Вход Господень в Иерусалим как первый шаг к Голгофе
Вход Господень в Иерусалим – это событие, описанное всеми евангелистами. В богослужебном году Православной Церкви праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется в последнее воскресенье перед праздником Пасхи– Воскресения Христова. У Входа в Иерусалим есть еще одно название — Вербное воскресенье, потому что в этот день в храмах принято совершать освящение вербы.
Евангелисты пишут о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа на пути в Иерусалим, держали в руках пальмовые ветви — символ радости и торжества. В России первым растением, расцветающим при наступлении весны, является верба, поэтому возникла традиция использовать вербу.
«Кто Сей?..»
Для чего Господь идет в Иерусалим и почему именно этот вход в Иерусалим, ведь Иисус Христос приходил в Иерусалим и до этого, приобрел такое огромное значение? Есть несколько моментов, которые помогают понять всю важность этого события из земной жизни Господа. Сначала немного евангельской истории. За пять дней до иудейского праздника Пасхи (для израильского народа праздник Пасхи был праздником избавления от египетского рабства) Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы (пригород Иерусалима) и поручил двум ученикам привести Ему молодого осленка, на которого никто никогда не садился. Ученики исполняют просьбу, и Христос, сев верхом, стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа. Со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21, 9). Последняя фраза возгласа являлась цитатой из Псалма 117: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня» (Пс. 117, 25–26).
Обычно этот Псалом, то есть гимн, торжественная песнь, исполнялся по большим праздникам. Псалом 117 — это песнь хвалы Господу, Заступнику и Помощнику Своего народа. Считалось также, что слова этого Псалма были обращением к обещанному Богом Мессии — Спасителю, которой должен был избавить народ Господа от врагов. Евангелисты отмечают, что иудейские учителя упрекали Христа за то, что Он не возражает против подобного приветствия, фактически означавшего, что люди видят в Нем Мессию-Спасителя: «Слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16). Отметим, что приветствовали Господа Его ученики (у Иисуса Христа было двенадцать учеников, которые постоянно пребывали вместе с Ним, но были и другие ученики, не входившие в число двенадцати апостолов), а также паломники, шедшие в Иерусалим на праздник Пасхи. Именно они приветствуют Иисуса Христа как Мессию. Жители Иерусалима встретили Шествовавшего на осленке совсем по другому: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21, 10). Жители столицы не увидели в Иисусе Христе Того, о Ком говорили пророки…
Когда смерть отступает
Последнее чудо, совершенное Господом, было чудом воскрешения Лазаря из мертвых. Об этом говорит евангелист Иоанн: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12, 17–18).
Лазарь умер и был погребен. Когда Христос приходит к сестрам Лазаря — Марфеи Марии, умерший уже четыре дня пребывает в гробу. Никто и никогда не возвращал к жизни четверодневного мертвеца… Многие радовались столь явному явлению Божественной силы, другие испугались: «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом» (Ин. 11, 47–48). Поэтому «с этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря стало прообразом скорого Воскресения Христа… Именно об этом можно услышать в храме во время праздничного богослужения.
Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру. Веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен что-то сделать, и это дело должно изменить жизнь людей…
Вход Царя…
Господь входит в Иерусалим как Спаситель, предсказанный пророками и с таким нетерпением ожидавшийся всем израильским народом. Христос входит в Иерусалим как Царь — потомок Давида. Но разве так входят в свою столицу цари? Нужно отметить, что незадолго до этих событий в Иерусалим уже вошел царь… Вернее, не царь, а представитель римского императора, олицетворявший его власть и силу. Этим человеком был прокуратор Понтий Пилат — римский наместник, отвечавший за отправление правосудия и следивший за соблюдением порядка. Резиденция римского наместника находилась не в Иерусалиме, а в Кесарии, поэтому на время главных праздников наместник приезжал в Иерусалим, чтобы лично наблюдать за всем происходящим и в случае необходимости принять меры для наведения порядка.
Иудеи ненавидели римлян, поэтому при большом скоплении народа могло произойти все что угодно. Народное восстание могло вспыхнуть от любой искры и разгореться сильнейшим пожаром… Как входил в столицу наместник императора? Наместник — представитель власти, и власти не просто отдельно взятого человека. Пилат представлял силу, управлявшую всем миром, покорявшую народы и считавшую своего императора земным богом. Впоследствии римская власть будет требовать от христиан того же — поклониться императору как богу… Отказ становился для христиан смертнсмертным приговором.
Пилат входит в город на коне, в окружении солдат, под римскими знаменами. Христос — на осленке, в окружении учеников… Пилата приветствуют как земного владыку, неповиновение которому грозило смертью… Христа приветствуют как Спасителя, посланного Богом, вера в которого обещает избавление…
Спасение Любовью
Что случилось потом? Потом «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!». Народ выбрал владыку земного: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 15). Христос — это Царь. Но, обращаясь к Христу как к Царю, нужно забыть все то, что мы знаем о земных царях и владыках. Христос царствует не во дворцах. Царство Христово — «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат несколько раз спрашивает Христа: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37).
Царство Христа — в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обремененного», чтобы успокоить его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста.
Люди ждали царя, и Он пришел, но пришел совсем другим, не таким, в которого удобно верить… Он пришел, чтобы позвать нас за Собой в то царство, где управляют не силой оружия, но смирением Бога, преклонившегося перед неверием человека. Зная о неверии людей, Христос не творит новых знамений. Все дела Мессии, о которых говорили древние пророки, уже совершились. Осталось только одно — самое главное. И Господь восходит не на трон, а на Крест, чтобы явить Свое царское достоинство.
Вход Господень в Иерусалим показывает смысл дела Христова. Иисус Христос — не царь и не революционер. Осленок — не боевой скакун, мчащийся навстречу вражеским полчищам. Осленок — мирное животное, медленно, но верно движущееся навстречу смерти.
А у этих Господь – ого-го
какой!
Он-то и впрямь владыка
земной!
Сей мир, сей век, сей мозг
головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой
гурьбой:
– Эван эвоэ! – пляшет род
людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то –
не плачь, сынок, –
Но наш-то на ослике –
цок да цок –
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною
смертью своей,
На встречу со смертью
твоей и моей!
Не плачь, она от Него
не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!
Тимур Кибиров
Газета «Саратовская панорама» № 14 (942)