Впервые — 25 июня 1898 года. После реставрации основной престол и престол придела освящены 14 ноября 2012 года митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
Наместник: игумен СЕРАФИМ (Баранов)
Благочинный: иеромонах ИННОКЕНТИЙ (Кочнев)
Клирики:
В монастыре находится особо чтимая верующими икона святителя Николая, пожертвованная в Никольский храм в середине 1990-х годов. Для нее в 2005 году были изготовлены новые риза и киот. Почитаемой святыней монастыря является также Козельщанская икона Божией Матери.
В 2004-2012 годах был написан ряд икон, в которые были вложены частицы мощей святых угодников Божиих: святителя Иоанна Златоуста, преподобного Павла Фивейского, Санаксарских подвижников преподобного Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова) и преподобноисповедника Александра, святителя-песнотворца Афанасия (Сахарова), преподобномученика Никиты Столпника, преподобного Амвросия, старца Оптинского, и одного из святых отцов, убиенных в 796 году в Лавре св. Саввы Освященного.
В монастыре находится икона мученицы царицы Александры. Икона находится в новом киоте на правой стороне трапезной части храма.
Ежедневно Литургия в 07:40, вечернее богослужение в 16.45. Храм открыт с 06:00 до 21:00, в храме дежурит священник. Читаются акафисты (во время вечернего богослужения) по четвергам свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям Пресвятой Богородице.
Подворье Свято-Никольского мужского монастыря в с.Слепцовка Татищевского р-на Саратовской области
Постройка каменной церкви-школы для детей железнодорожных служащих станции Саратов-II была приурочена к памяти бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны на средства, пожертвованные Рязанско-Уральской железной дорогой и ее служащими.
Строительство было начато в 1896 году, а уже в декабре 1897 года священник Иоанно-Предтеченской церкви Александр Траецкий сообщал Преосвященному Николаю (Налимову; †1914), епископу Саратовскому и Царицынскому, что строение полностью готово, не хватает лишь иконостаса. 25 июля 1898 года последовало торжественное освящение новопостроенного храма. Первоначально Николаевско-Александрийский храм был приписан к расположенной неподалеку Иоанно-Предтеченской церкви, однако в ноябре 1898 года по прошению Преосвященного Николая Святейший Правительствующий Синод благословил открыть при храме отдельный приход, к которому были причислены все рабочие и служащие РУЖД и станции Саратов-II.
Престолов в храме было два — во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, и во имя святой мученицы царицы Александры. В штате причта состояли священник и псаломщик-диакон, квартира причта с отоплением и освещением предоставлялась от общества РУЖД. При церкви имелись мужское и женское двухклассные училища и техническое железнодорожное училище.
3 августа 1923 года комиссией Губисполкома храм был закрыт. Рязано-Уральская железная дорога была национализирована и передана НКПС еще в сентябре 1918 года.
Здание церкви-школы сохранилось, были лишь сняты кресты с купола и звонницы и снесена маковка с купола храмовой части. Сам купол уцелел благодаря техническому новшеству, примененному при строительстве храма: по проекту П. М. Зыбина купол был сделан железобетонным монолитом, и разрушить его можно было только взорвав. Однако при взрыве неминуемо пострадала бы и остальная часть здания, что было сочтено нецелесообразным. В результате внешний облик храма практически не пострадал.
В учебных корпусах размещались поочередно фабрично-заводское училище, ремесленное училище, общежитие, СПТУ-4, ПУ-33 (ПТУ-33).
21 декабря 1991 года Отделом юстиции Саратовского облисполкома была зарегистрирована община храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Храмовую часть, в которой находился спортзал Саратовского совета физкультурно-спортивного общества «Юность России», формально возвратили Саратовской епархии 5 августа 1993 года. 14 марта 1994 года, в первый день Великого Поста, приходской совет принял храм святителя Николая практически. 24 апреля 1994 года, в Неделю ваий, Преосвященный Нектарий (Коробов; †1994), епископ Саратовский и Вольский, совершил освящение восстанавливаемого храма и первую Божественную литургию.
