Сегодня в нашей рубрике — икона «Собор преподобных старцев Оптинских» и ковчег с частицами их святых мощей, пребывающие в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова.
Написанная козельскими мастерами икона находится в обители с конца 2006 года. Иконописцы смогли совместить портретное сходство и строгую каноничность изображения.
Ныне прославлены 14 Оптинских старцев. В 1988 году решением Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского. 26-27 июля 1996 года 13 Оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с общим соборным празднованием 11 (24) октября. В 2000 году на Архиерейском Соборе Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.
Изображения преподобных старцев на иконе расположены следующим образом. Слева: нижний ряд (слева направо) — схиархимандрит Моисей (Путилов), 1782–1862; иеросхимонах Амвросий (Гренков), 1812–1891. Второй ряд — иеросхимонах Иосиф (Литовкин), 1837–1911; схиигумен Антоний (Путилов), 1795–1865. Третий ряд — схиархимандрит Исаакий I(Антимонов), 1810–1894; иеросхимонах Нектарий (Тихонов), 1853–1928. Вверху — иеромонах Никон (Беляев), 1888–1931.
Справа: нижний ряд (слева направо) — иеросхимонах Лев (Наголкин), 1768–1841; иеросхимонах Макарий (Иванов), 1788–1860. Второй ряд — иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), 1824–1894; схиаримандрит Варсонофий (Плиханков), 1845–1913. Третий ряд — иеросхимонах Иларион (Пономарев), 1805–1873; архимандрит Исаакий II (Бобраков), 1865–1938. Вверху — иеросхимонах Анатолий младший (Потапов), 1855–1922.
Благословение Оптинского монастыря — частицы мощей преподобных старцев — также доставлены в саратовский монастырь в конце 2006 года. В 2007 году они были размещены в специально изготовленном для них ковчежце. С этого времени святыня находится в храме и открыта для поклонения верующим.
Введенский ставропигиальный мужской монастырь — Оптина пустынь — с начала XIXвека становится одним из центров русской духовной жизни. «Саров и Оптина — вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия», — писал известный историк-медиевист Г.П. Федотов.
Главной святыней Оптиной были ее прославленные старцы. Вот впечатления Н.В. Гоголя от посещения обители: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами всё. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».
«О красота моя Оптинская! О мир, о тишина, о безмятежие и непреходящая слава Духа Божия, почивающая над святыней твоего монашеского духа, установленного и утвержденного молитвенными воздыханиями твоих великих основателей!.. О благословенная Оптина!» — так писал русский духовный писатель С.А. Нилус, проживший при обители с 1907 по 1912 год и оставивший ее бесценное описание.
Оптину пустынь в XIX–XX веке посещали видные деятели культуры. Сюда приезжали В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, Ф.М. Достоевский (по мнению современников писателя, преподобный Амвросий Оптинский стал прообразом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»). Бывали здесь композиторы П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн — всех знаменитостей, посещавших Оптину, не перечислить.
После революции 23 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров монастырь был закрыт, но некоторое время еще держался под видом сельскохозяйственной артели. Весной 1923 года закрыли и артель. После возвращения монастыря Церкви в 1988 году поток паломников возобновился. В разное время приезжали поклониться оптинским святыням В.А. Солоухин, В.И. Белов, А.И. Солженицын.
Любила Оптину пустынь и неоднократно бывала здесь преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник этой обители протоиерей Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник) был духовным сыном преподобного Анатолия младшего Оптинского. Оптинские старцы были хорошо известны царю-страстотерпцу Николаю II и его семье.
Основателем пустыни и вдохновителем оптинского старчества был иеросхимонах Лев (Наголкин). Это был человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости, энергии. Выражением евангельской любви была вся его жизнь, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Последним настоятелем Оптиной пустыни стал архимандрит Исаакий II (Бобраков), испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Был расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
«Ведомости Саратовской митрополии», октябрь 2016 г.