Однажды мне довелось побывать в помещениях инкубатора, где выводят цыплят, — там создается тепличная атмосфера, бережно защищенная от сквозняков и наполненная каким-то активным, вызывающим к жизни теплом. Раздевалка Образовательного центра по развитию детского и юношеского творчества при СПДС каждый раз напоминает мне этот инкубатор. Когда в промозглый или морозный день приводишь сюда ребенка, сразу свободно выдыхаешь — теперь он в безопасности, в тепле, может отогреться, прийти в себя. И дети смело снимают «броню» — мокрые от дождя куртки или затвердевшие на морозе пуховики, шарфы и шапки — и, как воробьи, отряхнув перышки, летят на занятия, где тоже — безопасное тепло, возгревающее жизнь и энергию.
Рассказать о вере вовремя
Тема творческого воспитания и развития детей тесно связана с темой амбиций взрослых. Родители прикладывают много усилий, затрачивают массу времени, денег и нервов, чтобы дети научились петь, танцевать, декламировать… Но часто ли мы задумываемся, чему послужат таланты наших малышей? Педагоги студий Образовательного центра точно знают ответ на этот вопрос — здесь дети развивают свои способности, чтобы сделать мир лучше и прославить Бога.
Центр по развитию детского и юношеского творчества начал работу по благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия в октябре 2021 года. Создание в епархии учреждения, где дети могут бесплатно и на хорошем уровне заниматься музыкальным, театральным, изобразительным и прикладным творчеством, развивать свои таланты и постигать основы православной веры, стало долгожданным подарком для ребят и родителей.
«Современные школьники перегружены занятиями и подготовкой к экзаменам. А ведь им необходимо развиваться не только интеллектуально, но и духовно, и творчески. Образовательный центр создает для ребят среду, где интересно и комфортно изучать новое, открывать в себе способности к искусству. Главная цель нашей работы — рассказывая детям о православии, раскрывать их творческий потенциал, — поясняет ректор семинарии протоиерей Сергий Штурбабин. — Все дети талантливы, но многие об этом даже не подозревают. К примеру, большинство ребят легко обучается пению — и хоровому, и индивидуальному, кто-то обладает серьезным потенциалом в живописи. В нашем центре воспитанники распределяются по студиям в соответствии с их предпочтениями и склонностями, занимаются тем, что им сейчас интересно и, может быть, впоследствии отразится на их жизненном выборе».
Сегодня в центре развивается целый ряд направлений деятельности: студии хорового пения, академического и эстрадного вокала, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества, театральная студия и студия «Глиняная игрушка». В них занимаются ребята в возрасте от 6 до 18 лет. В основном это дети из Саратова, но есть и из Энгельса, приезжают даже из Пристанного и Усть-Курдюма.
С первых дней открытия Образовательного центра его директор Елена Александровна Севостьянова уделяла огромное внимание подбору педагогов и, что немаловажно, формированию творческой, доброжелательной, вдохновляющей атмосферы в коллективе взрослых и детей. До того как возглавить центр, Елена Александровна много лет руководила воскресной школой, и этот богатый опыт работы с детьми, родителями и педагогами помогает ей в развитии центра. Повседневный труд организатора, на первый взгляд, малозаметен, но именно на нем держатся, как правило, все большие проекты. «Наша Елена Александровна» — так тепло называют ее и дети, и родители.
«За время работы центра и ребята, и родители перезнакомились и очень подружились, — рассказывает Елена Александровна. — Дети участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках, очень выросли в творческом плане. Наша гордость — это уникальный педагогический состав. Все преподаватели центра — большие профессионалы, которые по-настоящему вдохновлены своим делом и делятся этим с ребятами. Они не просто проводят занятия — они еще и сами постоянно учатся чему-то новому, участвуют в конкурсах и фестивалях. И главное — искренне любят своих воспитанников, что, безусловно, притягивает к ним и ребят, и родителей. Все вместе мы стараемся привить нашим детям интерес к творчеству и христианские ценности».
