Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Елшанка: источник не иссякнет
Просмотров: 653     Комментариев: 0

Перед воскресной службой в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской в Елшанке мы заезжаем на источник святой Параскевы Пятницы, что в низинке меж Елшанкой и Усовкой. Слушаем говор воды, дышим воздухом позднеосеннего березового леса… Потом я черпаю ладошкой (хотя рядом лежат ковшики) и глотаю ледяную воду. Она не похожа ни на какую другую, впечатление от нее трудно передать словами: будто немножко неба проглотила… И лицо после умывания горит по-особому. Меня ждет знакомство с селом и его приходом.

Источник святой ПараскевыЕлшанка — село в Воскресенском районе — ведет свою историю с 20-х годов XVIII столетия. В 1752 году в нем была выстроена первая церковь — бревенчатая, Михаило-Архангельская. До 60‑х годов XIX столетия Елшанкой владел князь Владимир Щербатов, будущий саратовский губернатор; об этой семье, о той роли, которую она сыграла в развитии нашего края, мы рассказывали неоднократно. В саратовском Правобережье что ни село — то история, шелестящая страницами, окликающая нас, призывающая не забыть, сохранить, продолжить…

Во второй половине XIX века Елшанка процветала. В ней было три школы, почта, ветеринарный пункт, амбулатория, пять лавок, два десятка мельниц, две кузницы, валяльный цех, собственная пристань на Волге, два раза в год проводились ярмарки. Памятник той эпохи — сохранившиеся купеческие особнячки. В одном из них, принадлежавшем Ивану Мусатову, и обосновался ныне храм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, о жизни которого мы расскажем чуть ниже. А пока вернемся к старому, Михаило-Архангельскому.

Елшанка была известна не только своими ярмарками и школами: тысячи паломников привлекала чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная, то есть чудесным образом обнаруженная, в десятую неделю по Пасхе (более точных сведений, к сожалению, нет) на том самом источнике и хранившаяся в елшанской церкви. Старое деревянное здание не выдерживало наплыва желающих помолиться у святыни, особенно в ту самую десятую пятницу, когда, по свидетельству «Саратовских епархиальных ведомостей» за ноябрь 1900 года, в селе собирались «десятки тысяч паломников даже из-за пределов Саратовской губернии». Кроме того, как пишут в тех же «Ведомостях», «бедная внешность» деревянной церкви «не гармонировала с окружающей обстановкой» — она убого смотрелась на фоне богатого села. «Такое печальное состояние святыни, — продолжает корреспондент епархиального вестника, — всегда смущало и местного священника о. Гавриила Архангельского, и наиболее ревностных прихожан».

Русские люди эпохи земств знали не только то, что церковь должна быть самым красивым и величественным зданием в любом поселении, но и другую немаловажную вещь: никто не сделает за них то, что должны делать они сами. Потому, несмотря на трудности (неурожаи, затем истребивший половину села пожар), был учрежден строительный комитет и начался сбор денег. И вот так, всем миром, за три года подняли каменный храм.

В 1900 году, в ноябре, как раз на день Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, уроженец Елшанки, ключарь кафедрального Александро-Невского собора Саратова протоиерей Алексий Урбанов по благословению правящего архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Иоанна (Кратирова) — совершил освящение новой Михаило-Архангельской церкви. Позже были освящены два придела: во имя преподобной Марии Египетской и святой великомученицы Параскевы Пятницы; в последнем, надо полагать, и пребывала почитаемая икона. В 30-х годах безбожного столетия, когда огромную каменную церковь не поленились разобрать, образ исчез: видимо, был выброшен или сожжен вместе с другими. Отец Гавриил Архангельский, деятельный и весьма уважаемый священник (о его родном брате, отце Льве, священнике-метеорологе, наша газета уже рассказывала), умер в 1921 году в возрасте 57 лет — заразился тифом, исповедуя и причащая больного.

Но как не пресеклась вода в святом источнике, так не пресеклось и его народное почитание. Сегодня его очистка и благоустройство — постоянная забота настоятеля храма новомучеников и исповедников Церкви Русской иерея Кирилла Суглобова, волонтеров и прихожан храма, в который мы приехали.

Народу в храме много. Прихожане радостно здороваются, обнимаются, у них явно есть общие заботы, и здесь они чувствуют себя как дома.

— Мы дачницы, — рассказывают наперебой Людмила и Татьяна, — живем здесь с весны до осени, порой и зимой приезжаем, потому что очень полюбили этот храм. Отец Кирилл — очень искренний человек, горячий — может быть, поэтому его молитвы помогают людям. И еще мы все вместе с ним ежедневно молимся сейчас о наших воинах — тех, кто был мобилизован из Елшанки, и обо всех других, о ком нас просят помолиться.

Мне вручают два листка с именами, и я участвую в литургической молитве о воинстве. Евгений, Алексей, Василий, Сергий, Тимофей, Иоанн… Листочки «О здравии» сменяются другими. Упокой, Господи… Тяжко, горько читать эти имена, но соборная молитва исцеляет, оживляет, укрепляя веру в жизнь вечную.

