Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Как остаться христианином в ситуации общественного спора
Просмотров: 4674     Комментариев: 0

Никто, наверное, и спорить не станет с тем, что спорить не надо. По крайней мере — без нужды. Без крайней необходимости. Ситуация спора для христианина, для его внутренней жизни опасна. Жаркий спор эмоционально взвинчивает, гневит, ожесточает нас, духовно разоряет, лишает надежды на внутренний мир, тишину; делает невозможной сосредоточенность на молитве. Впрямь, попробуйте начать молиться сразу, как только выйдете из своей любимой соцсети, где сцепились по принципиальному вопросу с целой партией френдов‑оппонентов!.. Почувствуете, как это вам теперь трудно. Что же именно составило труд? Сквозь воспаленные, полыхающие душевные слои, сквозь боль и агрессию пройти вглубь, в сердце, туда, где мы встречаемся с Господом и где должна царить тишина…

Да, спорить не нужно. Но как быть, если… нужно спорить? Если налицо необходимость заступиться за правду, справедливость, за людей? Если промолчать — предательство?

Задача номер один — различить ситуации, когда вмешаться в общественный спор — дело совести, и когда этот спор лучше игнорировать, тем более что никакой пользы от нашего вмешательства в дискуссию не будет.

Задача номер два: если мы все же не смогли промолчать и решились говорить, то как предохранить себя от эмоционального перегрева и духовного разорения? Как не допустить себя до греховной страсти гнева, презрения к противнику? Как избежать греха осуждения и превознесения над другими — «Я, в отличие от них, дураков, умный и понимаю, что…»

И как не оказаться на самом деле… вовсе не умным? Как избежать ошибок? Как здраво оценить уровень собственной компетентности в той или иной проблеме, теме, событии? Ведь то, что кажется нам нашей абсолютной правотой, может на деле быть плодом нашей неосведомленности, односторонности подхода, наконец, результатом чьей-то умелой манипуляции нашим сознанием.

«Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою» — молимся мы каждое утро. Но ведь Евангелие — это не инструкция на все случаи нашей непростой, богатой событиями жизни. Господь не диктует нам отношение к каждой из возникающих проблем; Он не дает нам знать, какую позицию мы должны занять в той или иной общественной дискуссии. Для того чтобы творить волю Его, чтобы не сделать роковой ошибки, не ввести в заблуждение других, для того чтобы в любом споре защищать именно то, что мы должны защищать, нужен наш личный духовный труд, необходимо покаяние — не как разовый акт, а как постоянное состояние пребывающего в Церкви. И это уже, наверное, самая главная наша задача.

О том, как остаться христианином в ситуации общественной полемики, как предохранить себя от связанных с нею опасностей, мы поговорим в этом номере нашего журнала.

Наш опрос

 

Становится ли участие в общественной полемике искушением для вас как для христианина? Если да, то как вы решаете для себя эту проблему?

 

Елена Балаян, журналист, г. Саратов:

— Для меня как для христианки большим искушением является не полемика, а то, что происходит в нашей стране — в ее экономике, политике, последствия чего естественным образом отражаются на нашей повседневной жизни.

Зло терпеть нельзя, о нем нужно говорить, ему нужно противостоять во всех его проявлениях, но делать это так, чтобы тебя самого это не разрушало. Как это делать и где эта грань, тут, думаю, каждый, имеющий навык внутренней жизни и наблюдения за собой, должен решать сам. Главное — не терять трезвения и способности видеть себя со стороны.

Поскольку я журналист, то очень часто все эти негативные чувства выливаются в плоскость общественной дискуссии в соцсетях. И если я нахожусь в таком «заряженном», немирном состоянии, то, конечно, это может отразиться и на тоне дискуссии. Я стараюсь никогда не обижать людей, с которыми общаюсь в Интернете или в реальной жизни, каких бы они ни были мнений и взглядов. Если я перехожу на личности, что бывает все же крайне редко, это означает, что я совсем уже в плохом состоянии и срочно надо что-то делать с собой — остановиться, успокоиться и пойти на исповедь. Как правило, после такой терапии состояние выправляется.

