22 октября 2012 года митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
Настоятель: иерей Олег ГРУШИН
Ключарь: иерей Сергий ФИЛИМОНОВ
Благочинный: иерей Вячеслав КРИВОВ
10 апреля 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин преподнес в дар храму икону четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Сергия Радонежского.
С понедельника по субботу: Литургия в 8.00. В воскресенья и праздники: ранняя Литургия в 7.00, поздняя Литургия в 9.00. Ежедневно с понедельника по субботу: вечернее богослужение в 17.00. Собор открыт в течение всего дня, дежурный священник: с 8.00 до 16.00.
В 16.20 по субботам перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершается молебен (для страдающих алкоголизмом, их близких).
Воскресная школа, библиотека.
В воскресной школе для детей две возрастные группы: младшая (5-8 лет) и старшая (10-15 лет). На занятиях дети изучают историю Священного Писания, богослужение, церковное пение, знакомятся с азами христианской нравственности и церковнославянского языка. Работают театральный кружок, кружок «Умелые ручки» и фольклорный ансамбль. Занятия в школе проходят каждое воскресенье с 11:00 до 14:00. Имеется воскресная школа для взрослых, которая открывает свои двери каждое воскресенье в 11:00, после Божественной литургии. В здании воскресной школы также проходят курсы по подготовке желающих принять Таинство Крещения, по вторникам в 18.30 – цикл библейских бесед. При соборе действует приходская библиотека.
Покровский собор сотрудничает с Центром социальной помощи семье и детям г. Саратова, Саратовским центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, Саратовским отделением Всероссийского общества слепых. Социальная работа в соборе ориентирована на адресную помощь нуждающимся и реализуется в рамках приходского проекта «bedЧЕloveК». Клирики собора осуществляют духовное окормление Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова. На приходе действует социальная служба, ведется работа с молодежью.
История храма в честь Покрова Божией Матери
До революции: В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова возводится деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные — во имя святых апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.
В середине 1870-х годов епархиальный архитектор Алексей Маркович Салько выполнил проект новой каменной церкви. В 1876 году проект был отправлен в Технико-строительный отдел Министерства внутренних дел. По утверждении проекта началось строительство, которое велось на средства прихожан.
К 1883 году здание было выстроено, и началась его внутренняя отделка, продолжавшаяся до конца 1884 года. Расписывал храм и написал иконы двух придельных иконостасов известный художник-академик Лев Степанович Игорев, уроженец Саратова, выпускник Саратовской Духовной Семинарии.
20 января 1885 года храм был освящен. Новый каменный храм также был трехпрестольным, но придельные престолы у него были другие: правый — в честь Казанской иконы Божьей Матери, левый — во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
В 1895 (по другим данным — в 1897) году было начато строительство колокольни. В нижнем этаже ее был оборудован храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 28 мая 1902 года.
В собственности прихода были 2250 квадратных сажен земли, дома для духовенства, здание церковно-приходской школы. В пятнадцати верстах от Саратова имелись хутор в двенадцать домов со ста восемью жителями и ферма.
По состоянию на 1912 год клир храма составляли три священника, диакон и три псаломщика, проживавшие в церковных домах, расположенных по улице Большой Горной. Приход составляли 1159 домов, в которых проживали 5839 прихожан обоего пола.
При храме имелась церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом. Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. В 1893 году при церкви открылась воскресная школа. В ней, кроме обычных предметов — Закона Божия, чтения, счисления и письма — в программу входили русская история, география, гигиена. Преподавали в школе учителя средних и низших учебных заведений Саратова.
В годы Советской власти: Сведений о состоянии церкви после 1917 года немного. Известно, однако, что в 1918 году вся собственность прихода, кроме, по всей видимости, храмового здания, была отобрана советской властью.
Во время обновленческого раскола, в сентябре 1924 года, клир храма сохранил верность Патриаршей Церкви.
Согласно постановлению Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета от 19 декабря 1929 года храм был закрыт, а здание передано под общежитие Планового (экономического) института. Колокольню приспособили под детский сад. В 1931 году купола церкви и колокольня были разобраны. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Настенная роспись храма была частично сбита вместе со штукатуркой, частично забелена побелкой. В 1970-х годах здание храма передали под мастерские саратовских художников, располагавшиеся там до возвращения здания Саратовской епархии.