В середине 1990-х годов в Саратовской епархии не было ни одного мужского монастыря, хотя в епархии проживало около 10 монахов. Назрела необходимость учреждения монастыря и для размещения его было выбрано бывшее здание профтехучилища.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие в Саратове мужского монастыря, и постановлением Священного Синода от 25 декабря 1997 года было преподано благословение на преобразование Свято-Никольского прихода г. Саратова в Свято-Никольский мужской монастырь.
5 июня 2000 года согласно распоряжению губернатора Саратовской области здание монастыря было признано памятником архитектуры и градостроительства местного значения.
По окончанию капитальной реставрации монастыря, 14 ноября 2012 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова.
В 2015 году начались работы по росписи стен храма.
Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал № 120 от 29 декабря 2020 года) в должности священноархимандрита монастыря утвержден митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
В монастыре создана иконописная мастерская. Есть столярная мастерская, в которой налажено производство киотов для икон.
При монастыре действуют детская воскресная школа и детский хор, который поет за ранней Божественной Литургией по воскресным дням и великим праздникам. В воскресной школе дети поделены на три возрастные группы: класс для малышей (с 2 до 4 лет), среднюю - дошкольники (с 4 до 7 лет), старшую – школьники (с 8 до 14 лет). Преподаются предметы: Закон Божий, Церковнославянский язык, История Церкви, православная этика, основы живописи и рисунка, декоративно-прикладное творчество, хор, хореография. В воскресной школе для взрослых изучается Закон Божий и Катехизис. Проводятся занятия по самбо и дзюдо для детей 7-10 лет.
Оказывается материальная помощь многодетным семьям. Осуществляется духовное окормление и преподавание курса «Основы Православной культуры» в средней общеобразовательной школе № 45. Осуществляется духовное окормление персонала и больных Областной туберкулезной больницы. Для более интенсивного общения организована прямая линия с наместником монастыря. Свой вопрос можно задать по телефону (8452) 29-37-81.
При подготовке материала были использованы:
- Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912.
- Валеев В. Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 55 - 56.
- Семенов Н. Н. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 78.
- Православная вера. № 09, 1993. Стр. 4.
- Православная вера. № 23 (76), 1996. Стр. 1-2.
- Православная вера. № 16 (118), 1998. Стр. 1-2.
- Православная вера. № 23 (149), 1999. Стр. 2-3.
- Давыдов В.И. Краткая историческая справка на здание школы-церкви РУЖД (г. Саратов, ул. Дегтярная , № 26, бывшее СПТУ-33, ныне Свято-Никольский мужской монастырь).
- Фотографии А. Ф. Мирошниченко, Е. В. Плякиной, из фондов Саратовского областного музея краеведения и из архива Саратовского Епархиального Управления.
Краткая историческая справка на здание школы-церкви РУЖД (г. Саратов, ул. Дегтярная , № 26, бывшее СПТУ-33, ныне Свято-Никольский мужской монастырь)
В середине XIX века Астраханский тракт города Саратова перестал быть окраиной города. По обе его стороны началась застройка и со временем сложилась улица, получившая также название Астраханской. С начала 70-х годов XIX века, когда в город дотянулась железнодорожная линия из Тамбова, район вблизи возникших товарной станции (ст. Саратов-II) и железнодорожных мастерских начал интенсивно застраиваться, здесь, между Астраханской улицей и садом купца Артамонова, селились служащие, работавшие на железной дороге.
С 1 мая 1892 года вместо Тамбово-Саратовской железной дороги начало действовать Акционерное Общество РУЖД (Рязано-Уральской железной дороги), выкупившее дорогу у казны. К концу того же года Управление РУЖД приобрело примыкавший к посёлку железнодорожников сад купца Артамонова (вернее, у его жены, купчихи Настасьи Филипповны Артамоновой), чтобы на его месте воздвигнуть необходимые постройки и, возможно, здание для самого Управления дороги. Затея со зданием для Управления провалилась, после того как в саду были построены несколько корпусов для железнодорожной больницы, существующие и поныне. Но в густонаселённом районе не было школы и, к тому же, образование Акционерного Общества РУЖД было дозволено правительством России лишь при условии развития железнодорожной сети, а для этого требовались сотни квалифицированных кадров [1]. Поэтому Управление РУЖД приняло решение построить здесь здание для образцового 2-х классного мужского училища на 250 человек с пятилетним курсом обучения и женское одноклассное с трёхлетним курсом обучения на 150 человек, при школе предполагалась и домовая церковь. Свободные вакансии в училище предполагалось представлять и детям частных лиц, по усмотрению Управления дороги. Для строительства Общество РУЖД выделило 40 тыс. рублей, пожертвованных служащими дороги и Правлением Общества [2].