Правило, которое я для себя выработала, дискутируя на больные темы, — все время говорить правду, памятуя о том, что окончательной правды на земле нет, абсолютная правда лишь у Бога, потому что Он один — сердцеведец, один ведает судьбы мира и один может и имеет право творить окончательный суд. Но это не значит, что нам надо устраняться от всякого представления о правде, от всякого суждения: все-таки Господь не зря дал нам способность критически мыслить и сопротивляться злу.

Правило второе: быть честной с собой и со своей совестью, вступаться за тех, кого публично обижают или оскорбляют. Никогда самой не обижать людей, говорить вежливо, взвешенно, аргументированно, но тех, кто ведет себя по-хамски (а такое часто бывает), не бояться ставить на место. Это не по-христиански — видеть, как обижают слабого или просто любого человека, и пройти мимо. Ложь не надо бояться обличать, если это явная ложь и твоя совесть и опыт тебе подсказывают, что это так.

В общественной дискуссии в Интернете есть очень много сложностей. Люди подчас говорят, словно сами с собой, друг друга не слышат, и это обнажает то, насколько мы все реально друг от друга далеки, насколько не умеем слышать и понимать друг друга, насколько закупорены в своих футлярах из ошибок, боли и комплексов. Все это делает дискуссию подчас совершенно бесполезной. Общаясь, читая форумы, ты видишь, в каких люди подчас пребывают заблуждениях, и понимаешь, что эти заблуждения во многом и определяют ту жизнь, которой мы живем и, по всей видимости, будем жить еще долго. И от этого становится очень больно, но боль — это «нормальное» рабочее состояние христианина, и относиться, думаю, к ней нужно соответственно.

Правило третье: стараться никогда не проходить мимо общественно значимых, больных тем, которые волнуют; не замыкаться в своем футляре, а стараться участвовать в жизни других людей и жизни общества, делать хоть что-то полезное или хотя бы, на крайний случай, говорить, делиться информацией. Вопрос дискуссионный: христианин — это человек с активной гражданской позицией или нет? Может ли быть подлинным христианином тот, кто затворяется от людей, если он не монах и не отшельник? Разные случаи могут быть, но для себя я в последнее время прихожу к выводу, что христианство — это активная, в том числе, гражданская позиция и желание говорить правду, не потворствовать лжи, не множить ее, не проходить мимо боли людей, насколько, конечно, у тебя есть для этого силы. Потому что даже состояние здоровья у людей может быть разным, и темперамент также, далеко не все должны кидаться на амбразуру: и я к этому вовсе не призываю, говорю лишь только о себе.

Можно даже сказать, что наш уровень дискуссии зависит от уровня нашей жизни, в данном случае не материальной, а духовной. Если мы сами находимся в растрепанном состоянии, то и тон нашей дискуссии будет таким же растрепанным и неконструктивным. Поэтому избегать нужно не дискуссии, избегать нужно неправильных реакций на повседневные проблемы, забвения Бога и собственной души. Нельзя забывать о том, Кто для нас Главный, о Ком должно быть наше упование, для какой жизни мы предназначены, и о том, что эта жизнь, в отличие от той, очень и очень временная. Она рано или поздно закончится, все пройдет — и политические, и экономические трудности останутся лишь смутным воспоминанием. Вечен только Господь и наша душа. Вот так я и решаю для себя этот вопрос, такой ход мыслей придает мне силы и позволяет не относиться уж чересчур серьезно ко всему, что происходит на земле…

* * *

Игорь Лунев, журналист, г. Санкт-Петербург:

— Полемика как таковая не может считаться чем-то греховным, постыдным — и ею не гнушались и не гнушаются христианские миссионеры, начиная с апостолов. Примером в этом, как и в остальном, служит для них Сам Господь наш Иисус Христос — Он не только полемизировал, но и в весьма жесткой форме обозначил границу, за которой полемика теряет смысл: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Преподобный Исидор Пелусиот вот как толкует этот отрывок: «…псы же и свинии — это погрешающие не только в догматах, но и в деятельной жизни». Под святыней в Евангелии подразумевается проповедь слова Божиего.

