Русский священник, выросший в эмиграции, вернувшийся в Россию и прошедший трудный и счастливый путь служения у престола Божия… В разные годы он был духовником многих известных деятелей искусств — музыкантов, писателей, поэтов. Его любили и почитали. Он был голосом Казанского храма и хранителем традиций саратовского духовенства… Саратовские священники и прихожане поделились воспоминаниями о почившем 28 марта 2019 года митрофорном протоиерее Лазаре Новокрещеных. Сегодня 40 дней со дня его кончины.
— В одном из интервью отец Лазарь сказал: «Жить только для себя не угодно Богу». Эти слова определяли его собственную жизнь.
Я познакомился с ним в 1992 году, когда пришел работать в возрожденный журнал «Саратовские епархиальные ведомости», главным редактором которого он стал. Стиль его руководства был требовательным, но очень корректным.
Время нашей совместной работы в епархиальном журнале совпало со временем возвращения Церкви и восстановления саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», настоятелем которого протоиерей Лазарь был назначен вскоре после рукоположения в сан священника. Это было время, в которое ярко проявились его многочисленные таланты — пастырские и организаторские. При храме работала воскресная школа, проходили встречи с представителями саратовской интеллигенции, несмотря на трудные времена, велась издательская деятельность.
В 1991–1992 годах из архива госбезопасности Саратовскому епархиальному управлению были переданы списки, в которых было более 900 имен репрессированных христиан. Они были частично опубликованы в журнале «Саратовские епархиальные ведомости» и полностью — в сборнике «Саратовские подвижники» — первой книге, дававшей общее представление о прославленных в лике святых и почитаемых подвижниках нашей земли, редактором книги был отец Лазарь, а составителями — его духовные чада. После кончины архиепископа Пимена была издана книга «Всегда с Богом», посвященная этому выдающемуся архипастырю, протоиерей Лазарь был консультантом этой книги и позднее горячо помогал изданию дневников Владыки.
Батюшка иногда рассказывал о пережитом, но всегда не слишком много. В его детстве был случай, произведший на него неизгладимое впечатление. В Харбине он с родителями жил неподалеку от Казанского Богородицкого мужского монастыря, в числе братии которого были его родственники по линии матери. Однажды он шел в обитель, и на его пути встретилась маленькая собачка. Она пошла рядом, и он, чтобы она ему не досаждала, отогнал ее от себя, бросая камушки. Когда мальчик пришел в монастырь, в келью духовника обители — слепого схиигумена Игнатия (Мелехина), тот неожиданно спросил его: «Зачем обидел собачку?». Мальчик стал отнекиваться, и тогда отец Игнатий подробно описал, где и как случилось это происшествие, прибавив, что это нехорошо. Прозорливость слепого старца поразила юного Лазаря и запомнилась на всю жизнь.
Отец Лазарь был в паломнической поездке на Гору Афон, где получил из рук Вселенского Патриарха Димитриоса I орден святых Кирилла и Мефодия. Был на Святой Земле — жил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, сподобился служения на Голгофе, в Кувуклии со Святейшим Патриархом Диодором и был награжден им Крестом Гроба Господня. Был трижды в Англии с Владыкой Пименом, встречался с королевой Елизаветой и герцогом Эдинбургским.
В 2003 году, уже при Владыке Лонгине, протоиерей Лазарь принимал большое участие в организации первых Пименовских чтений. В то время он уже служил в храме в честь Казанской иконы Божий Матери, прихожанам был хорошо знаком его сильный, прекрасный тенор. После ухода за штат отец Лазарь продолжил бывать в Казанском храме. По воскресным дням он исповедовал, и в этот храм за советом и утешением стекались многие его духовные чада. Он был и моим духовником. Его вопросы на исповеди были просты: нет ли в твоем сердце зла, стыдишься ли ты своих грехов? Но слово его, сказанное со властью, освежало душу и заставляло пристальнее относиться к себе и делать выводы из своей жизни. Часто он напутствовал: «Надо понемногу, по шажочку отгребаться от своих грехов». Всё время нахождения отца Лазаря в храме к нему подходили люди, брали благословение, советовались о своих проблемах, просили молитв. Думаю, лучшей памятью об отце Лазаре будет наша молитва и дела, которые мы будем совершать, хотя и лишенные земного общения с ним, но в памяти о его присутствии в Царстве Того, Кого он любил и Кому служил всю свою жизнь.
