религиозная ситуация периодически меняется: Ахаз — один из самых нечестивых царей из иерусалимской Давидовой династии, а Езекия — один из самых праведных и благочестивых. Исаия равно несет свою миссию, исполняет свой долг перед Богом и при плохом, и при хорошем царе; и в благополучии, и в скорби.
Это очень сложный период для Иудейского царства: усиливается ассирийская держава (Ассур), она начинает активную экспансию. Для многих государств Востока встает вопрос о выживании. Северное еврейское царство — Израиль — с политической карты тогдашнего мира исчезает (см.: 4 Цар. 17, 23 — уведен из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня). Южное — Иудея со столицей в Иерусалиме — попадает под власть Ассура, но ей удается сохранить формальную автономию.
Что известно о самом Исаие? Он жил в Иерусалиме; есть предположение, что он мог быть родственником иудейских царей, во всяком случае, был к ним вхож; в 8-й главе книги он общается с первосвященником Урией. У Исаии была жена, которая в книге именуется пророчицей, и как минимум два сына. Имена сыновей символические: Шеар-Ясув («Остаток спасется», см.: Ис. 7, 3) и Магер-шелал-хаш-баз — это предупреждение о том разорении, которому подвергнется Израиль от ассирийцев: ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,— богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис. 8, 4)
В иудейской традиции Исаия считается величайшим из пророков наряду с Моисеем: и тот, и другой — боговидцы, созерцали Бога непосредственно. Об этом рассказывает 6-я глава Книги Исаии, посвященная его призванию на пророческое служение: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм (6, 1). Иные пророки получали откровение опосредованно — через слово, через ангелов.
Есть основания полагать, что Исаия имел учеников и последователей — в частности, некоторые его пророчества повторяются в Книге пророка Михея. Можно говорить о школе Исаии, именно на этом базируется предположение о том, что его обширная книга — на самом деле антология, собрание нескольких пророческих книг; что его труд продолжили уже отдаленные, «внучатые» ученики.
Идея двух авторов возникла в конце XVIII века; сегодня многие библеисты соглашаются с тем, что главы с 40-й по 66-ю написаны в период вавилонского плена, то есть через сто с лишним лет после кончины Исаии, казненного, по преданию, в эпоху злочестивого и жестокого царя Манассии. Предполагаемого автора этих глав принято называть Второисаией — в отличие от Протоисаии, автора первой части книги. Есть также концепция о множестве авторов Книги Исаии, о том, что она — собрание откровений его пророческой школы. У этих концепций есть в настоящее время и противники — библеисты, которые считают Книгу Исаии единой, принадлежащей одному автору-пророку. Однако в целом концепция Второисаии сегодняшней библеистикой не отвергается, и лично я также ее не отвергаю: мне она представляется обоснованной.
— В целом — каково нравственное содержание пророчеств Исаии, что есть его основной смысловой мотив?
— Это содержание очевидно и отражено в начальных главах книги. В первой же главе Исаия продолжает традицию пророка Амоса — критику религиозного формализма, когда вера сводится к обрядовой стороне, когда считается, что главное — это вовремя принести положенные жертвы, а нравственная сторона игнорируется. Господь устами Исаии говорит, что приношения эти ненавидит и отвергает, потому что люди забыли главное — совесть: Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! (Ис. 1, 13). И далее — первая глава содержит нравственные заповеди, данные Богом через Исаию: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16–17). Здесь же мы видим предупреждение о той гибели, которую несет народу грех: ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит (Ис. 1, 30–31); и призыв к спасительному раскаянию перед Господом: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как волну убелю (18).
О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем (Ис. 2, 5) — этот призыв проходит красной нитью через всю книгу. Но здесь же мы видим и бесконечную скорбь Бога о Его любимом, избранном народе: Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (6, 10)
— В книге Исаии многократно повторяется слово «остаток»: И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится (Ис. 10, 20–22). Яркими, поэтическими красками рисует пророк блаженную жизнь спасшегося праведного остатка — Божиего виноградника — на земле под покровительством Судии и Создателя. Но кто же в этом остатке? Каким образом сбылось — или не сбылось — это оптимистическое пророчество?
