Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Прославить Бога талантами
Просмотров: 1136     Комментариев: 0

Однажды мне довелось побывать в помещениях инкубатора, где выводят цыплят, — там создается тепличная атмосфера, бережно защищенная от сквозняков и наполненная каким-то активным, вызывающим к жизни теплом. Раздевалка Образовательного центра по развитию детского и юношеского творчества при СПДС каждый раз напоминает мне этот инкубатор. Когда в промозглый или морозный день приводишь сюда ребенка, сразу свободно выдыхаешь — теперь он в безопасности, в тепле, может отогреться, прийти в себя. И дети смело снимают «броню» — мокрые от дождя куртки или затвердевшие на морозе пуховики, шарфы и шапки — и, как воробьи, отряхнув перышки, летят на занятия, где тоже — безопасное тепло, возгревающее жизнь и энергию.

Рассказать о вере вовремя

Тема творческого воспитания и развития детей тесно связана с темой амбиций взрослых. Родители прикладывают много усилий, затрачивают массу времени, денег и нервов, чтобы дети научились петь, танцевать, декламировать… Но часто ли мы задумы­ваемся, чему послужат таланты наших малышей? Педагоги студий Образовательного центра точно знают ответ на этот вопрос — здесь дети развивают свои способности, чтобы сделать мир лучше и про­славить Бога.

Центр по развитию детского и юношеского твор­чества начал работу по благословению митропо­лита Саратовского и Вольского Игнатия в октябре 2021 года. Создание в епархии учреждения, где дети могут бесплатно и на хорошем уровне занимать­ся музыкальным, театральным, изобразительным и прикладным творчеством, развивать свои таланты и постигать основы православной веры, стало дол­гожданным подарком для ребят и родителей.

«Современные школьники перегружены заня­тиями и подготовкой к экзаменам. А ведь им необ­ходимо развиваться не только интеллектуально, но и духовно, и творчески. Образовательный центр создает для ребят среду, где интересно и комфорт­но изучать новое, открывать в себе способности к искусству. Главная цель нашей работы — рассказывая детям о православии, раскрывать их творче­ский потенциал, — поясняет ректор семинарии про­тоиерей Сергий Штурбабин. — Все дети талантли­вы, но многие об этом даже не подозревают. К при­меру, большинство ребят легко обучается пению — и хоровому, и индивидуальному, кто-то облада­ет серьезным потенциалом в живописи. В нашем центре воспитанники распределяются по студи­ям в соответствии с их предпочтениями и склонно­стями, занимаются тем, что им сейчас интересно и, может быть, впоследствии отразится на их жизнен­ном выборе».

Сегодня в центре развивается целый ряд направлений деятельности: студии хорового пения, академического и эстрадного вокала, изобра­зительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества, театральная студия и сту­дия «Глиняная игрушка». В них занимаются ребя­та в возрасте от 6 до 18 лет. В основном это дети из Саратова, но есть и из Энгельса, приезжают даже из Пристанного и Усть-Курдюма.

Елена Александровна СевостьяноваС первых дней открытия Образовательного цен­тра его директор Елена Александровна Севостьянова уделяла огромное внимание подбору педагогов и, что немаловажно, формированию творческой, доброже­лательной, вдохновляющей атмосферы в коллекти­ве взрослых и детей. До того как возглавить центр, Елена Александровна много лет руководила воскресной школой, и этот богатый опыт работы с деть­ми, родителями и педагогами помогает ей в развитии центра. Повседневный труд организатора, на пер­вый взгляд, малозаметен, но именно на нем дер­жатся, как правило, все большие проекты. «Наша Елена Александровна» — так тепло называют ее и дети, и родители.

«За время работы центра и ребята, и родители перезнакомились и очень подружились, — рассказывает Елена Александровна. — Дети участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках, очень выросли в творче­ском плане. Наша гордость — это уникальный педагогический состав. Все преподаватели центра — большие профессионалы, которые по-настоящему вдохновлены своим делом и делятся этим с ребя­тами. Они не просто проводят занятия — они еще и сами постоянно учатся чему-то новому, участвуют в конкурсах и фестивалях. И главное — искренне любят своих воспитанников, что, безусловно, при­тягивает к ним и ребят, и родителей. Все вместе мы стараемся привить нашим детям интерес к творче­ству и христианские ценности».