Александр Анатольевич Яковлев, в 1991–1995 годах — заместитель редактора журнала «Саратовские епархиальные ведомости»:
— Помню, как архиепископ Пимен говорил: «Отец Лазарь всегда в движении» — и эти слова полностью соответствовали истине. В 90-е Церковь получила свободу проповеди, и вся кипучая энергия этого незаурядного человека, ранее искусственно сдерживаемая политическими рамками, вырвалась наконец наружу. Если предстояло вступить на поприще, совершенно незнакомое ему доселе, но нужное для Церкви, отец Лазарь делал это смело. Его не останавливали препятствия. Например, открывали воскресную школу, а учебных пособий не было — батюшке удалось их приобрести в США, привезти сюда и найти спонсоров, которые это оплатили.
Батюшка оказался прозорлив в отношении заокеанских миссионеров, буквально наводнивших Саратов в начале 90-х. Всерьез их не воспринимал, считал, что эти «миссии» сойдут на нет сами собой. Так и случилось.
Он был открыт всему новому и хотел, чтобы Церковь открывалась миру. Мог найти слова для представителя любой социальной группы, у него вообще был принцип ни от кого не отгораживаться, а налаживать диалог, пытаться понять человека. И такой подход давал плоды. Думаю, многие с благодарностью вспоминают этого истинного пастыря. Мне он помог найти свое предназначение в жизни, я буду его помнить всегда.
Светлана Васильевна Кекова, поэт, филолог:
— Мы познакомились с отцом Лазарем в конце 1990‑х, на концерте в Радищевском музее, посвященном памяти Владыки Пимена. В ту пору духовником у меня был отец Владимир Семенов, который стал священником благодаря отцу Лазарю. Помню, отец Лазарь рассказывал, как перед одной из заграничных поездок отец Владимир принес ему букет земляники: у него был дом в селе Голицыно, в окрестностях которого большие земляничные поляны. Отец Лазарь вспоминал об этом с таким восторгом… «Конечно, — говорил он, — можно купить что-то в магазине в подарок из России, но вот букет земляники, выросший на русской земле, это совершенно другое, это подарок особенный».
Отец Лазарь служил с возвышенным настроем, с которым гармонировал и его прекрасный голос — звонкий, даже мальчишеский. Очень запомнилась одна деталь: во время богослужения, когда наступала поминальная часть службы, он всегда с особым чувством произносил: «О воинах, на поле брани за веру, царя и Отечество живот свой положивших…». Мне кажется, что именно из этого возгласа выросла царская тема в моих поэтических опытах. Батюшка очень поддерживал меня в творчестве: радовался, когда выходил новый поэтический сборник или когда узнавал, что я еду на тот или иной поэтический фестиваль, давал благословение на такие поездки, и я всегда чувствовала в них его молитвенную помощь.
Батюшка нам с мужем рассказывал про всенощное бдение на Афоне: как на возгласе «Слава Тебе, показавшему нам свет» восходило солнце над морем. Он так про это говорил, что мы как будто сами переживали этот духовный восторг и эту благодать. А однажды мы отправили ему по электронной почте фотографии с изящными ледяными скульптурами. Он почти сразу же прислал ответ: написал, что эти фотографии вернули его в детство. Оказывается, в Харбине на Рождество и Крещение китайские умельцы украшали город подобными ледяными творениями.