Рассказать детям, пришедшим сюда петь или рисовать, о православной вере — задача не тривиальная, но творческий подход талантливого педагога помогает ее решить. Под простым названием «Добрые встречи» скрывается сложный авторский курс основ православной нравственности, разработанный Анастасией Александровной Растопшиной. Несколько лет назад, еще будучи директором воскресной школы при Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова, она создала его, объединив и творчески переработав курс Закона Божия для студентов семинарии и курс по подготовке ребенка к школе. К примеру, о страстях и добродетелях дети узнают не из назидательных лекций, а в форме игры, разбирая их проявления с практической точки зрения. «Я рассказываю ребятам вымышленные истории из жизни двух персонажей — Варечки и Ванечки. Они попадают в разные ситуации, и на этих примерах мы рассматриваем, какие движения души у них были, какие страсти в тот или иной момент проявились, как нужно было поступить, а чего не стоило делать, — рассказывает Анастасия Александровна. — Мне хочется превратить теоретические знания о вере в практические, то есть показать не что должен знать христианин, а как он должен жить, как с христианской точки зрения подходить к тем или иным ситуациям. Хочется объяснить малышам, что христианская жизнь — это не только святые, до которых нам бесконечно далеко, и что каждый человек может и должен на практике приближаться к нравственному идеалу, пускай потихоньку, небольшими шажочками».
Каждая из «Добрых встреч» начинается с того, что дети передают по кругу свечу, и каждый делится чувствами, переживаниями, впечатлениями. Эти размышления ребят также могут становиться темами для разговора на занятии. Например, недавно заговорили о своих страхах, и Анастасия Александровна несколько уроков посвятила их проработке. «Я им объясняю, что эмоции и чувства человеческие всегда двусторонни — как топор, которым можно дрова рубить, а можно человека убить. Также и страхи: есть положительные, которые нас защищают, — страх высоты, огня, а есть страх отрицательный, когда ты боишься вступиться за ближнего или сказать правду. Мы говорили о том, что отрицательный страх — это когда в человеке пропадает любовь, и ребята спросили: а что такое страх Божий? И рассуждая вместе, они сами озвучили, что это как страх перед родителями — боязнь обидеть, расстроить, не оправдать доверия. Я им рассказала, что Бог — это тоже Личность, а человек создан по образу и подобию Божию, и потому отношения между человеком и Творцом — это именно отношения родителя и ребенка. То есть не надо грешить не потому, что Он накажет, а потому, что Он нам доверяет, много нам дает, и мы не хотим Его расстроить как своего Отца. Дети вполне все это понимают. Мне всегда обидно, когда способности дошкольников и младшеклассников недооценивают — на самом деле, эти дети могут легко уяснить многие понятия, о которые спотыкаются взрослые. Им проще такие моменты объяснять, и именно в таком возрасте и нужно их вкладывать, чтобы они уже учились это знание применять в жизни».
По мнению автора курса, такой подход поможет малышам в будущем справиться с кризисом подросткового возраста. Ни для кого не секрет, что одна из больших церковных проблем сегодня — это то, что множество детей из православных семей, можно сказать, выросших в храме, превращаясь в подростков, отпадает от Церкви. «Я сталкивалась с тем, что когда воцерковленные ребята взрослеют, у них история Ветхого и Нового Завета начинает ассоциироваться с какими-то детскими сказками, и они ее оставляют в детстве, во взрослую жизнь не берут — бунтующий подросток начинает заново искать все истины. А если ребенок с детства умеет видеть свои эмоции с христианской точки зрения и управлять ими, ему будет гораздо проще пережить подростковый кризис», — уверена Анастасия Александровна.
«Трогательная мастерская»
Комната студии народного декоративно-прикладного творчества «Светлица» больше похожа не на класс, а на маленький музей: лоскутные куклы, коты и птички, вырезанные из дерева занятные игрушки, тканые пояса, куклы в народных костюмах. Большинство этих ярких, жизнерадостных экспонатов изготовили сами дети.
«“Светлица” изначально задумывалась как пространство, где можно все потрогать. Такие же вещи есть в музейных коллекциях, но их можно только посмотреть, книги по традиционной культуре — можно только почитать, а в “Светлице” дети могут прийти и все пощупать, повертеть в руках. Они это и называют “трогательный музей”. Все можно взять поиграть, и тут же у ребят возникает желание сделать что-нибудь самим», — рассказывает руководитель студии Светлана Валерьевна Белоногова. Она начала изучать народное творчество еще в 90-х и свою мастерскую задумывала как место, где дети смогут среди подлинных предметов прикладного творчества знакомиться с народной культурой России. В этой уютной атмосфере ребята изучают разные техники изготовления традиционных игрушек, узнают в теории и на практике о русском костюме, работают с текстилем, осваивая кручение, ткачество, лоскутное шитье и другие способы рукоделия. А еще здесь много играют, знакомятся с устным и песенным фольклором.