В наше время: Здание церкви сохранилось в частично разрушенном состоянии и было возвращено Церкви в январе 1992 года. Из обезображенного храма пришлось вывезти около трехсот тонн мусора, прежде чем стало возможным хотя бы приступить к его восстановлению. С 1 февраля 1992 года силами прихожан начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе.
Директор Саратовского авиационного завода А. В. Ермишин оплатил заказанные на Энгельсском заводе металлоконструкций церковные главки-маковки, которые впоследствии были установлены на барабаны храмового здания.
Значительная часть восстановительных работ в Покровском храме осуществлена под руководством и при деятельном участии протоиерея Василия Стрелкова, назначенного настоятелем храма летом 1994 года. В сентябре 1997 года были начаты работы по восстановлению полов храма и солеи главного придела. Солея и пол алтарной части (а впоследствии — полы во всем храме) были выложены мрамором. Работы осуществлялись 7-м строительным трестом во главе с В. Н. Поимцевым.
В день престольного праздника, 14 октября 2000 года, настоятелем храма протоиереем Василием Антиповым был совершен Чин положения Святого Антиминса над престолом восстановленного и отреставрированного главного придела храма. 10 ноября 2001 года им же был совершен Чин положения Святого Антиминса над престолом левого придела, освященного во имя святого праведного Иоанна пресвитера, Кронштадтского чудотворца.
В июле 1997 года архитектором А. В. Шитовым было сделано проектное предложение, в котором содержались место, размеры и описание восстанавливаемой колокольни храма. По этому предложению другой саратовский архитектор — Д. В. Голубинов разработал рабочий проект строительства колокольни. В течение 1998 – 2004 годов она была восстановлена. 28 ноября 2004 года на сорокачетырехметровую колокольню был установлен купол и закреплен шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров.
При подготовке материала были использованы:
- Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 7.
- В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 60 – 64.
- Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 43, 44.
- Е. К. Максимов. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. // Православная вера. №1, 1992. Стр. 2.
- Е. К. Максимов. Церковные школы Саратовской епархии. Церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове (историческая справка). // Православная вера. №1, 1992. Стр. 2.
- А. А. Яковлев, В. В. Теплов. Под Покровом Божией Матери. // Саратовские епархиальные ведомости. №1, 1993. Стр. 30 – 32.
- С. А. Шошин. И храм воскрес. // Православная вера. №18(47), 1995. Стр. 3.
- Л. П. Родина. С Божией помощью. // Православная вера. №19(97), 1997. Стр. 2.
- А. Владимиров. К 10-летию открытия Покровской церкви. // Православная вера. №8(208), 2002. Стр. 4.
- Л. П. Родина. И вновь воссиял Крест Господень. // Православная вера. №8(208), 2002. Стр. 4.
- В. И. Давыдов. Историческая справка по зданию храма Покрова Пресвятой Богородицы. // Архив Саратовского Епархиального Управления
Церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове (историческая справка)
Церковные школы в Саратовской епархии существовали с самого начала 60-х годов XIX в. Еще в 1860 году при церквах Саратовской епархии числилось 120 начальных училищ, или школ, с 1800-ми учащимися мальчиками и 640-ми девочками. Количество школ с каждым годом увеличивалось и, например, через четыре года в 1864 г. в епархии существовало уже 526 начальных училищ, где обучались 8671 мальчик и 1156 девочек и им преподавали 519 учителей и 17 учительниц. Преподавателями были в основном священники, диаконы и члены их семей. Причем из всех преподавателей тогда только 17 учителей и 2 учительницы получали небольшое вознаграждение от министерства государственных имуществ и уделов, остальные преподавали бесплатно, довольствуясь доброхотными приношениями разных жизненных продуктов от прихожан. Что касается школьных помещений, то школы в то время размещались в неприспособленных для учебы местах: в церковных сторожках, домах духовенства и т. п.
В те годы из саратовских епископов особенно много сделал для церковных школ Преосвященный Евфимий (Беликов; †1863). При встречах со священниками у себя дома и во время обозрения епархии он разъяснял значение церковных школ, давал наставления, как вести школьное дело, выписывал на свои личные средства и высылал в школы учебники, бумагу и другие учебные принадлежности.
