На часто задаваемые вопросы на тему «Женщина в Церкви» отвечают священнослужители Саратовской епархии.
Порой от людей, причисляющих себя к православным, можно услышать, что всё духовное зло в этом мире — от женщин. Есть ли почва для такого утверждения в учении Церкви?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Трудно согласиться с таким мнением, хотя оно с глубокой древности распространено среди православных христиан мужского пола, и первым человеком, который его высказал, был праотец Адам. Опыт человечества говорит о том, что духовное зло коренится в человеческом сердце независимо от гендерных различий. Как утверждает апостол Павел, все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). И более того, настаивая на том, что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5, 12), этот апостол имеет в виду именно Адама, а не Еву.
Вместе с тем в женском характере есть некоторые качества, заставлявшие сходиться во мнении двух великих апостолов, Петра и Павла, которые буквально одними и теми же словами высказываются о пресловутых «плетении волос, золотых уборах и нарядности в одежде». При этом апостол Петр, призывая мужей обращаться с женами, как с немощнейшим сосудом, не отказывал последним в праве быть «сонаследницами благодатной жизни» (см.: 1 Пет. 3, 7).
Наверное, лучше всего печальные свойства женской природы выразились в византийской пословице периода гибели империи: «Мир погибал, а моя жена все наряжалась». Тем не менее история Церкви знает немало женщин, достигших своим христианским подвигом вершин святости. Непререкаемым образцом и идеалом здесь является Пресвятая Богородица, явившая образ недосягаемой чистоты в дохристианскую эпоху, когда в человечестве в полную силу действовал первородный грех. Невозможно забыть подвиг жертвенного служения святых жен-мироносиц, а также тысяч русских женщин, взявших на себя крест помощи гонимым иерархам и священникам в советскую эпоху.
Можно сказать, что свой путь святости женщины совершают в более сложных условиях, и их духовный подвиг требует больших усилий. Ведь кроме всего прочего им требуется преодолеть все слабости женской природы. Это стремление освободиться от присущих женскому характеру несовершенств максимально осуществляется в женском монашестве.
Почему женщина не может входить в алтарь? Разве в Новом Завете она не уравнена в достоинстве с мужчиной?
Отвечает протоиерей Илия Кузнецов, настоятель кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска:
— Запрет на вхождение женщины в алтарь обоснован 44-м правилом Лаодикийского Собора, которое гласит: «Не подобает женщине в алтарь входить». Епископ Никодим (Милош), ссылаясь на известного толкователя православных канонов Иоанна Зонару, говорит о том, что женщинам доступ в алтарь запрещен ввиду того, что у них «…независимо от их воли бывает и течение месячных кровей».
Как известно, в алтаре совершается Бескровная Жертва, и всякое пролитие крови в святом месте недопустимо. Но это обстоятельство никоим образом не умаляет достоинства женщины. Православные христианки в храме несут много ответственных послушаний: это и клиросное пение и чтение, и руководство воскресными школами, да и первым человеком, встречающим прихожанина в храме, обычно бывает женщина — распространитель в лавке церковной утвари.
Стоит упомянуть, что запрет женщине входить в алтарь не категоричен. В женских монастырях пожилым монахиням порой благословляется помогать священнику в алтаре при совершении им богослужения, а также следить за чистотой убранства святого места.
Что означает выражение из Священного Писания «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33)? Неужели мужчина должен внушать верующей женщине страх?
Отвечает священник Сергий Протасов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Петровска:
— Словом боится переводчик Послания святого апостола Павла к Ефесянам на славянский язык передал греческое phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Славянский глагол «боятися» также содержит в себе эти значения. Апостол, несомненно, имел в виду этот смысл. В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Мужу заповедано любить жену как себя самого, такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Муж действительно имеет власть над женой. Однако какую власть? Власть любви. Никто не требует от мужчины уступать жене во всем и постоянно, но христианский брак должен строиться по образу отношений между Христом и Церковью — отношений жертвенных и нерасторжимых.
Как Церковь относится к стремлению замужней женщины самореализоваться в работе?
Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р. п. Базарный Карабулак:
— В любом обществе существуют традиционные представления о том, какие роли предписываются мужчине и женщине. В христианской традиции представление о семье патриархальное: женским предназначением в ней являются чадородие и заботы о доме.
В советское время неработающая женщина считалась кем-то вроде социального инвалида. Сегодня вполне можно быть домохозяйкой и хорошо чувствовать себя в социуме, но все же многие считают правильным, когда женщина не только растит детей, но и добивается успехов как профессионал.
Женщине, как и мужчине, необходимо ощущение значимости и осмысленности своей жизни, и работа является для многих важной составляющей того, что это ощущение дает. Сейчас все больше видов деятельности перестает требовать специфических мужских качеств: физической силы, выносливости, во многих сферах ценятся внимательность, аккуратность исполнения. Мир все больше востребует женщин в профессиональном плане, так почему бы им не работать?
Думаю, что в вопросе самореализации в работе важно обойтись без излишней драматизации. Если у тебя есть талант настоящий, реальный, Господь не даст ему пропасть втуне. Даны тебе сейчас маленькие дети, и ты целыми днями занимаешься ими — и слава Богу. А если не даны, и женщина работает? Тоже слава Богу. Людей часто мучает тревога: вдруг сейчас упущу что-то, а потом не настигну? Но жить в этой постоянной тревоге на самом деле хуже, чем даже что-то упустить. Вопрос о работающих мамах болезненный, потому что попадает в нерв современной жизни. Но и в нем нужно довериться Господу: если мы с Богом, то все хорошо, потому что в нашей жизни есть самое главное, и тогда у нас достанет понимания того, как совместить семью и работу. Ведь для спасения души важно не то, работает или не работает женщина, а то, что для нее в этой жизни ценно: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21).
Если у женщины нет семьи, означает ли это, что ее призвание в монашестве?
Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:
— Само по себе отсутствие семьи не означает призыва к монашеской жизни. Посвятить свою жизнь Богу в монастыре — это особенное возвышенное и ответственное служение, к которому каждый человек должен подходить с максимально осознанной мотивацией. Желание каяться перед Богом, много молиться за богослужениями — именно на такие мотивы стоит ориентироваться человеку, который желает монашеского подвига. Женщине, не имеющей семьи и не ощущающей явного призванию к монашеству, стоит не унывать, не переставать горячо молиться о том, чтобы Господь даровал супруга, соблюдать заповеди, главная из которых о любви к Богу и ближнему, проявлять дела милосердия. И, наконец, помнить о том, что образ жизни вне монашества и брака не является неполноценным в глазах Божиих.
Газета «Православная вера» № 15 (659), август 2020 г.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