Между прочим, традиционная культура содержит в себе методики раннего развития детей, которые считаются современными открытиями психологов и педагогов: через простые забавы у детей веками развивали мелкую моторику, умение ассоциативно мыслить. Все это уже заложено в традиции, просто мы, к сожалению, забыли, как этим пользоваться.
«От игры мы переходим к труду, и здесь уже начинаются сложности, потому что не все дети выдерживают испытание трудом, где нужно терпение, нужно иногда смириться с тем, что у тебя не сразу все получается, — отмечает Светлана Валерьевна. — Приобщение к традиции нужно не для того, чтобы все научились лапти плести. Большинство ребят не будет потом делать кукол или ткать пояса, но они сохранят эти умения, а самое главное, что они приобретут и другие очень ценные навыки — мне важно, например, чтобы воспитанники научились планировать, рассчитывать свои силы. На первом занятии все кричат: я сделаю вот это, и это, и это! Мы записываем все пожелания, и к концу года дети видят, сколько они реально смогли из того, что намечтали. Это процесс очень важный — здесь и воспитание воли, и взращивание понимания того, как вообще устроен мир, где не все сразу легко дается, но многое рано или поздно получается у тех, кто трудится на совесть».
Жизнь русского народа много столетий была тесно связана с жизнью Церкви, и потому тема православия совершенно органично возникает на занятиях «Светлицы». Многие известные народные промыслы зародились в центральной России — там, куда приезжали паломники. У стен монастырей развивались ярмарки и ремесленные центры, мастера вдохновлялись высокими образцами церковного искусства, переносили в обычную жизнь их приемы создания красоты. Поэтому, когда речь заходит об игрушках, невозможно не говорить о Сергиевом Посаде, а значит, и о преподобном Сергии Радонежском; пестрый хотьковский мячик, который так любят шить дети, — это традиция
Хотькова Покровского женского монастыря: эти мячики-погремушки создавались для детей паломников, чтобы малышам было чем заняться в дороге. «Это настолько все взаимосвязано! И для детей очень гармоничен этот мир, где православие сочетается с народной культурой и переходит в современность. Наши дети ходят в джинсах и любят скейтборды — и при этом шьют лоскутные одеяла и ткут традиционные пояса, а также служат алтарниками в храмах… Наша жизнь очень многообразна, и я считаю, что традиционная культура — это полноценная, живая — именно живая — ее часть, которая сейчас вполне востребована и необходима», — убеждена Светлана Валерьевна.
Уроки «крутого художника»
«Я боялся красками рисовать, потому что у меня ну очень плохо получалось — все вымазывается, некрасивое такое, — вспоминает 11-летний Кирилл Кусаинов. — И учительница здесь сказала: не хочешь красками — рисуй карандашами. Я начал карандашами, и она меня так подловила, когда я хорошо сделал, и говорит: “Видишь, как хорошо получилось! А попробуй теперь это красками раскрась»”. И вот теперь я рисую красками, и даже на выставке у нас есть мой рисунок».
Кирилл и другие воспитанники студии изобразительного искусства научились рисовать не только красками, но и пастелью, маркерами, освоили множество техник живописи под руководством своего педагога-художника Екатерины Германовны Кругляковой. Ее ученики регулярно участвуют в различных выставках и даже становились победителями областных конкурсов.
В студию приходят ребята с разным уровнем подготовки, некоторые так же, как и Кирилл, не умеют пользоваться кистью и красками, но зато все очень хотят рисовать. Педагог уверена, что желание — это главное, а остальному можно научить. «Необходимо научить ребенка отображать на листе свои эмоции, свои чувства. Живопись очень развивает воображение, фантазию, а кроме того, вырабатывает усидчивость, дисциплину и силу воли — потому что это все нужно приложить, чтобы добиться результата, — рассказывает Екатерина Германовна. — Мне хочется прежде всего дать ребятам навык видеть красоту вокруг, находить прекрасное в простых вещах, это очень важно! В Саратове так много красивых мест, прекрасных людей — надо только это увидеть».