Мы порой вынуждены отстаивать и какие-то земные интересы, но эти самые земные правды только тогда имеют настоящее значение, когда основаны на правде небесной. И здесь для нас оказывается важным высказанный в более мягкой форме совет преподобного Никодима Святогорца: «Не распространяйся в долгих собеседованиях с тем, кто слушает тебя не с добрым сердцем». Вот с таким человеком начнешь спор — тут и впасть в искушение, и запутаться недолго. А вот сам-то я с добрым ли сердцем ввязываюсь в споры на любые темы? Ведь ввязываюсь то и дело…

Думаю, основной показатель доброты сердца — когда тебе важен собеседник. Как и всякий человек, ты можешь ошибаться, но вот ты уверен в своей правоте и в том, что эта правота может быть полезной твоему ближнему, и ты ищешь способы донести до него свои мысли, свои переживания. Волей-неволей ты относишься к человеку, к его чувствам как можно бережнее, ведь понимаешь, что его обида сделает его менее восприимчивым к твоим словам. Кто из вас прав — Бог знает, Он и рассудит. Но ты вступил в этот спор не ради себя, а ради ближнего. Истина может родиться в любом споре по милости Божией, но в таких вот добрых спорах она рождается чаще.

Главное же наше искушение — поспорить или спровоцировать спор ради самих себя. Вот вижу я какую-то тему, и сказать-то по сути вопроса мне нечего, но тема меня волнует, задевает — так как же мимо-то пройти? Уж я скажу — не важно, что скажу, главное — эмоции свои выразить. Или есть у меня «железобетонные» аргументы, и ведь знаю, что согласятся с ними только мои единомышленники, но ведь так хочется получить от этих самых единомышленников одобрение, почувствовать, как мы единым фронтом выступаем «за все хорошее против всего плохого», как я хоть на минуту, но становлюсь командующим этим самым фронтом… Вот если я вижу себя таким «генералом», тут-то и надо мне замолчать.

Порой мы бываем искренне уверены, что спорим не ради себя, а за «правое дело». Но, чтобы вырваться из виртуальной реальности, нужно, прежде всего, задаться вопросом: а что имеет большее значение в Божиих глазах? Что, например, для Бога важнее — геополитика или боль конкретных живых людей, иные из которых и слова такого — «геополитика» — не знают? «Честь страны» на очередных олимпийских играх или условия жизни людей в психоневрологических интернатах?

Недавние годы принесли нам много болезненных тем, СМИ подогревают страсти, а мы и рады, ведь сами себе кажемся очень серьезными людьми, ввязываясь, хотя бы и на уровне словесных баталий, в чужие грязные игры. Но в мире не так уж много того, о чем говорить действительно необходимо. Да и то не со всеми и не всегда. И вот когда мы отказываемся поддерживать ненужный пожар, участвовать в очередной истерике, не становимся ли мы хоть немного ближе к тем самым миротворцам, о которых говорит Господь наш в Нагорной проповеди?

* * *

Антон Овсяников, художник, г. Санкт-Петербург:

— Является ли участие в общественной полемике искушением для меня как для христианина? Думаю, что, так или иначе, является. По природной своей склонности отстаивать правду (насколько помню, с детства был правдолюбцем) я и раньше не раз отстаивал свою позицию и в виртуальной среде, и в реальной жизни. Но в силу избранного мною достаточно закрытого, непубличного образа жизни это случалось нечасто. «Рубежным» в этом плане стал 2014 год, победа так называемого Евромайдана, и все, что за этим последовало. Страшный шок от всего происходящего! Вот тогда и произошел взрыв моей активности в «Фейсбуке». Не мог я остаться в стороне, пытаясь обосновать свою позицию перед оппонентами. Надо сказать, что оппоненты были не только внутри Украины, но и внутри нашей страны — меня удивило, что не все поддерживают возвращение Крыма. Полгода прошло в таких баталиях, все это время я, можно сказать, жил онлайн, пока не понял, наконец, что ничего никому доказать не удается, время уходит, а вместе с ним и мир душевный (или его остатки). А когда понял, стал потихоньку сворачивать свое участие в интернет-баталиях.