Проект здания школы-церкви в 1895 году был поручен старшему архитектору технического отдела Управления РУЖД Петру Митрофановичу Зыбину (1857 – 1918), автору зданий Городского Банка на Театральной площади, церкви «Утоли моя печали», домов Пташкина на Константиновской (ныне Советской) улице и др. [3] Он же взял на себя и технический надзор за постройкой. 14 мая 1896 года на станции Саратов-II [4] «состоялась в память священного Коронования… закладка сооружаемых на пожертвования служащих при содействии Общества Рязано-Уральской железной дороги церкви на 1000 человек и школы на 250 мальчиков и 150 девочек» [5].
А уже на следующий год «Саратовский дневник» в № 279 за 1897 год писал: «Закончена наружная отделка школы-церкви РУЖД. Это первая церковь в Саратове, которая будет освещаться электричеством». В № 5 от 8 января 1898 года сообщалось, что в школе-церкви РУЖД для железнодорожных рабочих 6-го января состоялся вечер. Было около 500 – 600 человек. Выступали знаменитые люди города: драматическая артистка Е. Шебуева, певица А. Пасхалова. Директор Городского Банка П. И. Шиловцев, член Комиссии Народных чтений, прочёл лекцию.
Через два года после начала строительства, 17 ноября 1898 года, инженер дороги В. Ф. Карташов, по поручению Комитета по постройке, сообщил в Министерство Путей Сообщения об окончании постройки здания школы-церкви, стоимостью в 85000 рублей, ходатайствуя о «…присвоении вновь устроенной школе имени ИХ ВЕЛИЧЕСТВ» [6]. К двум подъездам вновь устроенной школы с белокаменными ступенями и мозаичной площадкой от ворот сада была устроена вымощенная камнем дорога, продолжавшаяся вокруг всего здания. Двухэтажное здание было не очень велико по размерам. Оба этажа имели примерно одинаковую планировку: вдоль всего здания шёл широкий коридор, по бокам которого располагались классные комнаты. На втором этаже, куда вели две чугунные лестницы, имелось ещё одно большое зало. Все помещения были высокими, с огромными окнами и хорошей вентиляцией. Выкрашенное масляной краской здание вечером освещалось электричеством. К школьному зданию примыкало одноэтажное, украшенное в верхней части небольшими колоннами и декором здание церкви с железобетонным куполом. С задней стороны от церкви была устроена небольшая колокольня. Иконостас был сделан из дерева в натуральный цвет. Против средних царских врат с верха купола спускалось красивое золочёное паникадило. Кроме двух дверей наружу, из церкви большая широкая дверь вела в школу. Над этой дверью были устроены хоры, на которые можно было попасть из коридора второго этажа школы. Алтарь делился на три отделения: в двух стояли престолы, а в третьем помещалась ризница. Главный придел, средний, был освящён во имя Святителя и чудотворца Николая, а боковой — во имя Святой мученицы Александры, жены Диоклетиана, небесных покровителей Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, в память бракосочетания Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны, о чём и ходатайствовала железная дорога [7]. Но «на основании ст. 3-й Высочайше утверждённого 28-го мая 1897 года мнения Государственного Совета ВЫСОЧАЙШЕЕ разрешение на присвоение учебным, благотворительным и иным общеполезным установлениям имени ВЫСОЧАЙШИХ особ и членов ИМПЕРАТОРСКОЙ фамилии, а равно и наименование по событию, связанному с таким именем, может быть испрашиваемо лишь для тех их перечисленных установлений, устройство и содержание коих обеспечено». Для этого надо было иметь не только средства на устройство заведения, но и капитал, проценты с которого обеспечивали бы ежегодное содержание, или иные средства. Общество РУЖД, ходатайствуя о наименовании