И дети — учатся: в погожие дни работают на пленэре, на городской набережной; если занятие проходит в классе, знакомятся с работами художников-классиков, разными стилями и направлениями живописи, при внимательном участии педагога развивают в себе чувство прекрасного и умение по достоинству оценить красоту действительно великого творения. «Я как художник и при этом как православная христианка смотрю на мир и вижу, что Бог — это самый крутой живописец! Глядя вокруг, ты понимаешь, что это — картина, причем нарисованная превосходнейшим мастером, — делится педагог. — Я люблю читать биографии художников, их дневники — в основном наших передвижников, и все говорят об одном и том же — о Высшем Создателе этого мира, о том, как Он их вдохновляет, как все вокруг им говорит о Творце».
Вместе весело шагать
«Отдел скульптуры», «Отдел эскизов и росписей», «Технологический отдел» — надписи на партах в студии глиняной игрушки поначалу удивляют гостей. На самом деле, работа здесь уже давно вышла за рамки лепки игрушек, студия превратилась в настоящее кинопроизводство — под руководством преподавателя Кирилла Юрьевича Горелова ребята создают мультипликационные фильмы. На последнем отчетном концерте Образовательного центра зрители увидели их «Ворону и лисицу», до этого — «Сказку о рыбаке и рыбке». «Мне показалось интересным не просто лепить фигурки с детьми, а сделать какой-то проект, который объединил бы всех ребят и позволил им участвовать в общем деле, — вспоминает Кирилл Юрьевич. — А сказку и басню эти мы выбрали потому, что в них заложен духовный смысл — христианский, православный».
Как и в любой школе искусств, в Образовательном центре регулярно проходят отчетные концерты, но на них нет места конкуренции и соревнованию в успехах. На этих праздниках царит действительно семейная атмосфера. Юных артистов поддерживают, за них радуются и переживают родители, друзья, педагоги — видно, как за время существования центра сроднились дети и преподаватели. А больше всего сближает, конечно же, совместная работа.
Мультфильмы стали первым большим совместным проектом воспитанников центра. Вместе с юными скульпторами над ними работают и ребята из других студий — художники, музыканты, а в озвучивании помогает педагог театральной студии «Радость». Музыку для мультфильма по сказке А. С. Пушкина написал юный воспитанник центра Даниил Коротин. Некоторым детям, которые участвуют в подготовке мультфильмов, всего лишь по 7–8 лет. По общему признанию, совместное творчество подружило и очень сплотило ребят. На концертах это было особенно заметно: юные артисты не ждали собственных номеров, а горячо поддерживали выступления своих друзей.
Умение работать в команде — ценное человеческое свойство, которое тоже нужно воспитывать — например, на занятиях театральным искусством. В театральной студии «Радость» ребята как раз учатся взаимодействовать и вместе творить, а также познают основы актерского мастерства, работают над техникой речи и движений. Руководит студией заслуженная артистка России Елена Юрьевна Обревко. Четверть века она проработала в саратовском театре кукол «Теремок», а потом возглавила театральную студию «Радость», которая первоначально была создана и до сих пор действует при Покровской православной гимназии г. Саратова. За более чем десять лет существования студии поставлено множество спектаклей, которые высоко оцениваются на фестивалях, десятки ребят смогли попробовать свои силы на сцене. «Я детям всегда говорю, что если вы учитесь театральному творчеству, это не значит, что все вы станете артистами, но вы научитесь раскрепощаться, быть открытыми и нести людям радость, — признается Елена Юрьевна. — Одно дело, когда мы на словах говорим, что нужно помогать другим людям, и совсем другое, когда ты на деле даришь им приятные эмоции. Господь каждый день, каждую минуту нам что-то дает, а чем мы можем Его отблагодарить? Порадовать окружающих, например, показав спектакль — это как раз возможность поблагодарить Творца».
Постановки на Рождество, Пасху и другие праздники — всегда с выдумкой, с юмором: ребята из «Радости» могут мастерски рассмешить и малышей, и взрослых, но кроме того, эти истории заставляют задуматься и о серьезных вещах — и слушателей, и самих артистов. «Для духовного развития ребенка театр очень важен. Можно долго и много говорить, что нужно быть милосердным, что добро побеждает зло и так далее, но когда ты делаешь это с помощью сказки, театрального представления, ребенок воспринимает все гораздо глубже. Он учится на примере поведения сказочных персонажей тому, что хорошо, а что плохо, и через игру усваивает это гораздо легче и охотнее, чем через нотацию», — уверена художественный руководитель студии.