— Сам по себе этот термин — «остаток» — имеет военное происхождение. Когда одно государство одерживало победу в войне с другим, от побежденного народа оставался именно остаток. Участь остатка была, как правило, печальной: он был вынужден работать на своих поработителей, а затем ассимилировался, растворялся среди других народов. Остаток — это часть народа, уцелевшая, но лишенная будущего. Но в данном случае остаток — это та часть Израиля, которая уцелеет после тех наказаний, которые постигнут народ, впавший в бесчисленные грехи, изменивший Богу. Таким наказанием стало нашествие ассирийцев во главе с царем Сеннахиримом, разорение Иудейского царства (главы 36–39), а в дальней перспективе – вавилонский плен. Но у этого остатка будущее как раз есть: спасшиеся станут началом нового народа Божиего — народа, который всегда будет праведен перед Богом.
Что касается исполнения этого пророчества, оно возможно в нескольких вариантах. Есть такой термин: пророчество двойного исполнения. Отчасти исполнение можно видеть в общине евреев, вернувшихся из вавилонского плена: они действительно были праведны и отличались от того народа, который был до пленения. Но понятие остатка прилагается также и к новозаветной Христовой Церкви: не только к иудеям, крестившимся у апостолов, но и к людям всех народов: войдя в Церковь, они образовали новый народ Божий. То есть мы с вами тоже входим в остаток, о котором пророчествовал Исаия.
— Все великие пророки, движимые Духом Святым, сурово предупреждали о тех страшных карах, которые обрушатся на народ за нечестие. Но в словах Исаии очень ярко выражено другое — как любит Бог человека, как хочет Господь его спасения: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15). Я бы назвала Исаию пророком любви Божией. Вы согласны?
— Вполне. Хотя первая и вторая части книги в этом смысле различаются: первая — это, скорее, проповедь суда. Но, насколько мы имеем представление об отношении Бога к человеку в Ветхом Завете, идея милости, любви в Нем всегда преобладает над идеей суда и кары. Там, где речь идет о Божией каре, всегда находится место и для слов утешения, слов, дающих человеку надежду. Конечно, это присуще Книге Исаии; но только у Исаии мы видим пророчество о земном царстве любви, о жизни, которая до сих пор на земле не наступила: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (11, 6–10).
Вторая часть книги Исаии считается утешительной. Глава 50 начинается со слов: Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
Есть такое толкование, что в этой главе Исаия – или Второисаия — полемизирует с пророками Иеремией, Иезекиилем и Осией. Они полагали, что Господь как бы разводится с Иудеей, оставляет ее за ее грехи. Исаия же эту идею отвергает: Господь не давал разводного письма. А раз его нет, значит брак не расторгнут и наказание за неверность – временное.
— У Исаии очень ярко выражен призыв не бояться никого, кроме Бога…
— Да, и именно поэтому он постоянно критикует иудейских царей за то, что они в трудных, опасных для государства ситуациях, в военных конфликтах ищут союза с язычниками, не полагаясь на Единого Бога – Бога Израилева: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта (30, 1–2). Пророк убеждает властителей в том, что Бог подаст помощь уповающим на Него. С этим непосредственно связано и знаменитое пророчество: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (7, 14).
Седьмая глава книги описывает события сиро-ефремской войны, это примерно 735 год до Р.Х. Угроза ассирийского завоевания становится очевидной. Маленькие государства — Сирия и Палестина — пытаются создать коалицию и вместе противостоять агрессору. Египет подбадривает их обещаниями, а сам тем временем пытается решить свои проблемы, создав себе щит из этих государств. Государства-соседи хотят, чтобы в их союз вступила и Иудея, но она отказывается. Сирия и Израиль решают низложить иудейского царя Ахаза и вместо него поставить своего представителя, который вступил бы в войну с Ассирией вместе с ними. С этой целью Сирия и Палестина осаждают Иерусалим. Если бы им удалось осуществить свой замысел, они, как обычно в подобных случаях, истребили бы всех родственников правящей династии. Угроза нависла над династией Давида — над мессианским родом.