Выпускник консерватории Михаил Соловьев живет и работает в Саратове, но сюда, в Елшанку, приезжает каждое воскресенье и каждый праздник — петь в хоре, звонить в колокола. С отцом Кириллом они ровесники и знакомы с детства, с православного летнего лагеря «Солнечный». Помощь отцу Кириллу и елшанскому приходу стала для Михаила и радостью, и насущной потребностью. А вот местный житель, фермер, а в храме алтарник и чтец — Андрей Валентинович Повивкин.

— Когда я первый раз вошел в алтарь, на меня это произвело такое впечатление… Невозможно, наверное, выразить его словами. Никогда в жизни такого чувства не испытывал. Это чувство присутствия Бога.

Молодой человек по имени Дмитрий сегодня впервые приехал в Елшанку из Саратова: ему на глаза попалась страничка храма в социальной сети «ВКонтакте», он стал за ней следить, и вот — захотел уже не в сети, а в реальной жизни познакомиться с энергичным и сердечным священником, с дружной общиной.

Среди моих собеседников — несколько таких, кто сознательно предпочел привольную сельскую жизнь городской:

— Как только мы купили здесь, в Елшанке, дом, первым делом вместе с детьми пришли в храм, — рассказывает Олеся. — И первое, что здесь просто взяло нас за душу, — хор. Когда я услышала его, поняла, что никуда уже отсюда не хочу.

Отец Кирилл с супругойХор в этом храме и впрямь замечательный — не во всяком городском так поют. Собрать способных певчих — как местных, так и приезжающих — сумели супруга настоятеля Екатерина, выпускница регентского центра, и ее сестра Мария. Прошу матушку рассказать о хоре — в чем его секрет?

— Мы сошлись характерами, мы дружим, общение приносит нам радость, — говорит она. — Хористы наши любят свое дело, они хотят его делать, горят им.

Меж тем у Суглобовых уже трое детей. И справляться со всеми проблемами было бы трудно, если бы не постоянная помощь прихожан. Прихожане же, мои собеседники, говорят о безотказной — даже в бытовых нуждах — помощи от батюшки. Вот так, общими — не одного настоятеля! — усилиями и создается хрис­тианская община, почти семья.

Спрашиваю отца Кирилла:

— Вы же так хотели стать художником, почему стали священником?

— Вот и дети в школе меня спрашивают, как это у меня вышло…

В местной школе батюшка — не просто частый гость, а давно уже свой человек: проводит с детьми беседы, старается предостеречь их от опасных увлечений, от пагубных привычек, ответить на их вопросы о текущих событиях. И успел уже заметить, что больше всего подростков интересует личность священника. Отец Кирилл продолжает:

— Я окончил художественную школу и действительно видел себя художником. Когда наша семья начала воцерковляться, мне было десять лет. У нас очень хорошая, дружная семья, и это, наверное, заложило основу: когда я был подростком, в моей модели мира вообще не было такого: что близкие люди могут друг друга не любить, предавать, что супруги могут друг другу изменять, расходиться. Так у нас сложилось, может быть, по молитвам моей прабабушки Александры, о которой мы всегда знали, что она, не помолившись, не сядет за стол и не ляжет спать. До определенного момента мы воспринимали это просто как некую странность старого человека, и только когда сами пришли в Церковь, поняли, что ее молитва хранила наш дом в то время, когда вокруг происходили страшные вещи.

В нашем доме всегда было много книг, и среди них оказалась «Детская Библия». Как только я ее открыл, сразу сердцем почувствовал, что это — не то, что все остальные книги, какими бы интересными они ни были, это что-то другое. И точно так же я чувствовал нечто особое, отличное от всего прочего и при этом самое родное и самое нужное мне, в мамином молитвенном правиле, под которое мы засыпали и просыпались.

После самостоятельного — без родителей! — участия в многодневном крестном ходе Саратов — Вавилов Дол 12‑летний Кирилл стал прислуживать в алтаре, что имело для него огромное, хотя ему самому тогда не совсем понятное значение. Следующий этап — сознательный мужской выбор: отслужить в армии. Там и случился «переломный момент», солдат понял: то, что ему действительно нужно, то, в чем он безотчетно узнаёт родное, преподают только в семинарии. Он решил поступать именно туда, не думая еще стать именно священником — ведь духовное образование и мирянину есть к чему применить. А в том, что пастырем он в итоге все же стал, — большая заслуга прото­иерея Вячеслава Голощапова, который служил в поселке Сенном, параллельно ведя там секцию по каратэ для подростков:

— Он многих наших мальчишек спас — от наркотиков, от тюрьмы. Его пример всегда был передо мною и стал для меня решающим, — добавляет отец Кирилл.

И вот — Елшанка. Большая икона святой Параскевы в храме. Святой источник, ежегодный — в десятую неделю по Пасхе — крестный ход на него: минувшим летом он стал большим торжеством для всей епархии, его возглавил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.

Вода в источнике не иссякла и не иссякнет, если люди будут по-прежнему ухаживать за ним. Так и вера не иссякает, когда люди трудятся, растут и любят друг друга.

Автор благодарит алтарника храма в Елшанке, краеведа Алексея Ильина за предоставленный материал о разрушенном Михаило-Архангельском храме и о судьбе священника Гавриила Архангельского.

Газета «Православная вера», № 22 (714), ноябрь 2022 г.