Сила звука
И все-таки мало какое искусство по способности воздействовать на душу человека может сравниться с музыкой. Слушая музыку, мы переживаем огромную палитру чувств и настроений. Музыкальные занятия позволяют эмоционально развивать ребенка, учить его глубоко чувствовать, сопереживать, быть искренним и открытым. Буквально с рождения каждый из нас начинает осваивать свой первый музыкальный инструмент — собственный голос.
Занятия пением положительно влияют на память, дикцию, ораторские способности, прививают художественный вкус, навыки правильного дыхания, а еще они способны развить интеллект, уверена преподаватель хоровой студии Татьяна Александровна Шпагина. В прошлом она была педагогом хорового пения в детской музыкальной школе № 1, гимназии № 58, лицее № 15. Под ее руководством хоровые коллективы становились лауреатами городских конкурсов.
«А вы знаете, что практически все нобелевские лауреаты владеют игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте? — просвещает меня Татьяна Александровна. — И все потому, что занятия музыкой расширяют сознание и развивают мыслительную деятельность. А если еще присоединить мелкую моторику… На уроках мы с ребятами при пении добавляем ритмичные движения кистей рук — и знаете что происходит? Когда объединяется работа речевого аппарата и моторика кистей, задействуют-ся сразу две трети головного мозга! Представляете? А значит, и материал быстрее усваивается, и память улучшается».
Сегодня в центре под руководством Татьяны Александровны растет детский ансамбль «Исток», который со временем, скорее всего, расширится. Осваивать классическое и довольно строгое искусство академического вокала ребятам нелегко. Но юмор и оптимизм педагога помогают им в те трудные моменты, когда слаженное пение дается особенно трудно. Татьяна Александровна крепко верит в своих учеников и умеет зарядить их позитивом. «Они большие молодцы! Качество исполнения у ребят заметно выросло за этот год. Честно говоря, в прошлом году то, как пели мои ученики, даже пением назвать было нельзя, это была мелодекламация. А сейчас голосок у многих окреп, зазвенел. Прогресс есть!».
Кроме Татьяны Александровны сольному академическому пению ребят обучает опытный педагог Ирина Борисовна Арсенина. Но, пожалуй, ведущим вокальным направлением в центре является эстрадный вокал, который преподают два педагога: Нина Евгеньевна Фокина проводит занятия в Образовательном центре, а Ирина Валентиновна Бояринцева обучает ребят на базе Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова. По их мнению, именно эстрадное пение наиболее полно раскрывает творческий потенциал детей, развивает их артистичность, помогает им найти свою, яркую и индивидуальную манеру исполнения. Эти песни легко узнаваемы и очень любимы зрителями любых концертов. Сегодня в репертуаре ребят в основном произведения советской эстрады. Кандидаты на индивидуальные занятия проходят прослушивание и получают возможность учиться у лучших педагогов, выступать на сцене и дарить радость зрителям.
Вместо эпилога
Безусловно, все дети талантливы от рождения. И большое счастье, когда рядом с ними оказываются взрослые, которые помогают им раскрыть эти таланты и научиться применять их на радость людям и во славу Божию.
Каждый раз после очередного концерта или участия детей в фестивалях и конкурсах родительский чат переполняется словами благодарности: «Слава Богу, что есть такой центр, где дарят радость всем, в том числе и нам, родителям!», «Дети просто несутся на занятия!», «Вижу в раздевалке, как ребенок за секунду испарился из вещей! А потом, после занятия, довольный, уже неторопливо одевается». Я тоже пишу — от души, снова и снова пишу бесконечные «спасибо» и отчаянно жалею, что они не могут в полной мере передать всю благодарность и радость родительского сердца. Господи, пусть у учителей не иссякает вера в наших сорванцов и тихонь, способных и не очень, не опускаются руки, не кончаются силы, терпение и огромная доброта, которая питает, живит детей и учит их главному — жить с Богом и быть человеком!
Журнал «Православное Поволжье», № 2 (2022 г.)