Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Псалтирь: поэзия вне времени
Просмотров: 4726     Комментариев: 0

 Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова).

— Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы…

— На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются — за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим.

— Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия… Вот, например, слова 108‑го псалма (6–10): «Поставь над ним (речь идет о враге. — Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия — это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?

— Такая точка зрения — что надо эти псалмы убрать — озвучивалась представителями некоторых западных христианских деноминаций. Думаю, что это подход неправильный. Ветхозаветный закон был явлен в другом историческом контексте, в нем существовал принцип равного воздаяния — «око за око, зуб за зуб», поэтому подобное содержание объяснимо. Просто нужно понимать, что это время давно прошло. Человек новозаветный должен примерять эти смыслы не к окружающим людям, а к врагу рода человеческого, воспринимать эту беспощадность по отношению к своим страстям и грехам. Полагаю, что большинство сегодняшних православных христиан это понимает. Меня, например, никогда не смущали такие псалмы. Скорее это может смутить не верующих, а людей суеверных, живущих с полумагическим сознанием.

— Почему по усопшим читают именно Псалтирь?

— Потому что человек утешается этой молитвой, слова псалмов имеют такое духовное действие. Человек может даже не до конца понимать смысл, заключенный в этих словах, а сердце будет чувствовать и откликаться. Поэтому, кстати, Церковь предписывает читать Псалтирь над усопшим именно его близким родственникам — они более всего нуждаются в утешении. В советское время, особенно в деревнях, приглашали «читальщиц» — бабушек, которые еще помнили, как нужно молиться, но сейчас эта традиция уходит в прошлое, и это правильно.

— Но некоторые люди говорят: «Зачем я буду читать то, что не понимаю, какая мне от этого польза?», и возразить логически на это трудно. А известное выражение «Ты не понимаешь, зато бесы понимают» и отходят от искушаемого человека — это аргумент не для всех.

— Я думаю, что нет человека, который бы читал псалмы и совсем ничего не понимал, даже если речь идет о человеке нецерковном. Конечно, иногда встречаются выражения, которые современникам незнакомы, и нам приходится догадываться об их значении, опираясь на свое знание русского языка. Возможно, эти догадки не всегда будут правильными. У меня, например, был случай такой: я читал на клиросе, еще до семинарии. В девятой кафизме есть такие слова: ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 16), после службы ко мне подошла прихожанка и спрашивает (как потом оказалось, с целью меня «проверить»): «А что значит эта фраза?». Я подумал и ответил, как понимал: «Да не скажет обо мне плохо мой ровесник». Тогда женщина сказала, что мой ответ неверный, и посоветовала обратиться к словарю. На мое удивление оказалось, что «ровенник» — от слова ров — это колодец с водой, и в целом выражение означает: «да не закроет надо мною колодец своего отверстия». Сейчас, в наше время, книги более доступны, и всегда можно при желании заглянуть в перевод псалмов. Есть перевод синодальный, есть перевод П. А. Юнгерова, есть церковнославянские словари, есть Псалтирь с изъяснением святых отцов — словом, все средства для того, чтобы понять слова псалмов не поверхностно, а постепенно постичь всю глубину этой сокровищницы и молиться с пониманием, у нас имеются.

— Почему Псалтирь преобладает в великопостном богослужении?

— Исторически так сложилось, что Великий пост был временем интенсивной подготовки (катехизации) оглашенных к принятию Крещения в Великую Субботу. Для их назидания Церковь избрала именно книги Ветхого Завета: Бытия, пророка Исайи, Притчей Соломона, Исхода и Иова, которые в своей сущности являются путем, ведущим ко Христу, и основанием Нового Завета. Не была забыта и Псалтирь, слова которой звучат, как призыв к раскаянию, к осознанию человеком своей крайней слабости и глубокой греховности.

— В Псалтири мы видим Бога то впадающим в ярость, то печалящимся, и даже такое сравнение можно встретить: «И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина» (Пс. 77, 65)… Что это за портрет Господа рисуют нам псалмопевцы? И как это совместить с тем, что многим известно еще с воскресной школы: Бог есть Дух бесплотный, и нет в Нем никакой перемены…

— Это явление называется антропоморфизмом: Бог условно наделяется свойствами человека для того, чтобы Его действия стали человеку понятны. Человек познаёт мир через себя. Это касается как внешних форм, так и внутренних явлений, чувств. Мы не можем постичь совершенство Божие, поэтому Псалмопевец проявляет снисхождение к человеческому разуму и использует такие инструменты.

— Есть такой вид молитвы, как Неусыпаемая Псалтирь — она читается круглосуточно сменяющими друг друга чтецами. Старец Иероним Санаксарский говорил, что «это как огненный столп до неба», и еще много подобных определений можно услышать. Действительно ли сила этой молитвы такова? И почему это такая редкая треба? В нашем немаленьком городе только в Свято-Алексиевском женском монастыре можно заказать такое поминовение.

— Она редкая, потому что требует значительных физических ресурсов. Например, у нас в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова — двенадцать человек братии, все силы и время которой уходят на совершение ежедневного уставного богослужения, монастырские и иные послушания, и для совершения такого чтения пока нет возможности. Само явление Неусыпаемой Псалтири удивительно потому, что основано на желании человека уподобиться ангелам, непрестанно восхваляющим Бога. Однако, говоря о силе такого рода чтения Псалтири, необходимо понимать, что она состоит не в механике и магии. Сила молитвы в меньшей степени зависит от каких-то конкретных слов или частоты их произношения и в большей степени — от веры человека, от осознания им того, к Кому он обращается, от включенности его ума и сердца в смысл того, что читается.

— На Ваш взгляд, не велика ли пропасть между сегодняшними христианами и современниками Псалмопевца? Так ли надо обращаться нам к этим не всегда понятным и невероятно далеким от нас по времени создания молитвам?