Рассказать детям, пришедшим сюда петь или рисовать, о православной вере — задача не триви­альная, но творческий подход талантливого педа­гога помогает ее решить. Под простым названием «Добрые встречи» скрывается сложный авторский курс основ православной нравственности, разрабо­танный Анастасией Александровной Растопшиной. Несколько лет назад, еще будучи директором вос­кресной школы при Свято-Алексиевском жен­ском монастыре Саратова, она создала его, объе­динив и творчески переработав курс Закона Божия для студентов семинарии и курс по подготовке ребенка к школе. К примеру, о страстях и добро­детелях дети узнают не из назидательных лекций, а в форме игры, разбирая их проявления с прак­тической точки зрения. «Я рассказываю ребятам вымышленные истории из жизни двух персона­жей — Варечки и Ванечки. Они попадают в раз­ные ситуации, и на этих примерах мы рассматрива­ем, какие движения души у них были, какие страсти в тот или иной момент проявились, как нужно было поступить, а чего не стоило делать, — рассказывает Анастасия Александровна. — Мне хочется превра­тить теоретические знания о вере в практические, то есть показать не что должен знать христианин, а как он должен жить, как с христианской точки зрения подходить к тем или иным ситуациям. Хочется объяснить малышам, что христианская жизнь — это не только святые, до которых нам бесконечно дале­ко, и что каждый человек может и должен на прак­тике приближаться к нравственному идеалу, пускай потихоньку, небольшими шажочками».

Каждая из «Добрых встреч» начинается с того, что дети передают по кругу свечу, и каждый делит­ся чувствами, переживаниями, впечатлениями. Эти размышления ребят также могут становиться темами для разговора на занятии. Например, недавно заго­ворили о своих страхах, и Анастасия Александровна несколько уроков посвятила их проработке. «Я им объясняю, что эмоции и чувства человеческие всег­да двусторонни — как топор, которым можно дрова рубить, а можно человека убить. Также и страхи: есть положительные, которые нас защищают, — страх высоты, огня, а есть страх отрицательный, когда ты боишься вступиться за ближнего или ска­зать правду. Мы говорили о том, что отрицательный страх — это когда в человеке пропадает любовь, и ребята спросили: а что такое страх Божий? И рас­суждая вместе, они сами озвучили, что это как страх перед родителями — боязнь обидеть, расстроить, не оправдать доверия. Я им рассказала, что Бог — это тоже Личность, а человек создан по образу и подобию Божию, и потому отношения между чело­веком и Творцом — это именно отношения родите­ля и ребенка. То есть не надо грешить не потому, что Он накажет, а потому, что Он нам доверяет, много нам дает, и мы не хотим Его расстроить как свое­го Отца. Дети вполне все это понимают. Мне всег­да обидно, когда способности дошкольников и младшеклассников недооценивают — на самом деле, эти дети могут легко уяснить многие понятия, о которые спотыкаются взрослые. Им проще такие моменты объяснять, и именно в таком возрасте и нужно их вкладывать, чтобы они уже учились это знание при­менять в жизни».

По мнению автора курса, такой подход помо­жет малышам в будущем справиться с кризисом подросткового возраста. Ни для кого не секрет, что одна из больших церковных проблем сегод­ня — это то, что множество детей из православных семей, можно сказать, выросших в храме, превра­щаясь в подростков, отпадает от Церкви. «Я стал­кивалась с тем, что когда воцерковленные ребята взрослеют, у них история Ветхого и Нового Завета начинает ассоциироваться с какими-то детскими сказками, и они ее оставляют в детстве, во взрос­лую жизнь не берут — бунтующий подросток начи­нает заново искать все истины. А если ребенок с детства умеет видеть свои эмоции с христианской точки зрения и управлять ими, ему будет гораздо проще пережить подростковый кризис», — увере­на Анастасия Александровна.

«Трогательная мастерская»

Комната студии народного декоративно-прикладного творчества «Светлица» больше похо­жа не на класс, а на маленький музей: лоскутные куклы, коты и птички, вырезанные из дерева занят­ные игрушки, тканые пояса, куклы в народных костюмах. Большинство этих ярких, жизнерадост­ных экспонатов изготовили сами дети.

«“Светлица” изначально задумывалась как про­странство, где можно все потрогать. Такие же вещи есть в музейных коллекциях, но их можно только посмотреть, книги по традиционной культуре — можно только почитать, а в “Светлице” дети могут прийти и все пощупать, повертеть в руках. Они это и называют “трогательный музей”. Все можно взять поиграть, и тут же у ребят возникает желание сде­лать что-нибудь самим», — рассказывает руково­дитель студии Светлана Валерьевна Белоногова. Она начала изучать народное творчество еще в 90-х и свою мастерскую задумывала как место, где дети смогут среди подлинных предметов приклад­ного творчества знакомиться с народной культу­рой России. В этой уютной атмосфере ребята изу­чают разные техники изготовления традиционных игрушек, узнают в теории и на практике о русском костюме, работают с текстилем, осваивая кручение, ткачество, лоскутное шитье и другие способы руко­делия. А еще здесь много играют, знакомятся с уст­ным и песенным фольклором.

