Святитель Иоанн Златоуст — великий учитель Церкви, толкователь Священного Писания и проповедник — был горячо любим простым народом и вызывал стойкую ненависть сильных мира сего. Он жил в относительно благополучное время, когда казалось, что гонения на христиан навсегда канули в прошлое. Гонения прошли, но искушения остались. Своей жизнью и проповедями святитель учит нас тому, как противостоять тонким искушениям — властью, комфортом и благополучием. Его память Церковь празднует 27 сентября.
«Его похитили христиане»
Родной город святителя — Антиохия, столица Сирии, — в тот период был крупным культурным и богословским центром. Юноша Иоанн, воспринявший христианскую веру от своих благочестивых родителей, получил блестящее светское образование. Он изучал классический греческий язык и литературу у знаменитого софиста Ливания, прекрасного оратора, но, к сожалению, чуждого христианству человека. Сохранилась легенда о том, что когда у Ливания на смертном одре спросили, кого он оставил бы вместо себя преподавать науку красноречия, тот сказал: «Иоанна, если бы его не похитили христиане».
Святой в самоизоляции
После смерти матери в 374 году святой Иоанн в возрасте тридцати лет принял решение удалиться в монастырь. Там он провел год, после чего его сочли достойным кандидатом в епископы. Однако святой решил уклониться от этого назначения. Он удалился в пустыню, где принял на себя суровый подвиг аскезы: жил в полной изоляции от людей, изучал Священное Писание, почти не спал и не ел. За два года такой жизни он серьезно подорвал здоровье и вынужден был вернуться к обычной жизни в городе. Болезнь желудка осталась с ним на всю жизнь. Однако время подвига не было потрачено впустую: Иоанн основательно изучил Священное Писание и написал несколько трактатов нравственнобогословского содержания — в частности, «Шесть слов о священстве», основополагающее творение православного пастырского богословия.
По возвращении в Антиохию святитель был рукоположен во диакона, а через некоторое время — во пресвитера.
Разбитые статуи
Двенадцать лет священнического служения святителя Иоанна в Антиохии оказались самым плодотворным для него периодом в творческом плане. Тогда он написал почти все свои главные труды, посвященные нравственным, догматическим и аскетическим вопросам. Его интересовали темы, связанные с положением человека в нашем падшем мире, он уделял много внимания проблеме первородного греха и его последствиям. Высказывался святитель Иоанн и по острым вопросам современности, ответы на которые он искал в Священном Писании.
В 387 году в Антиохии начались народные волнения из-за высоких налогов. Разъяренная толпа разбила статуи императора Феодосия и членов его семьи. Зачинщики были схвачены и заключены под стражу, им грозила смертная казнь. В надежде спасти осужденных епископ Антиохийский Флавиан отправился в Константинополь, а Иоанн Златоуст остался проповедовать в Антиохии. На протяжении Великого поста он произнес 21 гомилию «О статуях, к народу антиохийскому». Речи святого Иоанна успокоили антиохийцев, а заступничество епископа Флавиана за свою паству смягчило императора, и он помиловал предводителей мятежа.
Святой Иоанн Златоуст стал настоящей звездой Антиохии. Многие не слишком благочестивые горожане шли в храм специально, чтобы послушать его выступления, после чего расходились, не дожидаясь Причастия, в чем Златоуст упрекал их уже в следующей проповеди.
Слабости сильных мира сего
В 397 году в Константинополе развернулась нешуточная борьба за освободившуюся епископскую кафедру. Кандидатура Иоанна Златоуста — человека, имевшего безупречную репутацию и при этом далекого от политики — устроила всех.
