+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Епископ в концлагере
Просмотров: 607     Комментариев: 0

Святитель Николай Сербский — великий святой, подобный святым отцам древности. И вместе с тем он — наш современник. Это человек, судьбу которого пересекли все кровавые пути жестокого XX века: обе мировые войны, оккультный фашизм и безбожный коммунизм. Это человек, который был гоним всеми тоталитарными системами, но смог состояться как писатель и богослов. Он разделил все скорби многострадального сербского народа, к которому принадлежал по крови, и горячо молился за народ русский, который любил всем сердцем. Память святителя Николая (Велимировича) Православная Церковь празднует 3 мая.

Талант и исцеление

 

На фотографиях времен молодости его лицо поражает аристократической, даже царственной красотой. А между тем Никола Велимирович родился в бедной многодетной крестьянской семье в небольшом сербском селе Лелич — в 1880 году. Его родители были верующими и воспитывали детей в духе христианских традиций. С раннего детства мальчик отличался исключительным талантом к обучению, и отец с матерью сделали все, чтобы помочь сыну реализовать его способности. Он учился в гимназии, затем закончил семинарию, после чего, показав блестящие знания, получил стипендию для обучения за границей. Молодой человек продолжил обучение в Берне, где в 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия, а впоследствии окончил еще и философский факультет в Оксфорде.

По возвращении на родину, в Белград, Никола заболел туберкулезом. Это заболевание тогда не умели лечить, и молодой преподаватель, казалось, был обречен умереть во цвете лет. Но будущий подвижник дал обет, что если выздоровеет, всецело посвятит свою жизнь Богу — и болезнь отступила. После выздоровления он принял монашеский постриг с именем Николай и священный сан.

 

Молитва за русских

 

В 1910 году иеромонах Николай приехал в Россию, чтобы продолжить свое обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По скромности он умолчал о том, что окончил два европейских университета. Именно в этот период зародилась в его сердце любовь к русскому народу, которая не угасала в нем всю жизнь. В тридцатые годы, уже совсем в другом мире, пережившем войну и революцию, он написал удивительно трогательные слова: «Всемудрый Боже… услышь молитву нашу за Твой русский православный народ. <…> Как для расслабленного у Вифезды не было человека, который бы ему помог, пока не пришел Ты, так ныне для великого русского народа во всем мире нет человека, который мог бы помочь ему без Тебя». Нужно также сказать, что любовь к России помогла святителю Николаю верно оценить личность последнего русского царя Николая II и первым в мире заговорить о необходимости почитания святых царственных страстотерпцев.

«Третья армия»

 

Но это будет позже, а сначала наступила эпоха войн. Первая Балканская, Вторая Балканская, Первая — тогда еще просто Мировая — война. Отец Николай находился на передовой: служил Литургию, исповедовал, утешал, ухаживал за ранеными.

Удар со стороны Болгарии заставил Сербию сдаться Австро-Венгрии. Сербских солдат как проигравших ждала позорная участь: насильственная мобилизация в австрийскую армию и страшная перспектива воевать против России. Чтобы избежать этого, остатки сербской армии вместе с престарелым королем Петаром I отступили, укрывшись в ледяных горах Албании. Каждый третий там погиб от холода.

На святителя Николая в этот период была возложена миссия рассказать мировому сообществу о том, что на самом деле происходит в Сербии и с сербами. В западной прессе тогда печатались статьи, полные самых нелепых предубеждений. К примеру, в одной британской газете было сказано: «Сербы — это небольшое племя из Турецкого Царства, которое занимается мелкой торговлей, отличается неряшливостью и склонно к кражам». Чтобы развеять эти предрассудки, отец Николай выступал с публичными лекциями в церквях, университетах, колледжах. Его труды не пропали даром. Один из высоких военных чинов Великобритании даже назвал подвижника «третьей армией» сражающейся Сербии.

