Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Зачем нам пощечина, которой не было?
Просмотров: 7084     Комментариев: 0

Кто-то опять оскорбил наши религиозные чувства в Интернете, в кинотеатрах показывают антихристианские фильмы, театральные постановки оскорбляют нравственность, какой-то батюшка что-то не то сказал. Со многим вокруг нас не может согласиться совесть. Промолчать или обличить? В обличениях, на самом деле, нет недостатка. Причем зачастую борцы за чистоту веры и нравов не ограничиваются словами, но переходят к физическим действиям. Порой сторонники острых высказываний и активного противостояния ссылаются на рассказ о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, который ударил еретика Ария по щеке на Первом Вселенском Соборе в Никее. Так почему же святой, который, по свидетельству Предания, являл собой «правило веры и образ кротости», грубо говоря, «полез в драку»? Попробуем разобраться.

Не будем развивать интригу и скажем сразу: резкое столкновение еретика Ария и святителя Николая было, но пощечины не было. Сам рассказ о присутствии святителя Николая на Соборе можно считать вполне историчным: имени святого нет в списке тех, кто приехал на Первый Вселенский Собор, однако известно, что эти списки не полны. Предание Церкви никогда не подвергало сомнению рассказ о суде над святителем: святой Николай даже был заключен в темницу за какой-то проступок по отношению к Арию, но потом был оправдан заступлением высших сил: по преданию, Сама Богородица вернула ему святительский омофор.

А вот рассказ о пощечине появился довольно поздно. В самом древнем житии святого Николая в редакции преподобного Симеона Метафраста (Х в.) мы читаем: «Пречудный Николай тоже был на этом святом Соборе и решительно восстал против ереси Ария. Опровергнув ее и определив для всех незыблемый канон православной веры, он покидает Никею и возвращается к своей пастве, путеводя всех к добродетели и поучая еще ревностнее прежнего».

Ни о какой пощечине здесь нет и речи. Древнее предание не знает такого рассказа.

Впервые сюжет о пощечине Арию появляется в рассказе греческого писателя Дамаскина Студита в XVI веке. Скорее всего, он просто зафиксировал уже имеющуюся устную традицию, которая, в свою очередь, родилась из переосмысления гимнографии, посвященной святому, в которой столкновение между еретиком и святым после падения Константинополя (1453) описывалось в весьма резких выражениях. В церковных стихирах говорится о том, что святитель «ниспроверг» злочестивого Ария. Народное сознание легко превратило слово «ниспроверг» в слово «ударил».

Версия о «заушении Ария» весьма сомнительна не только с исторической, но и с канонической точки зрения. Согласно 27-му Апостольскому правилу веры, любой из клириков, кто ударит согрешающего или неверного для вразумления, извергается из священного сана, потому что «Господь отнюдь нас сему не учил; напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов…».

А как же суд и чудесное заступничество? Не можем ли мы предположить, что для святого Николая было сделано исключение? Ученые выдвигают более реалистичную версию.

Исследователь житийной литературы, посвященной жизни святого Николая,  протоиерей Ливерий Воронов интерпретирует события Никейского Собора следующим образом: после резкой отповеди святителя Николая, который, как следует из анализа лексики церковных песнопений, назвал Ария «хищным волком», пытающимся расхитить и разогнать овец стада Христова (ср.: Ин. 10, 12), и «безумствующим богохульником», соборное мнение собравшихся резко склонилось в сторону истины Православия. Партия Ария проиграла окончательно и бесповоротно. Но у Ария были могущественные высокопоставленные покровители, которые вынудили императора и отцов Собора наказать святого за излишнюю ревность.

Вожди арианской партии интерпретировали слова святителя как тяжкое оскорбление, поступок, который может быть наказан извержением из сана согласно 55‑му Апостольскому правилу. Собор применил к святителю самые строгие меры, вплоть до того, что он был заключен под стражу.

Итак, пощечины не было, а была пламенная ревность святителя о вере, безгрешный гнев, направленный не на человека, а на его поведение, на то, что от этого бы человека исходило. Напомним, что измышления Ария о том, что Господь Иисус Христос является не Сыном Божиим, а всего-навсего совершенным Его творением, в силу их простоты пользовались огромной популярностью и у простого народа, и у просвещенного клира, а сам Арий в отстаивании своих ложных учений не пренебрегал никакими уловками.

Отчего же современному человеку так дорога ложная версия о физической агрессии святого Николая по отношении к еретику? До такой степени дорога, что некоторые авторы заявляют с категоричностью: те, кто не верят в реальность этой пощечины, не могут считаться православными.

Ответ очевиден: апелляция к авторитету великого святого позволяет сделать приемлемой собственную агрессию; просто гнев превратить в гнев праведный, а просто драку — чуть ли не в акт исповедания веры.