Сейчас отца Лазаря с нами уже нет, но свет его любви остался с нами. Эту любовь сейчас ощущаешь особенно ярко. Главное наставление батюшки, которое в моей душе запечатлелось, было о молитве. Он говорил, что пусть молитва будет краткая, но чтобы она не прерывалась. А в памяти батюшка запечатлелся таким: он улыбается, шутит, благословляет, обнимает…
Руслан Равилович Измайлов, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова:
— Как-то после службы отец Лазарь пригласил нас с супругой к себе в «кабинетик» в пристройке к храму и сказал, что хочет сделать нам подарок. Открыл ящичек письменного стола, взял шкатулочку и достал из нее темный деревянный брусочек и спил с него. И говорит: «А это не что иное, как кусочек Мамврийского дуба!» — и затем подарил нам этот спил. Можно сказать, Авраамово благословение сошло на нас через отца Лазаря в тот день.
Удивителен Промысл Божий! Батюшка ведь родился и жил рядом с Казанским Богородицким монастырем в Харбине, а теперь покоится в ограде Казанского храма города Саратова рядом с районом, который саратовцы называли «Манжуркой»…
Священник Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Об отце Лазаре я знал еще до служения в Казанском храме, когда он был протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского). А уже более близко я познакомился с ним в 2001 году, когда меня назначили настоятелем Казанского храма, в котором батюшка на тот момент служил несколько лет. Уже тогда он был самым старшим по возрасту священником нашего прихода. Я обращался к нему за советом в церковных и житейских вопросах. Духовные чада батюшки помогали нам в восстановлении храма.
У отца Лазаря было много друзей, знакомых в разных странах мира. В прошлом году, например, к нему приезжал его однокашник из Австралии со своей супругой. Люди не забывали его даже на далеком расстоянии. И он сам никого не забывал: у него был харбинский синодик, и за каждой Литургией он поминал по нему своих земляков. Друзья присылали ему из-за границы хороший ладан, он нередко приносил его в храм.
В последние пять лет батюшка стал физически ослабевать, для него это стало испытанием, которое помогло ему духовно укрепиться. Несмотря на немощи, он еженедельно приезжал на исповедь, в последние полгода каждое воскресенье исповедовался и причащался. Это давало ему силы принимать немощи с терпением, и мы видели, каким может быть духовное преображение человека.
Олеся Дубовская, журналист:
— Я знала отца Лазаря последние пять лет его жизни. Мы познакомились в 2014 году, когда я готовила материал о певице Лине Мкртчян. Протоиерей Лазарь был ее духовником и поделился со мной воспоминаниями о ней. Я настолько была поражена этим разговором, его личностью, что решила изменить тему своей дипломной работы на журфаке СГУ и посвятить ее отцу Лазарю. Мне хотелось сохранить на бумаге летопись его жизни — такой насыщенной, трудной и счастливой.
Почти каждое воскресенье я приезжала в Казанский храм для беседы с ним. Мы усаживались в небольшом кабинете и беседовали на разные темы, связанные с его детством, служением, гонениями на веру. Батюшка стал моим вдохновителем: он часто предлагал мне идеи для новых статей, дарил книги, журналы. В те годы я жила в общежитии, и после наших воскресных встреч он всегда давал мне гостинцы. Батюшка по-доброму шутил о моей худобе и всё хотел меня «откормить».
Когда я узнала о том, что батюшка отошел ко Господу, я была сама не своя, не могла в это поверить. Меня утешила мама, сказав: «Радуйся и благодари Господа за то, что Он подарил тебе такую встречу. Помни о его доброте и любви к людям и стремись к такой светлой земной жизни, какую прожил батюшка».
Так и есть — мы должны следовать примеру своих пастырей, быть продолжателями их добрых дел и помыслов. Я очень благодарна Господу, что подарил мне пусть недолгое, но такое важное для меня общение.