Впрочем, был у меня опыт полемики и до того — участие в одном либеральном православном форуме после известных событий с «плясуньями» в Храме Христа Спасителя. Тогда понял, что слишком близко к сердцу все принимаю, а иначе, вроде как, и не могу…

Значительно позже меня попросили написать небольшую заметку об одной выставке в Русском музее, где были выставлены весьма сомнительные с художественной и моральной точки зрения произведения современных авторов. Неожиданно для меня реакция оказалась достаточно громкой: художники подняли шум в соцсетях, и я даже удостоился «чести» разглядывать карикатуры на себя! Это было очень неприятно, и да — я понял, что это настоящее искушение, испытание на прочность. И еще — что иногда нужно немного пострадать за правое дело…

Однако я не являюсь активным общественным деятелем; я знаю, что для меня мир душевный важнее. Сам уже не лезу ни в какие перепалки — не хочу. Опыт дискуссий в Сети многому научил, это с одной стороны, а с другой — у меня есть мое главное дело, творчество художника. И именно на него мне нужно направлять мои силы.

Однако, если окажется, что моя жизненная позиция и мое мнение как гражданина и профессионала все же в искусстве кому-то вновь понадобятся, то я не исключаю своего участия в защите традиционных наших ценностей.

Для себя я понял, что надо писать или же говорить (смотря по ситуации) максимально взвешенно и спокойно. Ведь когда примешивается наша страстность, можно очень легко впасть в осуждение того или иного человека или события (попущенного для чего-то Богом). Поэтому все нужно делать с молитвой. Мне кажется, если человек не ищет своего (просто «засветиться», «пропиариться»), то Господь просветит человека, покажет ему, когда надо сказать, а когда лучше промолчать. Хорошо, если есть духовник, тогда «за послушание» этот вопрос решается проще.

Вспоминается такой великий угодник Божий, как преподобный Паисий Святогорец. Когда в Греции должен был пойти (или пошел — не помню) показ кощунственного фильма «Последнее искушение Христа», старец, столь любивший тишину, безмолвие и молитву, счел для себя нужным покинуть на время Святую Гору и присоединиться к протестующим, чтобы таким образом поддержать их.

* * *

Станислав Минаков, писатель,  г. Белгород:

— Держусь правила: криков и истерики в полемике не допускать. Когда идет пря в социальных сетях, когда вдруг провоцируют даже оскорблениями (чаще всего это делается намеренно, подчас в виде троллинга), то я прекращаю участие в обмене суждениями, а в особо злостных случаях такого «полемиста» блокирую. Чувство нездоровья ситуации, а также иной раз личной вины (когда не выдержишь и ответишь в тон) для меня в таких случаях внятно.

Совсем другое дело, когда с тобой говорит, когда тебя спрашивает в формате интервью вдумчивый и адекватный собеседник. Или когда сам пишешь публицистическую статью — то ли на политическую тему (я нередко размышляю о разных аспектах жизни, скажем, современной Украины — о нынешнем исповедничестве канонической Церкви, о политзаключенных, социальной ситуации, войне в Новороссии и многом другом), то ли о текущей жизни в России, в целом о Русском мире. В этом случае мне, надеюсь, удается избегать страстности, формулировать смыслы и посылы внятно, без перегрева. Хотя я порой не обхожусь без острой критики тех или иных явлений и процессов.

Скорее всего, за годы стояния на полемических и вполне реальных баррикадах моя самокритика притупилась, порог дозволенного мог сместиться по причине акцентации позиции, потому и самоощущения мои, и самооценка могут быть обманчивы. Такие стояния «за веру, царя и Отечество» начались для меня с конца 1990‑х, когда мне, жившему в Харькове (и родившемуся там же, как и мои отец, сын и недавно внук), уже стало невыносимо терпеть русофобию «Проекта “Украина”». Особенно это обострилось в «оранжевом» 2004-м, а паче прочего — с конца ноября 2013-го. Я ощутил происходящее как духовный космический вызов, нацеленный прямо мне в сердце. Возможно, это гордая мысль, но избегнуть этого я был не в силах, а потому стал активно выступать против «украинской анти-России» как публицист.