Однако после открытия земских учреждений в России церковные школы стали постепенно переходить в ведение земств. В результате к 1884 г. в Саратовской епархии количество церковных школ резко сократилось, но и немногие оставшиеся как бы терялись между школами земскими.
Положение решительно переменилось, когда 13 июня 1884 года Императором Александром III были утверждены правила о церковно-приходстких школах, которыми они были вызваны к новой жизни. По получении соответствующего указа Св. Синода, Преосвященный Павел (Вильчинский; †1908), в то время епископ Саратовский и Царицынский, занялся организацией Епархиального училищного совета, который открыл свои занятия 12 ноября 1884 г. Первым почетным попечителем церковно-приходских школ стал начальник Саратовской губернии А. А. Зубов.
Одним из первых действий епархиального училищного совета было обращение к духовенству с просьбой сообщить сведения о состоянии церковно-приходских школ в Саратовской губернии. По собранным сведениям, в епархии в 1884 г. оказалось всего 23 церковно-приходских школы. По распоряжению Училищного совета была открыта «образцовая школа» при духовной семинарии. В это же время Училищный совет приступил к открытию в Саратовской епархии новых собственно церковноприходских школ и к благоустройству имеющихся. С ноября 1884 г. по ноябрь 1885 г. в Совет поступило 52 прошения об открытии школ и в епархии была открыта 21 церковно-приходская школа. В результате в 1885/86 учебном году в Саратовской епархии насчитывалось уже 45 церковно-приходских школ, не считая школ при Братстве Св. Креста, при женском монастыре в Саратове и при некоторых женских общинах. В самом Саратове в 1885/86 уч. г. было 6 церковно-приходских школ (при церквах: Сретенской, Духосошественской, Ильинской, Владимирской, Иоано-Предтеченской и Киновийной) и 2 школы грамотности. Из них 7 школ имело собственное помещение и 1 помещалась в наемной квартире. Таково было положение церковно-приходских школ в первый год их официального существования.
С этого времени число церковно-приходских школ стало неуклонно увеличиваться. Школы открывались как с пособием от Епархиального училищного совета, так и без такого пособия. Школам стали давать пособия отдельные частные лица и целые учреждения. Некоторые земства, например, Камышинское, также ассигновали создание и развитие церковно-приходских школ. В том же 1885/86 учебном году в ведение духовенства были переданы сельские школы Вольского и Хвалынского уездов.
В Саратове в следующем 1886/87 учебном году насчитывалось уже 11 церковно-приходских школ. В этом же учебном году открылась церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове. В 1886 г. в ограде Покровской церкви был построен большой, полностью отапливаемый двухэтажный каменный дом, в котором в нижнем этаже была помещена приходская богадельня, а в верхнем — школа. По свидетельству Саратовских епархиальных ведомостей (№ 8 за 1888 г., с. 389) на втором этаже имелся «громадный, около 35 квадратный саженей, зал, в котором с комфортом могла поместиться целая церковно-приходская школа по меньшей мере на 100 человек, и особая комната около 12 квадратных сажен». В нижнем этаже также имелся зал, «размером до 20 квадратных сажен».
Датой открытия Покровской церковно-приходской школы можно считать 6 ноября 1886 г., когда был назначен ее первый законоучитель, протоиерей Василий Успенский. Остальным предметам в школе с момента ее открытия стал обучать приходской диакон Алексий Саловский, окончивший курс духовного училища. Как сообщалось в Отчете Епархиального училищного совета за 1887/88 учебный год «оба они занимались школою с примерным усердием, обладая всеми достоинствами, потребными для преподавателей». В первый год работы школы в ней обучалось 59 мальчиков. Постепенно количество учащихся росло, но ещё в следующем 1887/88 учебном году помещение Покровской школы оставалось на треть незанятым.
