— Я пишу пейзажи, потому что моя душа не может не отозваться на красоту Божьего мира. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15) — это ведь относится не только к Адаму, но и ко всем людям, которые жили, живут или будут жить на этой земле. Природа — это храм, в котором каждый человек — священник. А мы ведем себя как захватчики, как чужие, мы обо всем забываем, зарабатывая деньги,— разрушаем природу, вырубаем леса. Мне хочется сказать людям: «Посмотрите, какой красивый мир вас окружает! Почему вы так относитесь к нему?».
Протоиерей Стефан Домусчи — настоятель (с недавних пор — почетный) Знаменского собора в Борисоглебске Воронежской области. В этом городке он живет с 1961 года.
Живописью — как и иконописью — занимается с юности. Среди его учителей — монахиня Иулиания, Мария Николаевна Соколова, духовная дочь святого праведного Алексия Мечева.
— Она была чудесный человек, главные уроки, которые она мне дала,— не технические, а духовные. Это она научила меня во всем полагаться на волю Божию, верить прежде всего Ему, а не своим собственным рассуждениям.
В трехпрестольном Знаменском соборе настоятель сам расписал три алтаря. Конечно, иконопись очень важна для него, но портретная и пейзажная живопись важна не менее:
— Я во всем вижу и люблю красоту, я удивляюсь тому, как мудро Господь все сотворил, меня восхищает сочетание цветов, игра форм… Я говорил с другими священниками-художниками о том, что надо чаще выставлять наши картины. Ведь человек может через такую выставку прийти к Богу! Одна прихожанка рассказывала мне: «Пришла на Вашу выставку, посмотрела картины — и пошла в церковь, и до сих пор в нее хожу».
До 1988 года у отца Стефана были большие проблемы с выставками:
— Две-три работы на городские выставки проходили — под давлением художников. Борисоглебские и воронежские художники всегда были на моей стороне. Посетители не должны были, конечно, знать, что автор — священник. На табличке значилась просто фамилия.
Протоиерей Стефан Домусчи родился в 1934 году в селе Кулевча Одесской области (компактное поселение болгар, в XIX веке бежавших в Россию от турецкого ига) в глубоко верующей крестьянской семье. Духовное образование получил в Одесской духовной семинарии. Там же начал учиться живописи и иконописи — в изостудии под руководством знаменитого иконописца Михаила Потапова.
В 1957 году окончил семинарию и поступил в МДА. Академию окончил со степенью кандидата богословия; тема диссертации — «Религиозные мотивы в творчестве великого русского художника Александра Иванова». В 1961 году Епископом Воронежским и Липецким Сергием (Петровым), впоследствии митрополитом, рукоположен во диаконы, а затем во священники и направлен к месту служения в город Борисоглебск, где служит по сей день.
В 1992 году награжден премией «За подвижничество в искусстве», которую ему лично вручил академик Дмитрий Лихачев. В мае 2005 года получил звание заслуженного художника Российской Федерации.
Зато теперь его пейзажи и портреты знают не только в России, но и в Европе: выставки проходили в Германии, в Италии, на Мальте, во Франции и на родине предков — в Болгарии — тоже.
И все-таки в первую очередь он священник, а художник — во вторую.
— Я никогда не буду нервничать или протестовать, если меня разбудят ночью и позовут пособоровать или причастить умирающего. В любую погоду, никогда никому в жизни я не отказывал. У меня двери всегда открыты, телефон всем известен.
С матушкой, Галиной Михайловной, они вместе уже полвека. У них пятеро детей. Сын Александр стал священником; из четырех дочерей две вышли замуж за священнослужителей. И вот уже четыре внука, один за другим, выбирают именно этот путь.
— Что Вы говорили своим внукам, что сказали бы любому молодому человеку, решившему стать священником?
— Если ты пошел служить Богу, надо быть верным Ему до конца. Если человек начинает с Богом хитрить, толку от этого не будет совершенно. Жизнь священника — это подвиг, и подвиг большой. О карьере, о каких-то благах здесь думать не приходится. Если к этому человек не готов, тогда лучше в семинарию не идти. А трудности и всякие неприятности непременно будут. Сатана искушал всех святых, и даже Самого Христа, так что искушения не минуют и каждого священника, и нужно быть готовым к ним.
— А что самое радостное в священническом служении?
— То, что ты нужен людям, что ты приносишь им какое-то облегчение. Я прихожу к умирающему, причащаю его Святых Христовых Таин, и он говорит: «Слава Богу, меня причастили, и я могу спокойно уходить». Это много значит. Или человек потерялся в жизни, запутался, а ты чем-то ему помог, уговорил, наставил, и человек нашел свой путь. И смотришь, через какое-то время он благодарит тебя: «Батюшка, Вы спасли меня (или — моего сына, дочку, жену)». Вот это главное. Мы служим Богу через служение людям.