школы, представила 20 февраля 1898 года за подписью Управляющего дорогой Дмитрия Петровича Кандаурова «…проект сметы ежегоднаго их <училищ> содержания из средств дороги» (в т. ч. на оборудование училищ — 4200 рублей). Санитарную часть и оказание медицинской помощи Управление РУЖД также возлагала на участкового врача железной дороги. Исходя из гарантий Общества РУЖД о содержании школы и церкви «…Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть поименовать школу Николаевско-Александрийской в память о Священном Короновании ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ». Тогда же была высказана просьба директору Народных училищ Саратова о ходатайстве к Попечителю Казанского учебного округа «…о принятии их <училищ> в непосредственное подчинение, на одинаковых с училищами Министерства <Просвещения> основаниях, с правами и преимуществами, предоставленными сим последним». 27 марта 1898 года помощник Попечителя Казанского Учебного округа спрашивал у директора Народных училищ Саратовской губернии: «…в городской ли черте или в уезде построено здание проектируемого училища на станции Саратов-II и с одобрения ли Преосвященного Саратовского выстроена церковь при школьном здании?» [8]. Ответ от Управляющего дорогой Д. П. Кандаурова звучал так: «…Здание училища находится в городской черте на земле, отчуждённой под надобности железной дороги, и что церковь при школьном здании выстроена с разрешения Саратовского Преосвященного» [9].
27 апреля 1898 года Попечитель Казанского учебного округа [10] отношением за № 3637 написал директору Народных училищ: «…я разрешаю открыть с начала 1898/9 учебного года на станции Саратов-II Рязано-Уральской железной дороги мужское двухклассное и женское одноклассное училище Министерства Народного Просвещения по вышеозначенной инструкции 4 июня 1875 года, с содержанием сих училищ на счет Общества Рязано-Уральской железной дороги» [11].
В годичной ведомости «о состоянии Саратовского 2-классного М.Н.П. мужского железнодорожного училища за 1899 год» о содержании, отпущенном на училище в 1899 году, значится так: «7732 руб. 92 коп. из средств Общества Ряз.-Урал. желез. дороги» [12].
Адрес-календарь «Весь Саратов на 1901 год. Торгово-промышленная справочная книга» на стр. 305 даёт такую информацию о училищах: «Железнодорожное 2-х классное мужское училище (Ст. Саратов II, с. зд.). При училище пансион на 20 учеников, с платою — по 6 р. в мес. Почетный блюститель — инж. мех. Е. М. Алексеев [13]. Законоучитель — свящ. А. И. Траецкий. Заведывающий училищем Л. Я. Яковлев. Учителя…
Железнодорожное 1 классное женское училище. Почетная блюстительница М. Б. Алексеева [14]. Законоучитель — А. И. Траецкий. Заведывающая училищем — В. И. Абачаева. Учителя…».
Николаевская церковь по «Справочной книге Саратовской епархии» (Саратов. 1912 г. Стр. 14) под записью № 26 значится так: «…построена в 1898 году в память бракосочетания Их Императорских Величеств… на средства, пожертвованные Рязано-Уральской железной дорогой и служащими. Церковь каменная; в ней престол во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, освящена 25 июля 1898 года». На самом деле «Ведомость о церкви Николаевской железнодорожной города Саратова за 1898 г.» указывает другую дату освящения — 25 июня 1898 года [15]. Эта дата подтверждается публикацией в газете «Саратовский дневник» № 123 за 1898 год: «25-го июня 1898 года состоялся торжественный акт освящения церкви и школы, на который прибыли губернатор Б. Б. Мещерский и железнодорожное начальство во главе с Д. П. Кандауровым. Здание снаружи было убрано зеленью. Вечером в саду состоялось народное гуляние» [16].