Результат известен: мы потерпели на Украине ситуативное поражение, я вынужден был покинуть родной город и страну, будучи исключенным из Национального союза писателей Украины как «чужерiдна начинка» и оказавшись под угрозой ареста за инакомыслие. Можно считать это личной платой за несмирение, и скажу, что ситуация эта дается мне очень непросто — и в духовном, и в физическом смысле.

Понятно также, что грань между аналитикой, суждением и осуждением порой колеблема, условна и неявна, а потому нужно с себя взыскивать, то есть все же каяться в осуждении и многоглаголании и молиться о тех — ближних и дальних, с кем ведешь полемику, даже заочную, даже молчаливую.

* * *

Александр Мраморнов, историк, г. Москва:

— Участие в реальной, не фальшивой (или, как теперь принято говорить, не фейковой) общественной полемике для меня не искушение, а потребность, а иногда и работа. Только такой высокой дискуссии все меньше и меньше в наши дни.

Возьмем ситуацию столетней давности: народ российский избрал Учредительное собрание, которое большевики беззаконно разогнали, и в широком смысле вся легальная полемика на общенародном уровне после этого на семь десятилетий вообще закончилась. В Церкви в то же время работал Священный Собор — для меня образец высокой общественной дискуссии.

Сегодня живой общественный диалог заменен симулякрами и заменителями: на телевидении — лживой пропагандой, часто с элементами зомбирования; вокруг власти — различными общественными советами, создающими только видимость, но ничего не решающими. Уничтожена коллегиальность в сфере государственной. Большие проблемы и с соборностью в сфере церковной. Что в этих условиях является искушением? Думается, что наибольшим искушением является соблазн промолчать, отсидеться, не возвышать голос, не лезть на амбразуру, равнодушно наблюдать за беззаконием и неправдой. Вот где настоящее искушение. А участие в псевдополемиках и псевдодискуссиях — это скорее для большинства служебный долг, чем искушение.

Если же говорить о перспективе, то для чувствующих в себе силы христиан участие в общественном и политическом процессе я бы назвал обязательным. И чем больше христианских начал мы привнесем в политическую сферу, тем лучше. Да, Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36), но для того Христос и пришел в этот мир, чтобы мы стали другими, чтобы даже и политика стала иной. Поэтому создание настоящей христианско-демократической партии в нашей стране рано или поздно снова станет актуальным, причем, надеюсь, тогда будут учтены те ошибки, которые совершались теми, кто пытался уже в прошлом такую партию создать.

* * *

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма во имя святых Богоотец Иоакима и Анны в Ровеньках (Луганская Народная Республика):

— Не столь давно на местном ТВ в Луганске в утренней программе меня спросили: что делает по утрам среднестатистический священник, и я конкретно. Причем ведущий, предваряя ответ, начал:

— Вот, вы встаете, умываетесь, молитесь, а потом что?

Пришлось немного эту стандартную последовательность нарушить, так как у меня после умывания следует проверка почты и просмотр ожидаемых писем и сообщений, а уже затем молитва. Почему так? Потому что если я помолюсь, а затем проверю почту и прочее, что за ночь стеклось в почтовый ящик, то молиться нужно снова.

Действительно, интернет-дискуссии для священника — это самовольное хождение в комнату смущений, искушений и соблазнов. Это раньше — идешь к Преосвященному и просишь у него благословения на участие в каком-то форуме, приблизительно православном. Нынче иначе. В соцсетях уже по умолчанию быть благословляется, e-mail обязателен, а наставления, как себя вести в интернет-пространстве, не только от местных архиереев, но и от самого Патриарха, регулярны и конкретны.

Не могу сказать, что владею какой-то новой методикой выхода из того состояния, в которое приводит меня прочитанное и увиденное; что мне совсем несвойственно желание хотя бы виртуально поколотить слишком назойливого собеседника или бескомпромиссного оппонента. Но у православного (тем паче священника!) есть одно неоспоримое преимущество — он молитвы знает.