— А что, современный человек не гневается, не раздражается, не печалится, не восхищается премудростью Божией? Меняется внешнее — времена, эпохи, цивилизации, а состояние души человека, движение его мысли остаются прежними. И поэтому Псалтирь, отражающая внутренний мир, содержание сердца, как ни одна другая книга будет всегда современна.

Газета «Православная вера» № 07 (627)

Материалы по теме

Господь в Нагорной проповеди говорит замечательные слова: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5, 44). Господь нам заповедал любовь, а там, где любовь к человеку, разве может быть коварство? Великий апостол Павел учит: старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12,14) Помните, что евангельские заповеди в одно и то же время трудные и легкие. Легкие потому, что душа наша по природе христианка, потому, что в нас заложена не только способность, но и потребность любить друг друга, а тяжелые потому, что нашей гордыне свойственно ненавидеть

Просмотров: 2542
Комментариев: 0

Посетителям нашего сайта уже знакомо имя библеиста, заведующего кафедрой библеистики Саратовской Православной духовной семинарии, автора учебного пособия для студентов духовных учебных заведений «Священное Писание Ветхого Завета» Алексея Кашкина: мы беседовали с ним о ветхозаветных пророках Самуиле, Илии, Елисее, Данииле, Иеремии, Ионе… Сегодня мы продолжим эти весьма познавательные и интересные встречи с Алексеем Сергеевичем

Просмотров: 4035
Комментариев: 0

Книга пророка Ионы — одна из самых кратких пророческих книг Библии: всего-то четыре главы. История, похожая на притчу — и не похожая притом на истории других пророков Ветхого Завета. Если мы прочитаем эти четыре главы внимательно и грамотно — нам откроется целый пласт важнейших мессианских смыслов. О пророке Ионе мы беседуем с нашим постоянным консультантом, библеистом, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным

Просмотров: 8829
Комментариев: 1

Тема брака и семейных отношений – одна из вечно актуальных тем, ибо связанные с ней проблемы в той или иной степени затрагивают всех людей, независимо от их этнической, культурной или социальной принадлежности. Почти в любом браке в силу греховности каждого человека происходит столкновение интересов, амбиций, страстей двух разных людей. Весьма часто вспыхивают конфликты, многие из которых могут перерасти в серьезные проблемы и даже привести к расторжению брака. Для преодоления подобных ситуаций и отчасти даже в целях предотвращения развода в христианских семьях интересно рассмотреть иудейскую практику расторжения брака в межзаветный и новозаветный периоды

 

Просмотров: 3451
Комментариев: 0

Величайшим из пророков Израилевых почитается боговидец Моисей, но основателем пророческой традиции, продолжавшейся более тысячи лет, считается пророк Самуил, о котором рассказывает Первая книга Царств. Продолжаем разговор о пророках Ветхого Завета, начатый в журнале «Православие и современность». Наш постоянный собеседник и консультант — библеист, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин

Просмотров: 3838
Комментариев: 0

История Иова Многострадального — это самая страшная и, наверное, самая удивительная история, изложенная в Ветхом Завете. Образ Иова завораживал не только верующих, но и людей, далеких от религии. Христиане видят в жизни этого человека пример величайшей веры и смирения, философы нехристианской традиции — бунтаря и богоборца. Понять подлинный религиозный смысл страданий Иова нам помогают святоотеческие толкования. Память праведного Иова Многострадального Православная Церковь отмечает 19 мая

Просмотров: 12903
Комментариев: 3

Пророки Ветхого Завета, Божии человеки, аскеты, преданные Единому Богу и не считавшиеся более ни с чем и ни с кем, ни во что ставившие собственное благо, имение, саму жизнь. Уста Святого Духа, светильник, сияющий в темном месте (2 Пет. 1, 19) до восхода Солнца — Христа… Случайно ли то, что из всех действующих лиц Ветхого Завета только они упомянуты в Никео-Цареградском Символе веры: «…и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». О ветхозаветных пророках мы беседуем с библеистом Алексеем Кашкиным

Просмотров: 3343
Комментариев: 0

Пророк Иеремия (Ирмийяху) жил двадцать семь веков тому назад, но мы и по сей день слышим в его имени раскат грома. А если мы откроем Ветхий Завет и найдем в корпусе пророческих книг книгу Иеремии, то станем свидетелями страшной человеческой драмы. И поймем, что драма эта поразительно современна; что боль древнего пророка — это боль наших нервов. Чем ближе Страшный Суд, тем слышнее голос Иеремии

Просмотров: 8836
Комментариев: 1

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом... (Пс. 136, 1). Истекают из сердца моего реки вавилонские, реки осуждения моих братьев, тщеславия, реки малодушия, боязни и страха перед всяким послушанием, реки самоугождения и саможаления, реки славолюбия и гнева, уныния, лености, печали, реки всякой скверны, хулы, неверия, лукавства, нечистоты. Сижу у сердца моего и плачу о неистощимости этих рек

ВИДЕО

Просмотров: 3060
Комментариев: 1

 «В пещь огненную ко отроком еврейским снисшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки…» — читаем мы всякий раз, готовясь ко Святому Причащению: это ирмос седьмой песни канона. Но это далеко не единственное место в православных молитвословиях, в новозаветном богослужении, возвращающее нас к Книге пророка Даниила — одной из самых таинственных, неразгаданных книг Ветхого Завета. О Данииле, о его подвиге и пророческой миссии мы беседуем с библеистом, заведующим Библейской кафедрой СПДС, преподавателем Священного Писания Ветхого Завета Алексеем Кашкиным

Просмотров: 5667
Комментариев: 0
Загрузка...