Штат причта церкви состоял из священника и псаломщика. Квартира причта с отоплением и освещением от общества Р.-У.ж.д. Жалование священнику было положено 900 руб., псаломщику 360 руб., «каковая сумма обязательно вносится в ежегодную смету по Рязано-Уральской железной дороге» [17].
«Адрес-календарь Саратовской губернии на 1902 год» на стр. 186, и «Памятная книжка Саратовской губернии на 1907 год» на стр. 188 показывают Николаевскую церковь как домовую. Священник — Александр Иродионович Траецкий, диакон Аркадий Николаевич Князевский.
В 1903 году рядом с училищем было открыто вновь выстроенное общежитие, воздвигнутое на капиталы Председателя Правления АО Рязано-Уральской железной дороги Ивана Евграфовича Ададурова, бывшего Председателя Правления РУЖД В. М. Фриша и на субсидию от Министерства Путей Сообщения.
«Ведомость о церкви Николаевской железнодорожной города Саратова» за 1911 год указывает тот же штат причта и тот же источник содержания — «от Общества Рязано-Уральской железной дороги» [18]. Для сравнения укажем, что доход церкви за 1911 год [19] составил всего 600 рублей и не покрывал даже расхода на содержание священника.
«Возле станции Саратов-II, на которой было занято более 4000 рабочих и служащих, образовался громадный посёлок, с населением в 10000 человек» [20]. И там же: «…тут находятся большие мастерские — паровозные и вагонные, депо, материальные склады, пакгаузы, элеватор на 500 тыс. пуд., железнодорожная больница, мужская и женская школы, техническое училище, церковь, библиотека, лаборатория для исследования материалов и проч.»
Кроме мужского и женского училищ, здесь же располагалось Техническое железнодорожное училище, действующие до 1919 года. «В железнодорожном училище в 1911 – 1912 гг. 120 учеников. Летом практические работы производились по плотничьему ремеслу, строительному искусству, землемерию. Кроме того, обучались военной музыке, фотографии» [21].
Примечания
- Государственный Архив Саратовской области. Ф. 13. Оп. 1. Д. № 2352. Л. 114 об.
- «Вестник Саратовского Отделения Императорского Русского Технического Общества». Саратов. 1900 год. Стр. 52, 227, 324. «Вестник Рязано-Уральской железной дороги». Саратов. 1900 – 1916 гг. // ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2352. Л. 114.
- «Саратовский листок». 17 апреля 1912 г.
- Орфография и пунктуация цитируемых отрывков из документов сохранена — В. И. Д.
- «Всеподданнейший доклад Министра Путей Сообщения от 24 мая 1896 года». Фонды Учебного отдела М.П.С. за 1896 – 1898 гг. Л. 3. Российский Государственный Исторический Архив. По письму № 488 от 04.05.1995 г.
- «Письмо г. Управляющему Рязано-Уральской железной дорогою от 12 декабря 1898 года». Фонды Учебного отдела М.П.С. за 1899 – 1898 гг. Л. 4. РГИА. По письму № 488 от 04.05.1995 г.
- Е. Максимов. Церкви-школы в Саратове. // «Саратовские епархиальные ведомости». № 2 за 1993 год. Стр. 29.
- ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2352. Л. 1, 1 об.
- ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2352. Л. 114, 114 об.
- В который входила Саратовская губерния — В. И. Д.
- ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2352. Л. 3, 3 об.
- ГАСО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2352. Л. 56.
- Помощник начальника службы тяги РУЖД — В. И. Д.
- Жена Е. М. Алексеева — В. И. Д.
- ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 9312. Л. 1.
- Е. Максимов. Церкви-школы в Саратове. // «Саратовские епархиальные ведомости». № 2 за 1993 год. Стр. 30.
- ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 9312. Л. 1 об.
- ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 9312. Л. 102 – 103 об.
- Кружечный сбор — В. И. Д.
- Рязано-Уральская железная дорога и ея район. СПб., 1913. Стр. 143.
- «Саратовский вестник», № 9 от 11 января 1913 г.
- «Православная вера», № 16 за август 1998 года.