Именно в этот критический момент перед Ахазом появляется пророк Исаия вместе со своим сыном Шеар-Ясувом. Пророк убеждает царя: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней (4) (оба народа, угрожающие Иерусалиму, обречены, это догорающие головешки) (…) Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется (7). Исаия предлагает царю просить у Бога знамения — чудесного знака. Но Ахаз — один из самых нечестивых царей в истории Иерусалима — отказывается: не буду просить и не буду искушать Господа (7, 12). И тогда Исаия произносит пророчество о знамении — рождении Сына от Девы.
Что значит — знамение? Знамение, по святоотеческому толкованию, это чудесное, сверхъестественное событие. А слово, обозначающее «Дева» —alma— это не обычное в древнееврейском языке слово, обозначающее девушку, не вступившую еще в брак (в патриархальном обществе — по определению девственницу), нет, это слово редкое, оно в Ветхом Завете используется всего семь раз (вместе с настоящим случаем). И в данном случае оно употреблено с артиклем, который можно назвать определенным (по аналогии с английским the) — имеется в виду не дева вообще, а вполне определенная, единственная в своем роде Дева. Например, слово «солнце» в этом языке всегда пишется с этим артиклем, потому что солнце — одно. В переводе еврейского Священного Писания на греческий язык, сделанном во II веке до Р.Х. (Септуагинте), слово переведено словом «парфенос» — дева, девственница; и оно не оставляло сомнений в том, что рождение Мессии будет необычным, чудесным явлением.
Одна из трудностей толкования этого места — то, что событие это произошло через семь веков после встречи пророка и царя; как оно могло стать знамением для Ахаза и его современников? Но реченное Господом через пророка обращено уже не лично к Ахазу, а к династии Давида и ко всему иудейскому народу, ко всем его поколениям: исполнится полнота времени, и люди станут свидетелями Знамения.
И уже в Новом Завете, в Евангелии от Матфея (1, 22–23), Ангел, явившийся Иосифу во сне, напоминает ему об этом пророчестве, применяя его к рождению будущего Младенца и снимая тем самым возможное обвинение с Марии
— Мы с вами перешли к важнейшему аспекту Книги Исаии, к тому, из-за чего его называют ветхозаветным евангелистом — к его пророчествам о Христе: Глава 9: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (…) Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его… (2–6). О чем и о каком народе эти слова?
— Речь идет о заиорданской (по отношению к Иерусалиму) стране — Галилее; она была завоевана ассирийцами в первую очередь, потому пророк обращается к галилеянам, утешая их: они не исчезнут, в будущем их землю ждет возрождение, и, более того, она станет земным отечеством Мессии — Спасителя. А освобождение, о котором говорится в девятой главе, надо понимать как освобождение от власти дьявола. И мы помним, что именно с родной Галилеи Спаситель начал Свою проповедь (см.: Лк. 4, 14–15)
— И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (11, 1). Почему Мессия здесь обозначается именно так?
— Иессей — отец Давида. Считается, что пророчество об Отрасли от корня было произнесено или записано Исаией в конце его жизни, когда очевидным стало политическое падение династии Давида. Отрасль — это молодой побег от скрытого в земле корня иссохшего дерева. Когда от царственной династии Давида останется лишь скромный, не отличающийся от других корень в земле (то есть потомки Давида будут простыми людьми среди народа), тогда он и даст живой побег — Сына Человеческого. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,— и покой его будет слава (11, 10).
— Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (42, 1–2). Это уже вторая часть книги, и, возможно, другой автор — тот самый таинственный Второисаия, духовный последователь Исаии первого. Как в дальнейшем развивается пророчество о Христе? Кто Он такой для Исаии (Второисаии)? Как видит пророк — или пророки — Сына Божиего?