Вторая Псалтирь

 

В 1920 году иеромонах Николай стал епископом Охридским и Жичским — ему надлежало теперь служить в Македонии. На этой земле, где проповедовали еще святые Кирилл и Мефодий, он написал одно из лучших своих произведений — «Молитвы на озере», которое часто называют второй Псалтирью.

Епископское служение владыки Николая включало в себя обширную миссионерскую и проповедническую деятельность. Вследствие многовековых гонений на христианство во времена турецкого владычества далеко не в каждом сербском и македонском селе был храм. Епископ Николай создал народное «Богомольческое движение»: входившие в него верующие миряне организовывались в небольшие сообщества, которые собирались в обычных домах на просветительские вечера, где читалось Священное Писание, пелись христианские песни, многие из которых сочинил сам святитель Николай. В этих песнопениях, положенных на красивые народные мелодии, в доступной для простого человека форме излагалась едва ли не вся православная догматика.

Не быть конкордату!

 

А знание догматики было тогда для православных сербов вопросом жизни и смерти. В тридцатые годы Сербское государство было преобразовано в Королевство Югославия, в которое входили и православные сербы, и католики-хорваты. Предполагалось, что это государство будет многоконфессиональным, на деле же началась нешуточная борьба за право исповедовать свою веру: в 1937 году правительство Югославии заключило с Ватиканом соглашение, которое ставило католицизм в привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Сербская Православная Церковь выступила с решительным протестом против этого, в знак чего в Белграде был организован грандиозный крестный ход, переросший в кровопролитные столкновения с полицией. В это трагическое время святитель Николай был в первых рядах борцов с политикой конкордата. В конце концов правительство дрогнуло, и злополучное соглашение, нарушавшее религиозные права православных сербов, было отменено. Но Ватикан отомстил несостоявшимся подданным через четыре года — во время Второй мировой войны…

Филиал ада

 

В 1941 году — через 11 дней после начала военных действий — Югославия капитулировала перед войсками Рейха. Правительство бежало за границу. В результате раздела Югославии возникло Независимое государство Хорватия, рычаги правления в котором получили хорватские националисты — усташи. Они хотели создать на территории Хорватии моноэтническое католическое государство, что обернулось политикой геноцида против православных сербов. Православная Церковь была объявлена вне закона. Страну покрыла сеть лагерей смерти, в которых содержались женщины и дети. Те, кто не хотел принимать католицизм, были обязаны носить на рукаве нашивку в виде буквы «П», что означало «православный». А ведь православное население составляло одну треть населения Хорватии! Гитлер не просто наблюдал за этим филиалом ада со стороны — он направлял ход репрессий своими директивами. Вот одна из них: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обез­главить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»

В этот страшный час святитель Николай не стал прятаться от преследователей. Наоборот, он сам пришел к оккупантам и сказал:

— Я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад — тех, кто находится у вас в заложниках.

Святителя Николая арестовали, но расстрелять не решились, опасаясь волны народного гнева. Сначала его определили под надзор в монастырь — в Любостину, а в 1944 году вместе с патриархом Гавриилом (Дожичем) отправили в концлагерь Дахау. Они были единственными европейскими церковными иерархами, содержавшимися в этом лагере смерти.

О страшном опыте своего пребывания в фашистском концлагере святитель Николай рассказал в книге «Земля недостижимая». Ему удалось выжить: 8 мая 1945 года узников Дахау освободила наступающая американская армия.

По ком звонит колокол?

 

После войны в Югославии пришли к власти коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито. Фашисты были разгромлены, но репрессии против Православия продолжились. Как и многие активисты православного освободительного движения, епископ Николай был объявлен коммунистами вне закона. Безбожные власти стремились очернить его образ, не гнушаясь самой чудовищной клеветы.

Годы изгнания святитель Николай провел в Америке, где продолжал много писать и проповедовать, осмысляя судьбу сербского народа и Православия в XX веке. Он скончался 18 марта 1956 года. Тело святого было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в американском городе Либертивилле. В день кончины великого подвижника по всей Сербии, несмотря на коммунистические гонения, звонили колокола…

Газета «Православная вера» № 09 (605)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.