Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Мгновенье и вся жизнь
Просмотров: 2303     Комментариев: 1

Недавно в Свято-­Троицкий кафедральный собор Саратова был передан фотоальбом, где запечатлены на снимках мгновения церковной жизни и многие подвижники середины ХХ века. Он принадлежал одной из старейших прихожанок собора — Софии Афанасьевне Петровой — и после ее кончины стал экспонатом музея собора. В альбоме, в том числе, известный фотоснимок: Высокопреосвященнейший Вениамин (Федченков), митрополит Саратовский и Вольский, выдающийся духовный писатель и молитвенник, говорит слово с амвона небольшого семинарского храма во имя преподобного Серафима Саровского в учебном корпусе на Университетской улице. Теперь это фото стало возможно датировать: в альбоме оно размещено с уточняющей надписью на обороте: «Владыка Саратовский в день отъезда». Известно, что Владыка Вениамин покинул Саратов в 20­-х числах февраля 1958 года.

На этом историческом фото запечатлен еще один человек: справа с жезлом стоит семинарист — иподиакон Владыки. Видно, что он со вниманием слушает прощальное поучение правящего архиерея, обращенное к преподавателям и воспитанникам семинарии. Это Глеб — сын протоиерея Андрея Бородачёва (1900–1993). Отец Глеба — уроженец Самарской губернии, с 16 марта 1956 года он по распоряжению митрополита Вениамина был бухгалтером епархиального управления, тогда же был им рукоположен в сан диакона и направлен в Духосошественский собор г. Саратова, а 12 августа того же года посвящен в сан иерея, после чего стал служить в том же соборе четвертым священником. С 9 июля 1957 по 3 июня 1959 года отец Андрей служил в Покровском молитвенном доме г. Энгельса третьим священником, а после продолжил служение Церкви во Владимирской епархии — всего он с честью прослужил в священном сане около сорока лет.

Сын его Глеб родился в Самаре 7 мая 1933 года, в 1951 году успешно окончил среднюю и музыкальную школы, в 1954‑м — музыкальное училище по классу скрипки (с отличием). После первого курса Саратовской консерватории юноша поступил в Саратовскую православную духовную семинарию. Как один из лучших учеников Глеб участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, открывшемся 28 июля 1957 года в Москве. В характеристике семинариста для этого мероприятия ректор семинарии — протоиерей Иоанн Богданович — написал так: «Человек культурный, с разносторонними знаниями, дисциплинированный, вежливый, искренне религиозный».

В годовом отчете о деятельности Саратовской православной духовной семинарии за следующий — 1957/58 — учебный год отмечается, что во втором классе «наивысшая сумма баллов — 53,25 — была у Бородачёва Глеба, занявшего первое место в первом разряде». Он сохранял первенство в успеваемости на протяжении всего года и в связи с этими успехами был переведен не в третий, а, выдержав соответствующие испытания, сразу в четвертый класс. 21 декабря 1958 года архиепископом Палладием (Шерстенниковым) юноша был посвящен в чтеца.

Глеб Бородачёв (крайний слева) в юностиПозднее отец Глеб с большой любовью и теплом вспоминал своего духовного наставника — митрополита Вениамина (Федченкова), у которого некоторое время нес послушание иподиакона. Тогда же Владыка Вениамин благословил юношу на священнический путь и продолжение духовного образования. По окончании семинарии в 1959 году Глеб был направлен в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1963 году. За сочинение «Трудные места в посланиях апостола Павла» он был удостоен степени кандидата богословия.

Лавра преподобного Сергия расположила молодого человека к иночеству, и он вступил в число братии. 9 сентября 1963 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевской) постриг послушника Глеба в монашество с именем Амвросий — в честь святителя Амвросия Медиоланского. 10 ноября 1963 года монах Амвросий был рукоположен во иеродиакона, а 22 апреля 1965 года — во иеромонаха. Обладая великолепным тенором, иеромонах Амвросий украшал им пение братского хора. Святейший Патриарх Алексий I в 1966 году наградил молодого священнослужителя набедренником и наперсным крестом. Лавра и академия тесно связали отца Амвросия со многими выдающимися служителями Церкви Христовой. В частности, он подружился с епископом Илией, нынешним Грузинским Католикос-Патриархом, и поддерживал с ним духовную связь в течение всей жизни.

В 1967 году иеромонах Амвросий (Бородачёв) был приглашен постригальным отцом (монах, постригший человека в монашество) — епископом Саратовским и Волгоградским Пименом — в Саратов. С 15 февраля 1968 года он нес церковное послушание делопроизводителя канцелярии Саратовского епархиального управления и заместителя секретаря епископа Пимена «с правом сослужения во время архиерейских богослужений и замещения священников Саратовского округа на время их отпусков или болезни».

Иеромонах Амвросий (Бородачёв)12 февраля 1968 года Владыка Пимен записал в дневнике: «Обедня в Духосошественском соборе. Проповедовал отец Всеволод. Служил впервые отец Амвросий». 18 октября того же года он сделал запись: «Служил в Духосошественском соборе обедню (и накануне — всенощную) по случаю памяти Московских святителей. После обеда с отцом Амвросием ездили в лес. Ярко сияет золотая осень. Ели боярышник».

С 1 марта 1968 года иеромонах Амвросий был командирован в рабочий поселок Рудня Волгоградской области для исполнения обязанностей священника Михаило-Архангельской церкви на период болезни настоятеля. Через два месяца он был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви поселка Дергачи, где служил вплоть до 4 апреля 1969 года, когда был почислен за штат. Владыка Пимен характеризовал его так: «Хорошо знаком с уставом богослужений, свои обязанности выполняет успешно, очень способный канцелярский работник, но по состоянию здоровья иногда не управляется со всеми своими делами».