Между прочим, традиционная культура содержит в себе методики раннего развития детей, которые считаются современными открытиями психологов и педагогов: через простые забавы у детей веками развивали мелкую моторику, умение ассоциативно мыслить. Все это уже заложено в традиции, просто мы, к сожалению, забыли, как этим пользоваться.

«От игры мы переходим к труду, и здесь уже начи­наются сложности, потому что не все дети выдержи­вают испытание трудом, где нужно терпение, нужно иногда смириться с тем, что у тебя не сразу все получается, — отмечает Светлана Валерьевна. — Приобщение к традиции нужно не для того, чтобы все научились лапти плести. Большинство ребят не будет потом делать кукол или ткать пояса, но они сохранят эти умения, а самое главное, что они приоб­ретут и другие очень ценные навыки — мне важно, например, чтобы воспитанники научились планиро­вать, рассчитывать свои силы. На первом занятии все кричат: я сделаю вот это, и это, и это! Мы записыва­ем все пожелания, и к концу года дети видят, сколь­ко они реально смогли из того, что намечтали. Это процесс очень важный — здесь и воспитание воли, и взращивание понимания того, как вообще устроен мир, где не все сразу легко дается, но многое рано или поздно получается у тех, кто трудится на совесть».

Жизнь русского народа много столетий была тесно связана с жизнью Церкви, и потому тема православия совершенно органично возника­ет на занятиях «Светлицы». Многие известные народные промыслы зародились в центральной России — там, куда приезжали паломники. У стен монастырей развивались ярмарки и ремесленные центры, мастера вдохновлялись высокими образ­цами церковного искусства, переносили в обычную жизнь их приемы создания красоты. Поэтому, когда речь заходит об игрушках, невозможно не говорить о Сергиевом Посаде, а значит, и о преподобном Сергии Радонежском; пестрый хотьковский мячик, который так любят шить дети, — это традиция

Хотькова Покровского женского монастыря: эти мячики-погремушки создавались для детей палом­ников, чтобы малышам было чем заняться в доро­ге. «Это настолько все взаимосвязано! И для детей очень гармоничен этот мир, где православие соче­тается с народной культурой и переходит в совре­менность. Наши дети ходят в джинсах и любят скейтборды — и при этом шьют лоскутные одеяла и ткут традиционные пояса, а также служат алтар­никами в храмах… Наша жизнь очень многообраз­на, и я считаю, что традиционная культура — это полноценная, живая — именно живая — ее часть, которая сейчас вполне востребована и необходи­ма», — убеждена Светлана Валерьевна.

Уроки «крутого художника»

«Я боялся красками рисовать, потому что у меня ну очень плохо получалось — все вымазы­вается, некрасивое такое, — вспоминает 11-лет­ний Кирилл Кусаинов. — И учительница здесь сказала: не хочешь красками — рисуй каран­дашами. Я начал карандашами, и она меня так подловила, когда я хорошо сделал, и говорит: “Видишь, как хорошо получилось! А попробуй теперь это красками раскрась»”. И вот теперь я рисую красками, и даже на выставке у нас есть мой рисунок».

Кирилл и другие воспитанники студии изо­бразительного искусства научились рисовать не только красками, но и пастелью, маркерами, освоили множество техник живописи под руко­водством своего педагога-художника Екатерины Германовны Кругляковой. Ее ученики регулярно участвуют в различных выставках и даже стано­вились победителями областных конкурсов.

В студию приходят ребята с разным уровнем подготовки, некоторые так же, как и Кирилл, не умеют пользоваться кистью и красками, но зато все очень хотят рисовать. Педагог уве­рена, что желание — это главное, а остально­му можно научить. «Необходимо научить ребенка отображать на листе свои эмоции, свои чувства. Живопись очень развивает воображение, фан­тазию, а кроме того, вырабатывает усидчивость, дисциплину и силу воли — потому что это все нужно приложить, чтобы добиться результата, — рассказывает Екатерина Германовна. — Мне хочется прежде всего дать ребятам навык видеть красоту вокруг, находить прекрасное в простых вещах, это очень важно! В Саратове так много красивых мест, прекрасных людей — надо толь­ко это увидеть».

