1612 год. Москва, Красная площадь. На Лобном месте сходятся два крестных хода, идущие навстречу друг другу. Один крестный ход — «освободителей», которых возглавляет Казанская икона Божией Матери, другой крестный ход — «освобожденных», несущих другую русскую святыню, чудом сохраненную в заточении, — Владимирскую икону Божией Матери. Воевода ополченцев князь Дмитрий Пожарский преклоняет перед святыней колено. И в тот же миг «вопль и рыдания раздались в народе», пишет русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей книге «История России с древнейших времен». Ведь эта встреча означала, что Русь православная при заступничестве Самой Пресвятой Богородицы выстояла.
Этот ключевой момент российской истории мы можем видеть на фреске в Покровском храме Саратова. Образ называется «Сретение Казанской иконы Божией Матери».
Данное изображение отличается от всех других по цвету использованных красок и по особому содержанию фрески. Дело в том, что эта фреска — ровесница самого Покровского храма, построенного на пересечении улиц Александровской (ныне М. Горького) и Большой Горной в первой половине 1880‑х годов. К 1885 году, как сообщает газета «Саратовский листок», храм был «чрезвычайно изящно» расписан и имел два придела, один из которых, правый, был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери (сейчас — в честь Иверской иконы Божией Матери). Автором этого изящного убранства был известный художник своего времени Лев Игорев — академик Российской Императорской Академии художеств, портретист, иконописец, крепкий художник-реалист. Вместе со своими помощниками он расписал все стены и колонны Покровского храма, а также изготовил иконостасы для боковых приделов. Работа, как говорят современники, была выполнена на высочайшем уровне, но в безбожные советские годы от фресок почти ничего оставили, ведь с 1929 до 1992 года здание храма по назначению не использовалось, долгое время оно служило общежитием для студентов экономического института. Значительный урон был нанесен и фреске на сюжет сретения Казанской иконы Божией Матери: на ее месте долгое время зияло два больших окна. После передачи здания храма Саратовской епархии панно было восстановлено по крупицам, и теперь оно снова напоминает входящим о важных событиях России 400‑летней давности.
* * *
Что же изображено на фреске? Мы видим крестный ход, устроенный в честь освобождения Москвы от иноземных интервентов, главным «действующим лицом» которого стала одна из самых почитаемых в России святынь — Казанская икона Божией Матери. Обратимся к истории этого события и к истории самой этой иконы.
Казанская икона Божией Матери относится к распространенному иконографическому типу «Одигитрия», который восходит к средневековому византийскому образу Богородицы из Константинополя. Мы видим погрудное изображение Божией Матери, слегка наклонившей Свою голову к Предвечному Младенцу Христу, стоящему у Нее на руке, хотя самих рук — это особенность этой иконы — мы не видим. Младенец Христос стоит справа от Своей Матери, благословляя Ее Своей десницей, а в Ее лице и нас, предстоящих перед иконой. «Казанская» имеет множество списков — только чудотворных и почитаемых икон более сорока, а история этого образа уходит в XVI век…
* * *
Это произошло в Казани в 1579 году, через два с лишним десятилетия после присоединения мусульманского Казанского ханства к России. В Казани в тот год случился большой пожар, охвативший кремль и большую часть города. Многие дома тогда пострадали, много было горя, страха, недоумений. Но девятилетней девочке, дочери казанского стрельца Матроне, явилась во сне Божия Матерь и объявила, что под завалами сгоревших домов спрятана Ее икона, и указала ей место. Девочке поначалу никто не поверил, но в конце концов икона была обретена — ее обнаружили в том месте, на которое указывала Матрона, завернутую в ветхое суконное полотнище. Лик обретенного образа был свежим, ничем не поврежденным, будто только что написан. Так была найдена икона, ставшая впоследствии одним из самых почитаемых образов Богородицы.
* * *
Прошло тридцать три года. Россия охвачена междоусобицей. То тут, то там гремят восстания, бояре-изменники хотят присягнуть польскому королевичу, а интервенты-поляки занимают столицу с ее центром — Московским Кремлем. Внутренние раздоры и внешние враги овладевают Россией, и кажется, уже нет спасения. «Всею землею обще стати» — такой выход находит заточенный в Кремле «несокрушимый столп Православия» Патриарх Гермоген. Он тайно отправляет письмо в Нижний Новгород, чтобы вдохновить его жителей на защиту своей веры и Отечества. «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» — пишет Патриарх нижегородцам.
Историки сходятся во мнении, что Смутное время было одним из самых сложных периодов в истории нашей страны, России требовалось тогда объединение, сплочение ради общей цели. После получения письма Патриарха Гермогена в Нижнем Новгороде собирается народное ополчение, предводителями которого становятся городской староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский, а «возглавляет» все ополчение образ Казанской иконы Божией Матери, подаренный князю примкнувшими к движению казацкими дружинниками, пришедшими из Казани.
Москва осаждена поляками, в Кремле — голод, в плену у интервентов не только простые горожане, но и священнослужители, знать. Как и в другие сложные моменты, русские воины обращаются к Богу. Подойдя к центру столицы, предводители ополчения объявляют трехдневный пост, служится молебен перед сопровождающим ополчение образом Казанской иконы Божией Матери. В те же дни, как сообщает предание, заключенному в Московском Кремле архиепископу Элассонскому Арсению является преподобный Сергий Радонежский, сообщающий ему, что русское войско, наконец, одержит победу, и Москва будет освобождена. Так и случилось.
22 октября, то есть 4 ноября по новому стилю, народное ополчение начинает штурм столицы, а через несколько дней польский гарнизон, засевший в Кремле, подписывает капитуляцию и выпускает всех пленных на свободу.
На фресковой композиции в Покровском храме тот самый момент освобождения, наполненный радостью и ликованием. Напоминание, что нам всегда есть к Кому обратиться в скорби, у Кого искать защиты и помощи, Кого благодарить за спасение.
Начиная с 1649 года, каждый год 4 ноября в честь избавления Москвы от интервентов в 1612 году в России отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери, а также, начиная с 2005 года, на государственном уровне отмечается День народного единства, напоминающий о тех же событиях минувших лет.
Газета «Православная вера» № 20 (664)