Екатерина Михайлова, в прошлом — воспитанница воскресной школы храма в честь Казанской иконы Божией Матери, г. Саратов:
— Я знала отца Лазаря как преподавателя воскресной школы Казанского храма, в которую я ходила в детстве. Он преподавал Закон Божий и на уроках всегда приводил интересные сравнения. Например, говорил о красивом цветке-хищнике, который пожирает насекомых. Как объяснял нам батюшка, этот пример учит нас тому, что внешность не главное — гораздо важнее то, чем наполнено наше сердце.
Батюшка на удивление трепетно относился к нашим детским рисункам, показывал нам художественные работы своих выпускников, которые бережно хранил. А когда выросшие ученики приходили к нему в храм на венчание, он дарил им эти рисунки — и это было самым лучшим уроком того, как бережно нужно относиться друг к другу.
Он был пастырем Любви. Все у него были «солнышками». Помню, батюшка часто из кармана доставал благовония и мазал им свои запястья, когда выходил к людям, которые к нему приходили. Я возвращалась домой с улыбкой: от вещей шел аромат, который напоминал о том, что сегодня мы были в храме. В памяти навсегда останется тепло и аромат его рук.
Витта Владимировна Неугодова, прихожанка храма в честь Казанской иконы Божией Матери:
— Отец Лазарь знал по именам огромное количество не только прихожан храма, но и их близких, меня это в нем удивляло. А ведь он к тому же помнил обстоятельства жизни всех этих людей, справлялся об их здоровье и просил передать больным и немощным, что молится о них.
Бывало, стоим на исповеди, а очередь к нему всегда очень большая выстраивалась, — и вдруг он окликает человека, который где-то в конце стоит, и подзывает к себе. Видимо, батюшка чувствовал, кто особенно нуждался в этот момент в его духовной поддержке. Такие люди после исповеди почти всегда отходили от аналоя со слезами на глазах и с совершенно другим выражением лица — просветленным.
Олег Владимирович Тихонов, сотрудник храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Отец Лазарь принял в моей жизни большое участие. Именно он поспособствовал тому, чтобы я поступил в Саратовскую духовную семинарию, будучи уже практикующим врачом.
Батюшка был для нас мостиком в Россию, которую мы утратили. Он вырос в среде, где вера была для людей естественной, как дыхание, и этим отличался от всех нас. А как отец Лазарь говорил! Благодаря ему мы познакомились с богатством дореволюционного языка, который был присущ русской интеллигенции.
В последние годы батюшку одолевала физическая немощь, но в духовном плане он всегда был — скала! Господь показывал нам через этого человека, какими нам надо быть по вере. Мы видели на его примере: кто к Господу идет — тот живой, а кто с Господом не идет — тот и в 25 лет старик.
Священник Андрей Мизюк, штатный клирик храма во имя преподобного Серафима Саровского г. Саратова:
— Батюшка был настоящим отцом. Бывает, что когда у человека умирают его собственные родители, священник заменяет их. И такой дар — становиться родителем осиротевшим людям — у батюшки, как мне кажется, был.
Он потому был очень любим людьми, живущими по всему миру, потому что весь мир для него был Божьим. Он был окном в тепло и любовь, окном в простые и светлые слова. Он просто любил людей. И это настоящая высота.
К сожалению, личная встреча, с разговором «по душам», у меня с отцом Лазарем была только одна. В больнице. Батюшка как-то неожиданно позвонил и попросил принести ему Святые Дары. Даже странно немного было, потому что я служу в другом храме. Разумеется, я поехал, причастил его и ушел от него с большим пакетом конфет и… немного другим. В его глазах была невероятная любовь к жизни, благодарность. От него исходила удивительная радость, и я даже не знаю, кто тогда кому оказал бОльшую помощь.