И дети — учатся: в погожие дни работа­ют на пленэре, на городской набережной; если занятие проходит в классе, знакомятся с рабо­тами художников-классиков, разными стилями и направлениями живописи, при внимательном участии педагога развивают в себе чувство пре­красного и умение по достоинству оценить кра­соту действительно великого творения. «Я как художник и при этом как православная христиан­ка смотрю на мир и вижу, что Бог — это самый крутой живописец! Глядя вокруг, ты понимаешь, что это — картина, причем нарисованная пре­восходнейшим мастером, — делится педагог. — Я люблю читать биографии художников, их днев­ники — в основном наших передвижников, и все говорят об одном и том же — о Высшем Создателе этого мира, о том, как Он их вдохнов­ляет, как все вокруг им говорит о Творце».

Вместе весело шагать

«Отдел скульптуры», «Отдел эскизов и роспи­сей», «Технологический отдел» — надписи на пар­тах в студии глиняной игрушки поначалу удивляют гостей. На самом деле, работа здесь уже давно вышла за рамки лепки игрушек, студия превратилась в насто­ящее кинопроизводство — под руководством препо­давателя Кирилла Юрьевича Горелова ребята создают мультипликационные фильмы. На последнем отчетном концерте Образовательного центра зрители увидели их «Ворону и лисицу», до этого — «Сказку о рыба­ке и рыбке». «Мне показалось интересным не про­сто лепить фигурки с детьми, а сделать какой-то про­ект, который объединил бы всех ребят и позволил им участвовать в общем деле, — вспоминает Кирилл Юрьевич. — А сказку и басню эти мы выбрали пото­му, что в них заложен духовный смысл — христиан­ский, православный».

Как и в любой школе искусств, в Образователь­ном центре регулярно проходят отчетные концер­ты, но на них нет места конкуренции и соревнова­нию в успехах. На этих праздниках царит действитель­но семейная атмосфера. Юных артистов поддержива­ют, за них радуются и переживают родители, друзья, педагоги — видно, как за время существования цен­тра сроднились дети и преподаватели. А больше всего сближает, конечно же, совместная работа.

Мультфильмы стали первым большим совмест­ным проектом воспитанников центра. Вместе с юными скульпторами над ними работают и ребята из других сту­дий — художники, музыканты, а в озвучивании помога­ет педагог театральной студии «Радость». Музыку для мультфильма по сказке А. С. Пушкина написал юный воспитанник центра Даниил Коротин. Некоторым детям, которые участвуют в подготовке мультфиль­мов, всего лишь по 7–8 лет. По общему признанию, совместное творчество подружило и очень сплотило ребят. На концертах это было особенно заметно: юные артисты не ждали собственных номеров, а горячо под­держивали выступления своих друзей.

Умение работать в команде — ценное человеческое свойство, которое тоже нужно воспитывать — напри­мер, на занятиях театральным искусством. В театраль­ной студии «Радость» ребята как раз учатся взаимо­действовать и вместе творить, а также познают осно­вы актерского мастерства, работают над техникой речи и движений. Руководит студией заслуженная артист­ка России Елена Юрьевна Обревко. Четверть века она проработала в саратовском театре кукол «Теремок», а потом возглавила театральную студию «Радость», которая первоначально была создана и до сих пор действует при Покровской православной гимназии г. Саратова. За более чем десять лет существования сту­дии поставлено множество спектаклей, которые высо­ко оцениваются на фестивалях, десятки ребят смогли попробовать свои силы на сцене. «Я детям всегда гово­рю, что если вы учитесь театральному творчеству, это не значит, что все вы станете артистами, но вы научи­тесь раскрепощаться, быть открытыми и нести людям радость, — признается Елена Юрьевна. — Одно дело, когда мы на словах говорим, что нужно помогать дру­гим людям, и совсем другое, когда ты на деле даришь им приятные эмоции. Господь каждый день, каждую минуту нам что-то дает, а чем мы можем Его отбла­годарить? Порадовать окружающих, например, пока­зав спектакль — это как раз возможность поблагода­рить Творца».

Постановки на Рождество, Пасху и другие празд­ники — всегда с выдумкой, с юмором: ребята из «Радости» могут мастерски рассмешить и малы­шей, и взрослых, но кроме того, эти истории застав­ляют задуматься и о серьезных вещах — и слушате­лей, и самих артистов. «Для духовного развития ребен­ка театр очень важен. Можно долго и много говорить, что нужно быть милосердным, что добро побеждает зло и так далее, но когда ты делаешь это с помощью сказ­ки, театрального представления, ребенок воспринима­ет все гораздо глубже. Он учится на примере поведения сказочных персонажей тому, что хорошо, а что плохо, и через игру усваивает это гораздо легче и охотнее, чем через нотацию», — уверена художественный руково­дитель студии.