Всего через год, в 1888/89 учебном году, церковно-приходская школа при Покровской церкви по успехам обучения и своему воспитательному значению была специально отмечена Епархиальным училищным советом. 12 сентября 1893 г. при церковно-приходской школе Покровской церкви открылась Воскресная школа. Это произошло по инициативе небольшого кружка местной интеллигенции, «ревнующей о просвещении подрастающего поколения, проживающего, главным образом, на окраинах Саратова, бедные жители которых при всем желании не имели возможности воспользоваться услугами имеющихся в городе учебных заведений» (Саратовские епархиальные ведомости, 1893, № 19, с. 549). Школа была названа воскресной Покровской школой, и ее заведующим стал священник о. Лебедев. Занятия в ней начались 19 сентября того же года в помещениях Покровской церковно-приходской школы. Курс обучения включал 40 воскресных дней, по 5 уроков, 40 минут каждый (с 13 до 17 часов). По понедельникам, средам и пятницам проводились также занятия рукоделием. Число учащихся составило 150 человек. К преподаванию пожелало приступить 35 человек: учительницы из женских средних заведений и преподаватели местных народных училищ.
Несмотря на просветительское и воспитательное значение церковных школ, в целом же, однако, отношения местных властей и церковно-приходских школ оставались натянутыми. Если некоторые земства, как, например, Камышинское, Аткарское, Вольское, Хвалынское, оказывали содействие церковно-приходским школам, то другие, например, Петровское и Балашовское, выступали их принципиальными противниками. Но в 1895/96 учебном году последовало Императорское распоряжение о выдаче школам духовного ведомства денежного пособия из государственного бюджета. Это пособие в последующем стало постепенно увеличиваться — вплоть до 1904 г. В 1900 г. большое пожертвование на нужды церковно-приходских школ поступило от профессора университета Захарьина.
В 1888/89 учебном году последовало учреждение уездных отделений Епархиального училищного совета. В 1896 г. были открыты должности одного епархиального и десяти уездных наблюдателей (по одному на уезд). Учителями в церковно-приходских школах того времени были диаконы, псаломщики и лица, окончившие курс в духовной или учительской семинарии, епархиального женского училища и женской гимназии. В школах грамотности учителями были псаломщики из неокончивших курс семинарии и лица, окончившие курс начальной школы. С 1890 г. для улучшения учебного дела в церковно-приходских школах и школах грамотности для повышения педагогической подготовки преподавателей стали устраиваться уездные и общеепархиальные учительские курсы, проводиться педагогические совещания и учительские собрания. В четырех городах: Саратове, Балашове, Петровске и Хвалынске, были открыты специальные библиотеки для преподавателей церковноприходских школ. Все это привело к тому, что, например, в 1914/15 учебном году в церковно-приходских школах Саратовской епархии насчитывалось 1000 человек, преподающих Закон Божий (922 священника, 47 диаконов и 17 псаломщиков), и 1273 преподавателя учебных дисциплин (341 учитель, 1031 учительница, из них — 4 священника, 17 диаконов, 1 псаломщик). С 1903/04 учебного года стала вводиться новая программа преподавания в церковных школах, более сложная, чем предыдущая.
В результате такой государственной и церковной политики уже, например, к концу 1903 г. в Саратовской епархии числилось 1935 церковных школ: 5 второклассных, 9 двуклассных, 456 одноклассных, 564 школы грамотности и 2 образцовые школы при духовной семинарии и Саратовском епархиальном женском училище.
Дальнейшая история церковно-приходских школ не столь беспечальна. Во время Первой Мировой войны церковно-приходские школы, наравне с другими общественными и государственными учреждениями и отдельными гражданами, несли лишения и участвовали в оказании помощи фронту: делались процентные отчисления из жалования преподавателей; учителя и учащиеся делали пожертвования на больных, раненых, на выдачу пособий нуждающимся семьями воинов, в пользу разных благотворительных комитетов и учреждений; снабжали детей воинов одеждой и обувью; проводили благотворительные вечера; собирали и изготавливали сами белье и разные вещи для воинов и лазаретов; посылали подарки в действующую армию: заботились о беженцах, участвовали в их размещении, заготовке для них одежды и теплого белья. В некоторых городах Саратовской губернии церковно-приходские школы были заняты под постой войск, в то время как сами школы разместились в других малоприспособленных для этого помещениях. Часть учителей была призвана на воинскую службу, некоторые из них убиты и ранены на фронте.
Активно участвовала в этих военно-патриотических мероприятиях и Покровская церковно-приходская школа г. Саратова: были проведены благотворительные вечера, собиралось и шилось белье дпя отправки на фронт: в 1914/15 учебном году школой было изготовлено и отослано в действующую армию, например, 146 кисетов, и т. д.