Все мы сейчас живем как на вулкане, в состоянии повышенной опасности и непереносимой внутренней тревожности. Эту тревожность, увы, не удается утишить молитвой и упованием на волю Божию. Духовный путь решения проблемы труден, а мирской — прост: ударить человека легче, чем помолиться за него. Нужно помнить, что удару предшествует слово, которое выводит оппонента из разряда людей, «с которыми можно иметь дело». И со всех сторон, на всех нас, на верующих и неверующих, воцерковленных и не очень, летят словесные удары, при этом поводом к гневному разбирательству может стать… да что угодно… Хоть спорное место из Блаженного Августина, хоть выступление команды России на каком-нибудь очередном чемпионате мира по чему-нибудь. Это не черта сугубо верующих «фанатиков-экстремистов», это черта современного человека вообще. Церковь же не отделена от общества и болеет всеми его болезнями. Но агрессия хама в переполненной маршрутке смотрится нормально (ну а что там еще делать-то, когда со всех сторон сдавили и на обе ноги наступили?). А агрессия верующего христианина в храме или в соцсетях выглядит так, как и должна выглядеть любая агрессия, то есть чудовищно.

Поборникам чистоты Православия, затевающим очередную «священную войну» в Сети, стоит вспомнить, что именно таким словом — «холивар», «holly war» — называется горячий беспредметный спор с переходом на личности; и что нет в Православии такого понятия — священная война во имя веры, а есть оно у католиков.

Экстремизм и радикализм не имеют никакого отношения к праведному гневу святых, и нет для потакания нашим страстям никакого оправдания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Материалы по теме

Говорить или молчать? Вмешиваться в возникший спор, во вспыхнувшую вдруг полемику или проигнорировать ее? Как призваны мы решать для себя этот вопрос, коль уж мы христиане? Есть ли на этот случай техника духовной безопасности, и если да, то какие ее правила необходимо соблюдать? Об этом — главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов)

Просмотров: 3727
Комментариев: 0

Никто, наверное, и спорить не станет с тем, что спорить не надо. По крайней мере — без нужды. Без крайней необходимости. Ситуация спора для христианина, для его внутренней жизни опасна. Жаркий спор эмоционально взвинчивает, гневит, ожесточает нас, духовно разоряет, лишает надежды на внутренний мир, тишину; делает невозможной сосредоточенность на молитве. Впрямь, попробуйте начать молиться сразу, как только выйдете из своей любимой соцсети, где сцепились по принципиальному вопросу с целой партией френдов‑оппонентов!.. Почувствуете, как это вам теперь трудно. Что же именно составило труд? Сквозь воспаленные, полыхающие душевные слои, сквозь боль и агрессию пройти вглубь, в сердце, туда, где мы встречаемся с Господом и где должна царить тишина…

Просмотров: 4675
Комментариев: 0

Что есть потребительство? Да, эгоизм, да, стремление брать всё, что возможно, себе, не думая ни о других людях, ни даже о собственном будущем; брать, но не отдавать; использовать, но не создавать, не строить… О потребительстве как явлении, о том, где и в чем оно проявляется, о том, как опознать потребителя в себе и что ему противопоставить, мы беседуем с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым)

Просмотров: 5835
Комментариев: 21

О благодарности и о том, в чем суть христианских взаимоотношений между людьми, наша беседа с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 5927
Комментариев: 0

Трудности в отношениях с ближними можно сравнить с подводным рифом, с которым сталкивается христианин в плавании по морю житейскому и вслед за тем, нередко всерьез и надолго, садится на мель. А для кого-то это, может быть, невысокий, но неудобный порог, о который спотыкаешься каждый раз, когда утрачиваешь внимание. И вместе с тем острые моменты — конфликты, ссоры, возникающие с родственниками, коллегами,— можно уподобить  заточенному острому предмету, очень вовремя протыкающему воздушный шарик наших иллюзий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответы настоятеля Петропавловского храма Саратова игумена Нектария (Морозова) на вопросы прихожан, касающиеся различных недоумений в отношениях с окружающими

Просмотров: 4396
Комментариев: 0

Есть ли такой человек, который никогда не сталкивался бы с несправедливостью – в отношении себя самого, близких, дорогих ему людей? Кому не приходилось бы терпеть возводимую на него напраслину – на работе, в каких-то жизненных обстоятельствах, а порой так и просто дома? Мне кажется, нет. И потому каждый из нас знает, насколько нелегко приходится тому, кто переживает подобное испытание. И ведь разные бывают ситуации: порой речь идет не только лишь об обвинениях обидных, ранящих сердце, словах колких, уязвляющих душу. Все может быть и куда серьезнее

Просмотров: 3148
Комментариев: 0