Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос священнику. Новые ответы
Просмотров: 7709     Комментариев: 0

Отвечает священник Владимир Сухих

Здравствуйте. Возможно ли в церкви снять с себя «венец безбрачия» и как это сделать?

Здравствуйте! В Православии нет понятия «венец безбрачия», но, насколько можно понять, Вам не удается найти «вторую половинку». Очень хорошо, что с этой проблемой Вы обращаетесь к Богу и Его Церкви. Важно понять, что ничто не происходит автоматически — прочитали специальную молитву и тут же, выйдя из храма, человек встретил свою любовь. Молитва — это прежде всего просьба. Вы можете просить Бога, чтобы Он помог встретить ту единственную, с которой Вы могли бы связать свою жизнь и обрести семейное счастье.

Но есть одна принципиальная вещь — обычно в жизни мы не обращаемся с просьбой к тому, кого обидели или оскорбили. Не обращаемся, пока не помиримся с тем, кого задели. То же самое можно сказать и об отношениях с Богом. Для того чтобы наша просьба была принята Господом, мы должны восстановить с Ним мир, нарушенный нашими грехами, непослушанием Его воле, неисполнением Его заповедей. Примиряемся мы с Богом через Таинство Исповеди. Христос говорит, что Бог — наш любящий Отец. А отец с радостью выполняет просьбы детей, всегда оберегает их от любых опасностей, скоро приходит на помощь… Проблема в том, что мы сами не всегда Ему — дети. Сыновство возвращается покаянием. Яркий пример этого — притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11-32).

Постарайтесь подготовиться к Исповеди и Причащению. Начните регулярно посещать богослужения и молиться об обретении супруги.

Когда мне было 13 лет, меня заставили дать слово перед иконами, могу ли я от него отказаться?

Невольник — не богомольник, как известно. Наверное, можете и отказаться, но лучше все-таки обсудить Вашу ситуацию в общении со священником. Ведь слова и обещания могут быть разными. Поэтому, чтобы священник смог помочь Вам разобраться в происшедшем, лучше всего прийти в ближайший храм и рассказать священнику все более подробно.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев

Не так давно невольно пришлось вступить в диалог с людьми, доказывавшими мне, что крещение Руси было насильственным — «огнем и мечом», и при этом было убито множество людей, не желавших принять крещение. Прошу Вас ответить, есть ли у нас по этому вопросу официально выраженная мотивированная богословская позиция и где с ней можно ознакомиться? Дело в том, что эти люди при своем осуждении Православия ссылаются на древние источники и конкретные фактические материалы... В Интернете мне не удалось найти ни одного существенного обоснования несостоятельности их доводов... Мне очень важен ваш ответ... Мира вам и всего доброго.

Известные исторической науке источники единодушно свидетельствуют о том, что крещение Южной Руси проходило исключительно мирно, без насилия и каких-либо вооруженных конфликтов. Что касается христианизации Северной Руси, и в первую очередь Новгорода, то здесь сведения источников очень отрывочны и противоречивы. Летописи путаются не только в обстоятельствах крещения Новгорода, но и называют различные даты этого события. Летописи приводят имена различных иерархов, крестивших Северную Русь. Так, например, один извод Никоновской летописи приписывает крещение Новгорода Киевскому митрополиту Михаилу, в то время как другой извод той же Никоновской летописи называет имя епископа Иоакима Корсунянина. Из этой путаницы можно сделать вывод, что крещение Северной Руси произошло не одномоментно, но растянулось на продолжительное время.

О том, что крещение Новгорода проходило не мирным образом, сообщает одна-единственная так называемая Иоакимовская летопись, авторство которой приписывается первому Новгородскому епископу Иоакиму Корсунянину, умершему в 1030 году. Однако эту Иоакимовскую летопись, точнее, некие «тетрадки» с выписками из нее, держал в руках только один человек — Василий Николаевич Татищев. Большинство современных историков считает Иоакимовскую летопись позднейшим сочинением, относящимся, вероятнее всего, к XVII столетию. Тем не менее эта поздняя компиляция, содержащая невероятное количество вымысла, могла иметь в себе фрагменты действительно древних повествований. Одним из них и является рассказ о крещении новгородцев, написанный так, как будто сам автор был свидетелем этого события.