Служение отца Амвросия в Саратове продлилось не очень долго. После подачи им Святейшему Патриарху прошения о переводе во Владимирскую епархию Владыка Пимен записал в дневник: «Мысленно я простил его и подумал, что раз во Владимирской епархии живут его родители, то, видимо, он хочет служить поближе к ним». С 1 января 1970 года иеромонах Амвросий был освобожден от обязанностей делопроизводителя епархии и принят на служение в клир Калининской епархии. Позже он неоднократно бывал в Саратове и гостил у владыки Пимена в доме на улице Первомайской.

Впоследствии отец Амвросий служил в разных епархиях. В 1973 году он был возведен Святейшим Патриархом Пименом в сан игумена. Много занимался богословской работой, имел общение с чтимыми старцами — схиигуменом Саввой (Остапенко) и преподобным Кукшей (Величко), получал духовную поддержку от многих достойных архиереев и пастырей. Последним местом служения отца Амвросия стал Покровский храм в селе Давыдовское Кольчугинского района Владимирской области, настоятелем которого он был назначен в 1991 году. В нем незадолго до этого служил его отец. В 1993 году за 30‑летнее усердное служение игумен Амвросий был награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 1996 году возведен в сан архимандрита.

К прихожанам этот пастырь относился по-евангельски, всегда находил время для разрешения духовных вопросов. Отец Амвросий был ревностным проповедником, и его проповеди были всегда неповторимы, новы. Горе мне, если не благовествую (1 Кор. 9, 16), — часто цитировал он слова апостола Павла. В богослужебных вопросах, по воспоминаниям, был аккуратен и исполнителен, не любил, когда служба прерывалась необоснованной паузой в клиросном пении, а тем более — разговорами в храме. Часто сам пел воскресные ексапостиларии, праздничные светильны, и с большим трепетом — «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». К 2001 году здоровье священнослужителя заметно ослабело — он больше не мог совершать службы. Смерти отец Амвросий не боялся и нередко говорил о ней как о неизбежном. Удивительно, что о своей кончине он был извещен покойным отцом, почившим прото­иереем Андреем, который явился ему за день до нее. Отошел он ко Господу на 68‑м году жизни — 9 июля 2001 года — и был погребен за алтарем храма, рядом с могилами отца и матери.

Роман Мороко в годы учебы в семинарииНедавно в социальной сети я познакомился с племянницей архимандрита Амвросия Татьяной Романовной Антонюк — дочерью его сестры Веры Андреевны Бородачёвой и протоиерея Романа Мороко, который с 1956 по 1958 год обучался в Саратовской духовной семинарии вместе с Глебом Бородачёвым. Роман тогда нередко исполнял послушание личного водителя митрополита Вениамина и сопровождал его в поездках. Владыка благословил его на брак и сам обручил накануне венчания, а 8 декабря 1957 года хиротонисал в сан диакона.

Татьяна Антонюк поделилась воспоминаниями: «У папы с мамой нас четверо детей, и никто не вступал ни в пионерию, ни в комсомол, так что делать карьеру в то время — время государственного атеизма и тоталитарной власти — нам было невозможно. Время было очень тяжелое. Мой папа умер в возрасте 55 лет — очень много было преследований. Это я пишу, чтобы знали, какими твердыми были в вере воспитанники Саратовской духовной семинарии, хорошо помнившие наставления и воспитание митрополита Вениамина».

Владыка Вениамин возглавлял Саратовскую кафедру с 1955 по 1958 год. В связи с усилением давления на Церковь со стороны советской власти он открыто выступал против этого вмешательства во внутреннюю жизнь религиозных объединений, неоднократно в проповедях критически отзывался об этом.

1 февраля 1958 года владыка Вениамин записал в дневнике: «Перемены жизни. Мне предстоит в близком будущем (м[ожет] б[ыть], через 1–2 недели) оставить Саратов и уехать, по постановлению Патриарха (точнее: за ним стоящих), в Псково­Печерский монастырь “на отдых”. М[ожет] б[ыть], “временно” (едва ли). А м[ожет] б[ыть]? Церковь Божия учит нас, что все совершается по милостивому Промыслу Господню. Слава Богу за все».

20 февраля 1958 года митрополит Вениамин был официально уволен на покой и, отслужив Божественную литургию в Саратовской семинарии, 27 февраля поступил на жительство в Псково-Печерский монастырь. В день этой, возможно, последней Литургии на Саратовской земле и было сделано то самое фото.

«Когда владыку КГБ отправляло во Псков, он запретил всем его провожать — приезжать в аэропорт. На аэродром прибежал только мой папа — диакон Роман Мороко», — вспоминает Татьяна Антонюк. Через три года 4 октября 1961 года митрополит Вениамин отошел ко Господу и был похоронен в пещерах монастыря. Место его погребения и поныне окружено почитанием паломников и монастырской братии. Чтят Владыку и в Саратове.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Т. Р. Антонюк и за помощь в работе с архивными документами Н. Н. Лобановой.

Газета «Православная вера» № 08 (652)

Материалы по теме

4 октября сего года исполнится 60 лет со дня преставления митрополита Вениамина (Федченкова; 1880–1961). Он отошел ко Господу в древних стенах Псково­Печерского монастыря и был погребен в Дальних его пещерах — там, где лежат сотни ушедших в разные времена печерских подвижников. А вот приехал владыка Вениамин в Печоры — из Саратова. За три года до кончины, в 1958 году. Саратовская кафедра оказалась последней в его святительской жизни — и третьей по  возвращении в  послевоенный СССР из эмиграции, после Риги и Ростова-на-Дону

Просмотров: 3639
Комментариев: 0
Загрузка...