— Пророчество о Мессии содержится во второй части книги; ветхозаветным евангелистом Исаию назвали именно за эти пророчества. Святые отцы, назвавшие его так, считали, что вся книга принадлежит одному человеку — Исаие. Но современные исследователи, в том числе протоиерей Александр Мень, считают, что это наименование нужно относить именно ко Второисаие. Что означает слово «отрок»? Это либо слуга, либо — приближенный, близкий человек: приближенные к царю назывались его отроками. У Исаии (или Второисаии) нет, конечно, идеи Троицы; он не может представить себе такого, что Отрок Ягве, Отрасль от корня — это воплотившийся Бог, рожденный, несотворенный Сын Божий. Но это личность, близкая к Богу, для Исаии, безусловно. Отсюда этот образ: «Я держу Тебя за руку». Рука означает непосредственную связь. Слова «к которому благоволит душа Моя», «избранный Мой» подчеркивают особую близость Отрока Богу. Слова о трости, уже надломленной, и о льне (льняном фитиле), не горящем уже, а лишь едва курящемся, говорят о том, что в Его действиях не будет даже минимального насилия, принуждения. А еще здесь есть и тот смысл, что Мессия будет внимательным и чутким к духовной немощи людей. Далее сказано, что Отрок принесет истинную справедливость (суд) и что на Его закон будут уповать острова (4) — имеются в виду греческие острова, античный, языческий мир. Господь поставит Своего Отрока в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы (6, 7). В 42-й главе не выражена еще тема искупительных страданий Отрока, но в дальнейших главах она усиливается и в 53 главе достигает своей кульминации: эта глава — вершина мессианских пророчеств Ветхого Завета. Исаия описывает все так, будто он наблюдал суд над Спасителем, слышал крики «Распни!», стоял у Креста. Он говорит о том презрении, которое претерпит Муж скорбей от людей (3), и о принятии Им на Себя грехов людей (4–6), о безропотности Его незаслуженных страданий (7). Там же говорится об Иосифе Аримафейском, который похоронит Распятого в принадлежащем ему гробе: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (9). Там же говорится, что по принесении жертвы умилостивления Он узрит потомство долговечное (10) —под потомством следует понимать Церковь Христову.
— А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)?
— Здесь два значения: первое — Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе — вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость.
— Книга Исаии — это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7).
— Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии — это спасение всех народов, всех людей, каждого человека — именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство.
— Необходимо обратить внимание также на главу 26 — идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице?
— Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении — здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).
— И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Это Евангелие от Луки (4, 16–21). И сейчас мы, кажется, слышим эту тишину в назоретской синагоге, и голос Учителя, раздавшийся после паузы в этой тишине. А прочитал Он только что 61-ю главу Книги Исаии. То, что именно Исаию читает Спаситель в назоретской синагоге, то, что так много ссылок на Исаию в Новом Завете, что неоднократно использованная Христом метафора виноградника оттуда, означает, что духовный авторитет Исаии был очень высок?
— Три книги Ветхого Завета — Псалтирь, Исаия и Второзаконие — наиболее часто цитируются в Новом Завете, и они же составляют большую часть объема кумранских рукописей. Книга Исаии была, безусловно, самой популярной из пророческих книг. Именно у него впервые появляется идея народа Израилева как виноградника Божия, который Господь отдаст на попрание диким животным: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (…) отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его (Ис. 5, 1–7). Метафору виноградника Спаситель в своих притчах использует неоднократно, а в главе 21 Евангелия от Матфея Он произносит две таких притчи подряд. Вторая сразу отсылает нас к Исаие: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился… (33). Далее Хозяин виноградника – Бог – посылает к виноградарям (тем, кому вверен Божий народ – его вождям, учителям, священникам) сначала своих слуг, которых они убивают, потом, наконец, Своего Сына, но они убивают и Его. Под слугами подразумеваются пророки Господни. Исаия – один из них: напомним, что, по преданию, он был казнен жестоким, мучительным образом в царствование нечестивого царя Манассии. Современники, слушая Христа, прекрасно понимали, что Он имеет в виду.
[i]Имеется в виду разделение единого древнееврейского государства – империи Давида – на северное (Израиль) и южное (Иудея) царства, произошедшее при царе Ровоаме, сыне Соломона, внуке Давида, см. 3 книгу Царств, главу 12