Сила звука

И все-таки мало какое искусство по способности воздействовать на душу человека может сравниться с музыкой. Слушая музыку, мы переживаем огром­ную палитру чувств и настроений. Музыкальные занятия позволяют эмоционально развивать ребен­ка, учить его глубоко чувствовать, сопереживать, быть искренним и открытым. Буквально с рожде­ния каждый из нас начинает осваивать свой первый музыкальный инструмент — собственный голос.

Занятия пением положительно влияют на память, дикцию, ораторские способности, прививают худо­жественный вкус, навыки правильного дыхания, а еще они способны развить интеллект, уверена пре­подаватель хоровой студии Татьяна Александровна Шпагина. В прошлом она была педагогом хорово­го пения в детской музыкальной школе № 1, гимна­зии № 58, лицее № 15. Под ее руководством хоро­вые коллективы становились лауреатами городских конкурсов.

«А вы знаете, что практически все нобелевские лауреаты владеют игрой на каком-нибудь музы­кальном инструменте? — просвещает меня Татьяна Александровна. — И все потому, что занятия музы­кой расширяют сознание и развивают мыслитель­ную деятельность. А если еще присоединить мел­кую моторику… На уроках мы с ребятами при пении добавляем ритмичные движения кистей рук — и знаете что происходит? Когда объединяется работа речевого аппарата и моторика кистей, задействуют-ся сразу две трети головного мозга! Представляете? А значит, и материал быстрее усваивается, и память улучшается».

Сегодня в центре под руководством Татьяны Александровны растет детский ансамбль «Исток», который со временем, скорее всего, расширит­ся. Осваивать классическое и довольно строгое искусство академического вокала ребятам нелег­ко. Но юмор и оптимизм педагога помогают им в те трудные моменты, когда слаженное пение дает­ся особенно трудно. Татьяна Александровна крепко верит в своих учеников и умеет зарядить их позити­вом. «Они большие молодцы! Качество исполнения у ребят заметно выросло за этот год. Честно гово­ря, в прошлом году то, как пели мои ученики, даже пением назвать было нельзя, это была мелодекла­мация. А сейчас голосок у многих окреп, зазвенел. Прогресс есть!».

Кроме Татьяны Александровны сольному ака­демическому пению ребят обучает опытный педа­гог Ирина Борисовна Арсенина. Но, пожалуй, веду­щим вокальным направлением в центре являет­ся эстрадный вокал, который преподают два педа­гога: Нина Евгеньевна Фокина проводит занятия в Образовательном центре, а Ирина Валентиновна Бояринцева обучает ребят на базе Покровской православной классической гимназии имени свя­того благоверного князя Александра Невского г. Саратова. По их мнению, именно эстрадное пение наиболее полно раскрывает творческий потенци­ал детей, развивает их артистичность, помогает им найти свою, яркую и индивидуальную манеру испол­нения. Эти песни легко узнаваемы и очень любимы зрителями любых концертов. Сегодня в репертуа­ре ребят в основном произведения советской эстра­ды. Кандидаты на индивидуальные занятия прохо­дят прослушивание и получают возможность учить­ся у лучших педагогов, выступать на сцене и дарить радость зрителям.

Вместо эпилога

Безусловно, все дети талантливы от рождения. И большое счастье, когда рядом с ними оказыва­ются взрослые, которые помогают им раскрыть эти таланты и научиться применять их на радость людям и во славу Божию.

Каждый раз после очередного концерта или участия детей в фестивалях и конкурсах родительский чат переполняется словами благодарности: «Слава Богу, что есть такой центр, где дарят радость всем, в том числе и нам, родителям!», «Дети про­сто несутся на занятия!», «Вижу в раздевалке, как ребенок за секунду испарился из вещей! А потом, после занятия, довольный, уже неторопливо оде­вается». Я тоже пишу — от души, снова и снова пишу бесконечные «спасибо» и отчаянно жалею, что они не могут в полной мере передать всю благо­дарность и радость родительского сердца. Господи, пусть у учителей не иссякает вера в наших сорван­цов и тихонь, способных и не очень, не опускают­ся руки, не кончаются силы, терпение и огромная доброта, которая питает, живит детей и учит их глав­ному — жить с Богом и быть человеком!

Журнал «Православное Поволжье», № 2 (2022 г.)