Прочел внимательно, не торопясь и вдумываясь, молитву, смотришь, и уже пред тобой не реинкарнация рогатой сущности с университетским образованием и апломбом «поставить всех попов на место», а личность ищущая; что за едким пафосом и занудством кроется желание что-то понять. Конечно, есть люди, пришедшие в дискуссию или полемику с одной-единственной целью: оскорбить, грубостью обратить на себя внимание, но они, во-первых, редки, а во-вторых, работает принцип «не трогай тролля, он сам испарится». Главное — для себя лично решить: с какой целью заходишь в Интернет? Если только для того, чтобы что-то рассказать, попросить помолиться или узнать все-таки, какие грехи на Таинстве Соборования прощаются или вообще не прощаются никакие, — тут все просто и понятно. Православный Интернет все это решает. Но если ты врываешься в социальную сеть с желанием обличать, расставлять приоритеты и «выводить на чистую воду»… то лучше все же о приходском коте рассказать или интересной ссылкой поделиться.

От обличения до осуждения дистанция столь мала, что ты можешь не заметить, что превратился уже из священника в прокурора без конфессиональной принадлежности.

Разъяснять, объяснять, рассказывать, или, говоря нашим языком, свидетельствовать — это, как мне кажется, главная цель пребывания в Интернете для православного человека и священника.

Есть табу. Там, где откровенное кощунство, делать нечего; туда, где политический раздрай, ходить точно не надо. Кощунников не переубедишь, а политические разборки — это и смущение, и осуждение, и откровенный грех. Как сказал один из апологетов: о политической позиции священника может знать только избирательная урна.

Священник в Интернете и в соцсетях нужен. Только идти туда для того, чтобы «себя показать», не следует, а вот свидетельствовать об Истине — это очень даже полезно.

* * *

Денис Ахалашвили, журналист, писатель, г. Екатеринбург:

— Современное телевидение переполнено ток-шоу, где гости студии в живой форме обсуждают различные политические и общественные вопросы. Сегодня этот формат очень популярен и востребован, здесь нет места скуке, уровень эмоций в спорах часто зашкаливает, участники не стесняются в аргументах и порой переходят на язык жестов, что нравится зрителям и поднимает рейтинги каналов. Стоит вспомнить драку ведущего НТВ Андрея Норкина с украинским блогером Дмитрием Суворовым в эфире программы «Место встречи», где украинский гость позволил себе хамские выражения в отношении жителей Донбасса и сразу же получил за это по лицу. Или драку Максима Шевченко с Николаем Сванидзе в эфире радиостанции «Комсомольская правда» из-за разногласий по поводу жертв в Великой Отечественной войне. Стоит заметить, тема передачи была — «Нужны ли нам, России, советы по нравственности?».

Надо ли православному человеку участвовать в подобных дискуссиях — вопрос неоднозначный. С одной стороны, участие в споре (про диалог, где оппоненты слушают друг друга, можно сразу забыть) с неадекватными и негативно настроенными людьми — прямой повод потерять мир в душе. А с другой — разве не долг любого нормального человека независимо от его религиозных убеждений остановить зарвавшегося негодяя и хама, пусть даже на общественной площадке?

Мне хочется пожать руку своему другу по «Фейсбуку», главному редактору издания Polit Russia Руслану Осташко, который после заявления скандального польского журналиста в студии НТВ, назвавшего советских солдат, освободивших Европу, «красными фашистами», дал наглецу по заслугам. К чести моего друга, он не бросился в драку сломя голову, а на хамские выкрики поляка спокойно сказал, что если со скамейки оппонентов еще раз прозвучат неприемлемые оскорбления в адрес наших ветеранов, то вынужден будет применить силу. Поляк это предупреждение проигнорировал и стал грязно оскорблять память наших дедов в неподобающих выражениях, за что вполне заслуженно получил по лицу.

А теперь представим, как еще православный человек и гражданин своей страны мог отреагировать на подобное хамское и непозволительное поведение, окажись он в подобной ситуации. Стал бы цитировать святых отцов, искать подходящие места в Евангелии или, потупив глаза, сделал бы вид, что ничего не произошло? Как мужчина и православный человек, после эфира Руслан принял вызов поляка встретиться на ринге, где в честном бою по всем правилам бокса победил и отстоял честь наших дедов и прадедов.