Война и общее положение в стране не могли не сказаться на благосостоянии церковно-приходских школ. Еще с начала 1900-х годов земства начали все более и более воздерживаться от ассигнования церковных школ. Стал сокращаться кредит государственного казначейства, предназначенный для этой цели. В 1904 году Епархиальному училищному совету было предложено: «не увлекаться распространением сети церковных школ», имея в виду, что дальнейшего расширения финансирования церковно-школьного дела из сумм государственного казначейства не будет. Положение церковных школ особенно ухудшилось после введения всеобщего обучения.
Появившаяся одновременно с введением всеобщего обучения бесплатная земская школа стала успешно конкурировать с церковно-приходской. Епархиальному училищному совету стало значительно труднее изыскивать средства на содержание церковно-приходских школ. Последующие затем события — революция, «отделение церкви от государства и школы от церкви» — на длительный срок прервали историю церковно-приходских школ в России.
Историческая справка по зданию храма Покрова Пресвятой Богородицы
Каменное здание храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы расположено почти на пересечении улиц Большая Горная и Максима Горького, на территории бывшей Безымянной, Покровской площади. Здание церкви до сегодняшнего дня остаётся самым большим культовым зданием города Саратова.
«На горах», на склоне Соколовой горы, заселённых беднейшим населением Саратова, к середине ХIХ века стояли всего две церкви: одна каменная Спасо-Преображенская, почти на берегу Волги, вторая, также каменная, Крестовоздвиженская. Из-за дешевизны земли за оврагом, склоны Соколовой горы отводились городской Управой под многочисленные семейства крестьян и фабричных рабочих. Даже с возведением деревянной церкви Духосошествия, умножающемуся населению «гор» храмов стало не хватать.
В 1859-1860 годах за оврагом, на Безымянной площади (на пересечении будущих улиц М. Горького и Б. Горной), на свободном месте, лишь по благословению епископа, была выстроена и освящена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была небольшая и не отапливалась [1]. Кроме главного, в ней соорудили ещё два придела: во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Илии и во имя св. пророка и Предтечи Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Приход церкви состоял из 798 дворов, где проживало 6113 прихожан: 2979 мужского пола и 3134 женского. Через полтора десятка лет возникла необходимость строительства нового храма.
В марте 1876 года настоятель Покровской «на горах» церкви с причтом и прихожанами заявили желание выстроить, вместо деревянной церкви, новую каменную. Со стороны губернатора и Городской Управы препятствий не было, но так как по утверждённому плану 1812-го года на этой площади никаких строений быть не должно, то пришлось испрашивать разрешение об изменении плана в столице.
Саратовская Городская Дума на одном из заседаний рассмотрела вопрос о строительстве новой церкви и также ходатайствовала о строительстве.
Ходатайства городских и губернских властей возымели действие и 28 октября 1877 года выкопировка с планом новой каменной церкви была утверждена Хозяйственным Департаментом МВД.
Определившись с местом строительства, городовой архитектор А. М. Салько составил проект величественного храма, и Духовная Консистория передала его на рассмотрение в Губернское Правление.
Проект и пояснительную записку А. М. Салько Строительное Отделение Губернского Правления рассмотрело и утвердило протоколом № 17 от 23-го марта 1878 года со сметой на 65989 руб. 50 коп. С архитектора была взята подписка «на строительство Покровской каменной церкви без колокольни (на первое время)». Подписали протокол губернатор, губернский инженер и губернский архитектор [2].
Храм был заложен 18-го июня 1878 года епископом Саратовским и Царицынским Тихоном. Строительство грандиозного для Саратова храма на 3,5 тысячи прихожан шло около 4-х лет. «Чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы совершён был в конце июня 1881 года [3].
По клировой ведомости храм считается построенным в 1882 году [4]. Тогда же освятили два придела храма: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. «В минувшем году освящены два придела, только что отстроенного каменного храма, что на горах» [5].
Торжественное освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы произвёл епископ Саратовский и Царицынский Павел 20-го января 1885 года. «Освящение, при громадном стечении народа, совершал Преосвященный Павел… Новая церковь — одна их лучших в городе, между прочим, по своему внутреннему устройству и украшению» [6].