Главными действующими лицами в обращении новгородцев в христианство выступают Добрыня (дядя святого равноапостольного князя Владимира) и Путята — воеводы Великого Киевского князя, которые огнем и мечом заставили новгородских людей принять Крещение, уничтожили языческих кумиров и оказали помощь христианскому духовенству в крещении новгородцев. Вызывает удивление отсутствие всякого упоминания имени епископа Иоакима. Это можно объяснить тем, что автор повести, вероятнее всего, священник, находился в оппозиции к своему епархиальному архиерею и, преуменьшая его заслуги (мирное обращение новгородцев), все лавры отдавал представителям военного сословия. 

Не следует забывать и того, что воеводы Путята и Добрыня, усердствуя в приведении новгородцев к спасительной вере, как люди государственные вряд ли были озабочены исключительно духовными задачами. Вероятнее всего, крещение было лишь предлогом для осуществления политических целей и в первую очередь связывалось с задачей подчинения Новгорода Киеву.

Таким образом, христианизация Руси, так же как христианизация любого другого народа, происходила в русле сложного политического процесса, в котором, помимо собственно религиозного фактора, участвовало множество других сил и течений. И если согласиться с сообщением Иоакимовской летописи, что Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня — огнем, то следует помнить, что ни один летописец не вкладывает ни меча, ни палицы, ни другого зубодробительного оружия в руки священника или епископа.

Добрый день! Как православный христианин я часто перечитываю Евангелие. По своему мирскому образу мыслей и жизни я не всегда все понимаю в трактовке некоторых моментов. В основном меня интересовал всегда вопрос, почему же Господь не воскресил Иоанна Крестителя? Ведь воскресил же Лазаря на 4 день, когда тело его уже смердело, и лежал он в гробнице. Также воскресил дочку начальника синагоги, сказав: «Талифа куми». Глубиной мысли я понимаю, что так должно было случиться. Но ведь Господь в Евангелии даже называет Иоанна Крестителя пророком Илией. Помогите, пожалуйста, разобраться, что и где я упустил при чтении или понимании прочитанного.

Русский писатель Алексей Константинович Толстой, обращаясь к одному из своих друзей по поводу новой для того времени теории Дарвина, иронически писал:

Как и что творил Создатель,

Что считал Он боле кстати,

Знать не может председатель

Комитета о печати….

Глубины Божьего Промысла скрыты от человеческого разума. И задаваться вопросом, почему Бог сделал то-то и не сделал то-то, с богословской точки зрения не корректно. По поводу воскрешения Лазаря и не-воскрешения Предтечи можно высказать лишь несколько гипотетических суждений.

При внимательном чтении Евангелия становится ясно, что чудеса не являются главным содержанием этой книги. Более того, Христос совершает чудеса очень неохотно, поскольку ищет свободной веры, которая основывается на внутреннем духовном чувстве истины. Вера всегда находится на грани риска, на границе с безверием, и именно поэтому настоящая вера всегда является подвигом. Чудо же делает предмет веры очевидным, то есть лишает веру смысла, превращая ее в объективное знание.

Тем не менее Христос все же творит чудеса, делая это или из сострадания (наиболее яркий случай — исцеление расслабленного, которого друзья, не имея возможности пробиться с носилками через толпу, опускают через разобранную кровлю (см.: Мк. 2, 3-12)), или для того, чтобы дать наглядное подтверждение своей проповеди. Три случая воскрешения умерших людей точно вписываются в эту простую схему. Очевидно, что дочь «архисинагога» Иаира, так же, как сына наинской вдовицы, Христос возвращает к жизни из чувства сострадания. Воскрешение Лазаря имеет другую причину, которая точно объясняется в тропаре Лазаревой субботы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». То есть Христос воскрешает Лазаря не для того, чтобы продлить его земную жизнь, а для того, чтобы убедить человечество прежде Своей Крестной смерти в том, что возвращение к жизни давно умершего человека в принципе возможно.

Разумеется, на месте Лазаря мог оказаться любой человек, в том числе и Иоанн Предтеча. Но Иоанн уже выполнил свою очень важную миссию, и в продлении его земной жизни (равно земных страданий) особого смысла не было бы.

Отвечает священник Василий Куценко 

Мне 24 года. С детства я мечтала об одной любви на всю жизнь. Пыталась строить отношения и каждый раз думала, что именно этот молодой человек — тот единственный и что после него никого не будет. Но, к сожалению, не складывалось. Сейчас, после очередного расставания, чувствую опустошенность, будто меня разобрали на части, святого во мне ничего не осталось. Вроде хранила себя для единственного, а, получается, отдала не тем людям, в никуда. Чувствую себя грешной, чувствую, что не заслужила помощи Бога в будущих отношениях. Как быть?