Про отношение православного человека к разным спорам, разногласиям и противоречиям лучше всего сказал святитель Филарет (Дроздов): «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша». С врагами Церкви говорить бесполезно: их нам не переубедить, о них можно только сожалеть. Что касается врагов твоего Отечества, истребить их — твой святой долг. А личных врагов мы можем прощать и за них молиться, как молился наш Господь Иисус Христос за распинающих Его.

И не стоит забывать, что в спорах мы часто отстаиваем вовсе не истину, о которой порой имеем самое смутное представление, а свое личное мнение, свое «я», свою гордыню, претензию на знание истины в последней инстанции. Поэтому во многих случаях разумнее будет поступать по слову архимандрита Иоанна Крестьянкина, который сказал: «В споре мирно уступить — сотню бесов утопить!».

До сих пор не забуду, как, придя в церковь на первую в своей жизни Литургию, я решил, что священник «неправильно» подавал возгласы, и, нисколько не сомневаясь, решил после службы научить его делать это правильно. Хорошо, что батюшка куда-то торопился после службы, и мне не удалось преподать ему урок. А желание было горячее.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Материалы по теме

Говорить или молчать? Вмешиваться в возникший спор, во вспыхнувшую вдруг полемику или проигнорировать ее? Как призваны мы решать для себя этот вопрос, коль уж мы христиане? Есть ли на этот случай техника духовной безопасности, и если да, то какие ее правила необходимо соблюдать? Об этом — главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов)

Просмотров: 3727
Комментариев: 0

Кто-то опять оскорбил наши религиозные чувства в Интернете, в кинотеатрах показывают антихристианские фильмы, театральные постановки оскорбляют нравственность, какой-то батюшка что-то не то сказал. Со многим вокруг нас не может согласиться совесть. Промолчать или обличить? В обличениях, на самом деле, нет недостатка. Причем зачастую борцы за чистоту веры и нравов не ограничиваются словами, но переходят к физическим действиям. Порой сторонники острых высказываний и активного противостояния ссылаются на рассказ о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, который ударил еретика Ария по щеке на Первом Вселенском Соборе в Никее

Просмотров: 7084
Комментариев: 0

Что есть потребительство? Да, эгоизм, да, стремление брать всё, что возможно, себе, не думая ни о других людях, ни даже о собственном будущем; брать, но не отдавать; использовать, но не создавать, не строить… О потребительстве как явлении, о том, где и в чем оно проявляется, о том, как опознать потребителя в себе и что ему противопоставить, мы беседуем с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым)

Просмотров: 5835
Комментариев: 21

О благодарности и о том, в чем суть христианских взаимоотношений между людьми, наша беседа с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 5927
Комментариев: 0

Трудности в отношениях с ближними можно сравнить с подводным рифом, с которым сталкивается христианин в плавании по морю житейскому и вслед за тем, нередко всерьез и надолго, садится на мель. А для кого-то это, может быть, невысокий, но неудобный порог, о который спотыкаешься каждый раз, когда утрачиваешь внимание. И вместе с тем острые моменты — конфликты, ссоры, возникающие с родственниками, коллегами,— можно уподобить  заточенному острому предмету, очень вовремя протыкающему воздушный шарик наших иллюзий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответы настоятеля Петропавловского храма Саратова игумена Нектария (Морозова) на вопросы прихожан, касающиеся различных недоумений в отношениях с окружающими

Просмотров: 4396
Комментариев: 0

Есть ли такой человек, который никогда не сталкивался бы с несправедливостью – в отношении себя самого, близких, дорогих ему людей? Кому не приходилось бы терпеть возводимую на него напраслину – на работе, в каких-то жизненных обстоятельствах, а порой так и просто дома? Мне кажется, нет. И потому каждый из нас знает, насколько нелегко приходится тому, кто переживает подобное испытание. И ведь разные бывают ситуации: порой речь идет не только лишь об обвинениях обидных, ранящих сердце, словах колких, уязвляющих душу. Все может быть и куда серьезнее

Просмотров: 3148
Комментариев: 0