Отец Лазарь по-отечески относился ко всем младшим священникам, и его присутствие в нашей жизни всегда ощущалось. Он часто нам писал, поддерживал, молился. И чувство этого присутствия не исчезло теперь. Свидетельство тому — история, которая произошла уже после смерти батюшки. Буквально через три-четыре дня меня позвали знакомые помолиться над их умершим отцом. Не отпеть, не послужить панихиду, а именно помолиться. Они попросили почитать Псалтирь. Не очень часто священника об этом просят, поэтому я был немного удивлен. Но этих людей я знал раньше и, конечно же, откликнулся. Приехав, я узнал, что отец Лазарь был очень близок этой семье, а сам усопший еще был на отпевании батюшки — и отошел в мир иной буквально сразу следом. И тут я понял, чье это было необычное поручение — помолиться об этом человеке. Очень хорошо и очень тепло было в этом доме, несмотря на горе, и к моему чтению в молитве присоединялись все родственники почившего.
То, что батюшку похоронили рядом с храмом, стало для меня большим утешением. Проезжая мимо, вспоминаю его и жалею теперь только об одном: что не успел узнать его получше.
Слово на отпевании протоиерея Лазаря Новокрещеных
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: — Жизнь отца Лазаря была долгой, очень сложной, насыщенной, яркой. Он вырос в Харбине, где в послереволюционные годы собралось множество русских людей. Им удавалось в Китае, в чужом окружении, сохранять «осколки» той русской жизни, которую они знали и частью которой являлись. Отец Лазарь принадлежит к тому кругу харбинцев, кто решил вернуться на родину. Чувство любви к России было у всех эмигрантов необыкновенно сильным. После войны советское правительство приложило массу усилий для того, чтобы уговорить как можно больше людей вернуться. И часть русских, живших тогда в Китае, вернулась на Родину, которая была уже совсем другой — не той, о которой они читали и слышали когда-то, в юности, от своих родственников. Все они очень много здесь пережили. Советский Союз, прежде всего, был страной победившего безбожия, где вера в Бога терпелась лишь постольку, поскольку нужно было продемонстрировать другим государствам «свободу совести» и «свободу религии» в СССР. Тем не менее отец Лазарь, как и отец Евгений Ланский, тоже всем вам знакомый, недавно скончавшийся батюшка, не побоялись принять священный сан и начать служение Матери Церкви, которое продолжалось до самой их кончины. Отец Лазарь был человеком всесторонне образованным, духовно глубоким, необыкновенно добрым. Все, кто общался с ним, помнят эту его доброту и способность каждому не просто уделить внимание, а отнестись к нему так, что человек думал: вот именно его-то батюшка и ждал и его встречает сейчас так, как никого другого не встречал. Это очень хорошее и очень важное качество для священника – держать свое сердце открытым навстречу людям. Есть рассказ про лаврского старца архимандрита Кирилла (Павлова). Один молодой священник, недавно рукоположенный, пришел к нему и начал спрашивать: батюшка, а какую епитимию надо наложить за такой-то грех? А за такой?.. Старец отвечал уклончиво. Молодой батюшка начал приводить каноны, которые предписывают те или иные епитимии за грехи. Тогда отец Кирилл остановил его и сказал: «А ты помнишь, что сказал пророк? Утешайте, утешайте народ Мой (Ис. 40, 1). Вот,— говорит,— и ты всю жизнь этим занимайся, утешай людей»… Хорошие священники именно этим и познаются: они всегда готовы выслушать, понять и утешить человека с его горем, с его скорбью. Отец Лазарь был как раз таким священником. Мы должны навсегда сохранить в сердце благодарную память о нем, должны просить у Бога прощения его прегрешений. Он ведь тоже был человеком и в чем-то согрешал, как и любой из нас. Поэтому сегодня мы совершаем отпевание отца Лазаря и начинаем церковную молитву о нем. Особо призываю молиться о нем его духовных чад. Но даже когда не останется тех, кто его помнит, Церковь будет молиться о нем, как она молится вот уже две тысячи лет обо всех прежде усопших православных христианах. Дай Бог, чтобы наша молитва была теплой, искренней, чтобы Господь простил все его прегрешения и упокоил в Своем Небесном Царствии!
|
Газета «Православная вера» № 07 (627)