Наверное, каждый человек мечтает найти свою единственную любовь. Нередко бывает и так, что желая как можно быстрее обрести любимого человека, за настоящую любовь принимают совсем другие чувства. Например, чувство первой влюбленности. Конечно, влюбленность — это очень сильное переживание, оно способно заглушить в нас остальные чувства: усталость, страх, осторожность. И, кажется, что больше ничего и не нужно — только бы быть рядом с любимым человеком. Но никогда не следует увлекаться первыми впечатлениями, когда может понравиться даже не конкретный человек, а его голос, глаза, манеры, внешняя привлекательность или что-то другое. Все это нельзя назвать любовью, а скорее симпатией. Если человек влюблен, это чувство доминирует, довлеет над всеми остальными. Влюбленность часто пьянит. Человек не слышит голоса разума… А здесь бы хорошо остановиться и подумать — какое же именно чувство так окрыляет меня?

Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любить, и умеем любить; на самом деле мы очень часто умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковые чувства, потому что нам с ним хорошо, но любить — нечто более глубокое и требовательное». Научиться любить или, по-другому, стяжать любовь — очень трудный и долгий подвиг. Настоящая любовь уподобляет человека Богу, ведь Бог есть любовь (1 Ин. 4, 9). Бог любит Свое творение, любит человека не за какие-то его качества и достоинства, а любит, можно сказать, просто так. Возможно, именно в этом состоит тайна любви — в бескорыстии, в отсутствии эгоизма и личных интересов. Митрополит Антоний Сурожский писал об этом: «Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания обладать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, только глядим и удивляемся той красоте, что нам открылась».

Возможно ли найти именно такую любовь? С Божией помощью возможно очень и очень многое. Поэтому каждый человек может обращаться ко Господу с молитвенной просьбой о даровании настоящей, искренней, бескорыстной любви. Просить о том, чтобы Бог помог встретить того человека, с которым можно было бы обрести такую взаимную любовь друг к другу.

Чувство опустошенности, которое Вы испытываете, является горьким осадком тех ошибок, совершенных в опьянении влюбленностью. Преодолеть подобное состояние можно только через Таинства Церкви — Исповедь и Причащение. Исповедуя свои согрешения, человек просит, чтобы Господь простил их и помог встать на путь исправления и духовного возрождения. Причащаясь Святых Тела и Крови Христовых, мы соединяемся с Богом, Который отдал Свою жизнь ради нашего спасения. То есть так мы приобщаемся к Божественному подвигу любви, когда Господь Иисус Христос отдает Самого Себя на смерть, чтобы мы получили жизнь. Это лучшее начало нового пути и новой надежды на обретение настоящей любви.

Здравствуйте! Мне хотелось получить ответ на такой вопрос: в 2010 году после смерти бабушки мы отдали в Алексеевский женский монастырь иконы. После разговоров с бабушкиными знакомыми я узнала, что иконы были семейными и их нужно передавать по наследству (этими образами благословляли брак родителей, который распался в тот год, когда иконы были переданы в монастырь). Могу ли я их вернуть? Так как мы живем далеко от этих мест, по приезду для посещения могилы бабушки, я заходила в монастырь, но икон там не увидела! Заранее благодарю за ответ!

Действительно существует такое понятие, как семейные иконы (или икона). Это могут быть иконы, которыми жениха и невесту благословляли на брак, или икона, на которой изображены святые — небесные покровители членов семьи. Нужно ли передавать эти иконы по наследству? Это зависит от личного желания семьи. Если родители хотят, чтобы их иконы перешли детям, а затем внукам, чтобы они были особой семейной святыней, перед которой будут обращаться к Богу нынешние и будущие поколения, то это вполне добрая и христианская традиция. С другой стороны, передача икон «по наследству» не является обязательной. Не думаю, что распад брака родителей (что очень печально, так как распад семьи — всегда большая трагедия) связан с передачей икон в монастырь. Основа брака и семейной жизни — взаимная вера в Бога, любовь и терпение. Хотя икона — это святыня, но сама по себе она не является залогом семейного счастья и крепкого брака.

Передачу икон в храм или монастырь можно сравнить с подарком. Наверное, будет не совсем правильно попросить другого человека вернуть когда-то подаренную вещь. Здесь ситуация в чем-то похожая. И вовсе не обязательно, что пожертвованные иконы вывешиваются или выставляются в храмах. В монастырях, кроме самого храма, есть еще монашеские кельи, трапезная и другие помещения. Иконы могут находиться в них. Подаренные в монастырь или храм иконы могут быть пожертвованы людям, которые в этом нуждаются.

Рубрика "Вопросы священнику"