Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику. Извлечения из дневниковых тетрадей. М.: Изд-во "Отчий дом", 2006.
"Всероссийский батюшка" — святой праведный Иоанн Кронштадтский — посвятил пастырскому служению 53 года. Один из его современников в начале ХХ века так писал о нем: "С раннего утра и до поздней ночи отец Иоанн все на людях и на ногах. Его жизнь не делится на общественную и частную, как у всех вообще людей. У него нет частной своей жизни… Возвращаясь домой после продолжительного и утомительного труда, он находит у себя множество народа, желающего его видеть, десятки новых неотложных приглашений, тысячи писем и просьб… Удивительно мало спит отец Иоанн. Далеко даже не всегда 3-4 часа глубокой ночи в сутки принадлежат отцу Иоанну. Весьма часто он проводит их в вагоне железной дороги, в карете, а иногда и совершенно не спит. Какой гигантский труд! И этот труд приходится нести ему не в течение какого-либо одного дня или нескольких дней, а в течение целых месяцев, годов, десятилетий…" .
И так до преклонных лет и до самой своей кончины с удивительной энергией трудился Всероссийский пастырь. Многие задумывались о том, в чем источник его сил? И сами же отвечали — в пламенной вере и ревности по Богу.
Издательством "Отчий дом" опубликована часть дневников святого праведного Иоанна: в уже вышедшие I и II тома вошли записи 1856 — 1860 годов. Готовится к выпуску III том дневников. И вот что примечательно: обычно с течением времени, с возрастом, с опытом у людей изменяются представления о жизни, других людях, своей деятельности. У святого Иоанна Кронштадтского за более чем полувековой период служения представления о высоте, святости священства не изменились совершенно, его сердце не охладело.
Ставленник Иоанн Сергиев был рукоположен в сан диакона 10 декабря 1855 года (по старому стилю), а через два дня — уже во иерея. В первое служение литургии новорукоположенный священник обратился к пастве петербургского Андреевского собора с первым своим словом. Он говорил о том, что уполномочен Господом пасти овец Его, о высоте сана — и своей немощи и недостоинстве, о великой благодати, которая дается в Таинстве священства, и о той любви, которая делает недостойного достойным и немощного способным.
Митрополит Вениамин (Федченков), который испытывал огромный интерес к личности кронштадтского пастыря, написал книгу о нем, так говорит об этой особенности: "Все эти мысли отец Иоанн потом в своем Дневнике повторяет множество раз. И делает это совершенно неизменно от первого своего служения до пятидесятилетнего юбилея. Мы даже сравним эти даты — начало и конец — для того, чтобы понять совершенное тождество духа во всю жизнь его, и для того, чтобы знать подготовленность к такому воззрению еще во время студенчества до принятия священства, а особенно для того, чтобы сразу определить: в чем будет его главное дело в пастырстве?". Согласно с многочисленными высказываниями отца Иоанна, митрополит Вениамин делает вывод: у священника три "полномочия" — ходатайство, таинства и руководство, и главнейшее из них — именно ходатайство за людей пред Богом: "Поэтому отец Иоанн всегда и неизменно говорит с силою и властью, как уполномоченный от Бога, от имени Его".
Новая книга называется "Священнику". Значит ли это, что она предназначена исключительно духовенству? Нет, отмечают издатели в предисловии, эту книгу с большой для себя духовной пользой прочтут все православные христиане, которые, может быть, впервые из уст самого священника узнают, какой высокий и тяжелый труд несут наши пастыри. К мирянам напрямую часто обращается святой праведный Иоанн, когда рассуждает о священстве: ведь без пастырского посредничества, установленного Самим Господом, никто не может спастись. Мирян предупреждает об опасности пренебрежения этим посредничеством или о гибельности осуждения духовенства: "…Не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты — последний раб, а не Господь; ты — овца, не суди же пастыря, дабы не быть тебе наказану и за то, в чем обвиняешь его... Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему как врачу следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам нездоров, то и я оставляю свою рану без врачевания?".
Все христиане призваны к тому, чтобы "слово Евангелия считать делом". Это путь к святости, указанный нам тем добрым пастырем, который на вопрос: "Что такое священник?" — отвечал: "Олицетворенная вера, надежда и любовь".