Прошло почти 10 лет с начала строительства Покровской церкви. Громадный храм требовал к себе неослабного внимания. И вот в октябре 1891 года Строительное Отделение Саратовского Губернского Правления рассмотрело и своим решением утвердило проект постройки хоров в Покровской церкви [7]. А в 1892 году, 15-го ноября, Преосвященный Авраамий, епископ Саратовский и Царицынский, провёл архиерейское богослужение в Покровском (на горах) храме по поводу окончания уже капитального ремонта храма [8].
Штат «Покровской трехпрестольной каменной, прочной, тёплой церкви» с 1882 года по конец 1890-х годов состоял из 2-х священников, одного диакона и 2-х псаломщиков, живших в помещениях от церкви. Прихожан в приходе: 5242 православных и 539 раскольников [9].
При возведении на Б. Горной ещё одного храма, Свято-Никольского, приход Покровского храма, несмотря на увеличение дворов до 1159, всё-таки уменьшился и насчитывал 5839 прихожан, хотя доход к 1918 году возрос до 22272 руб. 79 коп., выросла и штатная численность причта.
Долгие годы церковь стояла без отдельной колокольни. Колокола находились в одной из угловых башен храма. Лишь через пятнадцать лет нашлись средства на постройку. «31-го августа (1897 г.) состоится закладка колокольни при Покровской на горах церкви, постройка под наблюдением архитектора Салько» — такое сообщение появилось в местной газете [10]. Строительство самой высокой в городе колокольни шло довольно долго, но 28 мая 1902 года «под колокольней» был освящён храм «в память иконы Иверской Божией Матери» [11]. Покровский храм получил свой завершённый вид. При церкви имелась отдельно стоящая церковно-приходская школа, открытая в 1886 году и располагавшаяся на верхнем этаже двухэтажного каменного здания. Впоследствии здесь же были открыты Покровские рукодельные классы и Воскресная школа [12]. Нижний этаж здания — Покровская богадельня [13].
Согласно клировой церковной ведомости за 1918 год дома церкви: бывшая церковно-приходская школа, два дома священнослужителей (на Б. Горной и улице М. Горького), усадебная земля в количестве 2250 кв. саженей с хутором на 12 дворов, церковные документы, вместе с описью церковного имущества, заведённой в 1885 году, метрические книги с 1860 года были «отобраны Советской властью» [14]. В 1930-е годы Покровская церковь, как и многие другие храмы города, подверглась разрушению. Каменная колокольня была взорвана, а с самой церкви снят центральный купол и четыре малых, размещавшихся по углам. В здании церкви долгое время располагалось общежитие планового (потом экономического) института, а затем помещения отдали под мастерские саратовских художников. 26-го февраля 1990 года решением горисполкома здание Покровской церкви передано епархиальному управлению.
Примечания
- Саратовская летопись. 1859-1860 гг. // Саратовский край (исторические очерки, воспоминания, материалы). 1893 г. Стр. 78. ^
- ГАСО. Фонд 656. Опись 1. Единица хранения 120. Л. 31. ^
- «Саратовский листок» № 138 от 29.06.1881 г. ^
- ГАСО. Фонд 135. Опись 1. Ед. хр. 8461. Л. 2. ^
- «Саратовские епархиальные ведомости» № 2 от 17.01.1883 года. Стр. 18. ^
- «Саратовский листок» № 18 от 22.01.1885 г. ^
- ГАСО. Фонд 656. Опись 1. Ед. хр. 380. Л. 23. Протокол № 242 от 9/10.07.1891 г. ^
- «Саратовские епархиальные ведомости» № 23 от 1.12.1892 г. Стр. 844. ^
- ГАСО. Фонд 135. Опись 1. Единица хранения 3608. ^
- «Саратовский дневник» № 184 за 1897 г. ^
- «Саратовские епархиальные ведомости» № 13 за 1902 год. Стр. 311. ^
- ГАСО. Фонд 4. Опись 1. Единица хранения 865. Л. 1,11-12. Единица хранения 863. ^
- Сейчас здесь помешается средняя школа № 30 — В. И. Д. ^
- ГАСО. Фонд 135. Опись 1. Единица хранения 8461. Л. 2, 2об., 3, Зоб. ^