У ставшего епископом Иоанна сразу же появились недоброжелатели. Он говорил со своей новой паствой так же прямо и откровенно, как привык делать это в Антиохии, но не встречал понимания. Должность в столице негласно требовала от епископа снисхождения к слабостям сильных мира сего, он же не собирался идти ни на какие компромиссы с совестью. Святитель Иоанн не посещал роскошные светские приемы, потому что страдал от язвы желудка, и это сделало его чужаком в глазах двора. Он обращался к мирянам с горячей проповедью покаяния, священству запретил вести роскошную придворную жизнь, а большую часть церковной казны, изрядно потрепанной растратами, направил на социальные нужды.
Но власти Константинополя продолжали активно вмешиваться в жизнь Церкви. Особый интерес к ее внутренним делам проявлял некий Евтропий, который в свое время способствовал назначению святого Иоанна на епископскую кафедру. Этот человек отличался жадностью и неуемным властолюбием. Его желание подчинить себе всё и вся дошло до того, что он захотел отнять у Церкви право давать беглецам убежище. По римским законам человеку, ищущему убежище у алтаря, обеспечивалась неприкосновенность. Но в 399 году уже самому Евтропию, впавшему в немилость, пришлось воспользоваться этим правом: несколько дней он простоял, ухватившись за столб у алтаря в соборе святой Софии. Там и застал его святитель Иоанн, когда пришел в храм совершить воскресную Литургию. Подвижник позволил Евтропию остаться в храме и уговорил преследователей разойтись, но на следующий день при большом стечении народа обличил его деяния. Заступничество епископа не спасло бывшего министра: он был казнен по обвинению в государственной измене. Однако вмешательство архипастыря вызвало большое неудовольствие в придворных кругах и стало предвестником серьезного противостояния епископа и светской власти.
«Собор под дубом»
Очень скоро против святителя ополчились и власть, и клир. Императрица Евдоксия — за то, что он обличал ее роскошные наряды. Духовенство — за то, что он пресекал недисциплинированность и даже лишил сана двоих диаконов, впавших в тяжкие грехи.
Поворотным моментом стало то, что святой Иоанн приютил александрийских монахов, отлученных от Церкви за следование ереси Оригена. Святитель поговорил с ними, понял, что люди эти просто неграмотны и не понимают, что вменяется им в вину, и решил вернуть их в церковное общение, переговорив с епископом Александрийским Феофилом.
В отличие от святителя Иоанна, Феофил был тонким политиком и вместо помощи затеял игру. Ему удалось убедить императора Аркадия в необходимости устранить константинопольского епископа. В 403 году на предоставленной императором вилле под названием «Под дубом», в окрестностях Константинополя, был созван Собор. Собравшееся духовенство единодушно осудило Иоанна Златоуста. Сам подсудимый на Собор не явился.
Когда решение о низложении святителя Иоанна стало известно в городе, началось большое смятение в народе. Люди охраняли Церковь, где пребывал святитель, чтобы его не увезли в ссылку насильно. Через три дня, когда народ рассеялся, святителя Иоанна вывели из храма в сопровождении отряда солдат. Но как только Иоанн покинул пределы города, в Константинополе случилось сильное землетрясение. Императрица Евдоксия увидела в этом знамение и вернула праведника в Константинополь.
Пасха под открытым небом
Императорская чета очень скоро снова нашла повод сменить милость на гнев. Иоанн опять был низложен. Изгнанный из своей церкви в пасхальную ночь 17 апреля 404 года епископ совершил Божественную литургию в поле под открытым небом, собрав вокруг себя толпы народа, так что для сохранения порядка потребовалось вмешательство полиции. Вскоре после этого он был арестован и отправлен в ссылку. Разъяренные горожане устроили беспорядки, в ходе которых был сожжен весь центр столицы и собор святой Софии.
Святитель Иоанн два года отбывал ссылку в Армении, откуда был переведен в город Пипиус (нынешняя Пицунда). Праведник скончался по дороге туда, в 407 году. И все-таки гонимый пастырь вернулся к своей пастве. В 417 году его имя было восстановлено в диптихах, а в 438 году его мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме во имя святых апостолов.
Газета «Православная вера» № 17 (661), сентябрь 2020 г.