1 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Никон (Поляков); секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный монастырей Саратовской епархии, насельник монастыря иеромонах Серафим (Баранов); насельники монастыря игумен Мануил (Илюшин) и игумен Иоанн (Климов); клирик Покровского собора г. Саратова, заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии иеромонах Даниил (Дурягин); заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением регента Александра Германовича Занорина.
«Первый грех, который произошел до сотворения человека, произошел в ангельском мире, — сказал владыка Игнатий в своей проповеди. — Один из ближайших ангелов, Денница, пал. Он не захотел быть с Богом, ему захотелось быть вместо Бога. И всякий человек, который одержим гордыней, вытесняет Бога из центра своей жизни. Он, может быть, оставляет Ему некое место, но где-то в стороне. Но с Богом так не бывает. Гордыня — это мать всех пороков, она рождает множество других пороков, которыми мы страдаем.
Один из страшных пороков, которым мы часто грешим, — это гневливость. Если мы будем внимательнее к себе относиться, то заметим, что часто не соглашаемся, не принимаем точку зрения другого человека либо некоторые обстоятельства, это вызывает в нас раздражение. Раздражение предшествует гневу, если мы раздражение в себе не погасили, то оно часто переходит в гнев.
Бывает, что человек гневается оттого, что физически болен. Его нервы истрепаны, ему нужна медицинская помощь. Такую болезнь нужно лечить медикаментозно, с врачами. Но мы сейчас говорим о том гневе, который имеет прежде всего духовную основу. Это гнев на основе гордыни. Человек в гневе показывает всё безумство греха как такового — он не в себе, он одержим, им владеет нечистая сила в этот момент. У него даже взгляд становится другим. В порыве гнева люди часто говорят то, что никогда бы не сказали своим ближним, а иногда подымают руку и даже лишают человека жизни.
Апостол Павел говорит: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). То есть если мы прогневались, дали слабину, то должны в тот же день покаяться и примириться с теми, на кого прогневались. Гнев в первую очередь наносит урон человеку, который поддается ему, но также он разрушает и жизнь тех, кто вокруг. Гневливый человек лишает себя ближних, он словно мышьяком отравляет любовь людей, которые относятся к нему хорошо. Из раза в раз люди отходят всё дальше и не хотят больше связываться. Апостол Павел предупреждает, что если мы не оставим этого порока, не примиримся с ближними, то этот гнев переродится в злобу. А злобу вообще трудно искоренить. Она является противоположностью Бога. То есть зло — это диавол. В озлоблении человек буквально становится осатаневшим, им владеет сатана, он ненавидит всё и вся, его все раздражает. Поэтому нам нужно бороться еще на этапе, когда нами овладел гнев. Всякое бывает, слабые мы. Нужно тут же покаяться, вспомнить о своих прегрешениях, о своих недостатках, попросить у Бога прощения и помощи, примириться с теми, на кого мы этот гнев излили, чтобы солнце на следующий день взошло уже без нашего гнева и чтобы гнев не превратился в злобу. Из раза в раз, стараясь преодолеть эту страсть, мы начинаем чувствовать, что Господь нам помогает, и то, что нас раздражало прежде, может уже не вызвать этого состояния.
Для Бога важно, чтобы мы помнили о том, кто мы и для чего живем на этой земле. И сам процесс борения, процесс войны с врагом рода человеческого, который гнездится в нашей душе и пытается там царствовать, очень важен. И Господь, видя наши старания, наше усердие, помогает нам преодолевать страсти, которые в нас живут, посылает Свою благодатную помощь».
Пресс-служба Саратовской епархии