Евангельское чтение сегодняшнего дня повествует о призвании к апостольскому служению св.апп. Петра и Андрея, Иоанна и Иакова.
Это были простые галилейские рыбаки и занимались на берегу озера своим делом. Они уже слышали о Христе от Иоанна крестителя, знали, что это пророк, больший Иоанна, хотя ни учения Его еще не слышали, ни дел его еще не видели.
Христос, проходя, обратился к ним: “ идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4.19). И они тот час же оставили свои занятия, дом, и - пошли за Христом.
Так велика была сила обаяния личности Христа, сила Его властного слова, Его любящего и влекущего взгляда, что будущие апостолы, не задумываясь, бросили все и пошли, увлеченные Им, Его голосом, Его личностью, ничего не ожидая для себя. Уже потом, случайно, они спрашивали Христа: вот мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? А тут, в этот момент их влекло только сердце, жаждавшее истины и добра.
Завидная цельность натуры, завидная непосредственность чувства, решительность характера!.. Именно такие характеры, такие люди и нужны были Христу, чтобы пронести по всей вселенной новое учение, чтобы перевернуть нравственно мир, чтобы влить в него оздоровительную струю духовной жизни. Потому что только такие натуры, безраздельно, а не “кое - как” отдающиеся идее, делу, - действительно могут совершать великие дела, потому что - сами энтузиасты, сами увлеченные, - они заражают этим энтузиазмом других и увлекают за собою...
Сегодня вместе с вами как - раз мы творим воспоминание о всех святых, просиявших благочестивой жизнью и делами в Русской земле.
И вот в лице этих русских святых угодников мы точно так же видим в каждом проявление той же черты - решительности, непосредственного чувства, всецелой бесповоротной отданности Христу, всецелого служения той или иной идее, тому или иному делу. Каждый из них - этих святых угодников русских - так же, как апостолы, услышал в душе голос Иисуса Христа “иди за Мной”, и - оставил все прежнее, решительно пошел за Христом и весь отдавался тому делу, на которое чувствовал, что его призвал Христос.
И вот в сонме этих российских святых мы видим и ревностнейших распространителей веры Христовой в русской земле (как Св. Владимир, Св. Ольга, Св. Стефан Пермский, Святители Карелии и мн. др.), и великий сонм преподобных, отдававшихся подвигам самоотречения, внутреннего совершенствования и праведности, и этим поднимавших нравственную жизнь в окружавшем их обществе и народе, всецело отдавших себя служению родине и облегчению участи народа (как Св. Александр Невский и Патр. Ермоген); - видим святых, поставивших себе целью, не взирая на возможные страдания и смерть, - стоять мужественно за правду и обличать зло, как бы велики ни были его носители (как Св. Филипп, и целый ряд юродивых); видим множество других, в разных сторонах жизни работавших самоотверженно, без боязни тяготы и скорбей, увлекавших своим примером окружающих; и все они силою своего великого духа , увлекаемые непосредственностью чувства, сеяли праду, мир, любовь и праведность на русской Земле.
Все они - тоже цельные натуры, тоже все - решительные характеры, горевшие непосредственным горячим чувством веры и любви к Богу. Все они - призванные Господом на дело Его, чутко услышавшие этот призыв и отдавшие всех себя безраздельно на служение святому призванию.
Братие! И теперь ведь Господь зовет нас - всех и каждого - то силою Духа Святого, то голосом Слова Божия, то голосом нашей совести, то голосом природы, нас окружающей, то голосом благодеяний, на нас изливаемых, то голосом скорбей и страданий, нас постигающих. Во всем этом слышится каждому из нас тот же голос Христа: “ иди за Мной!”
Но... уж слишком мы дряблы, нерешительны, теплохладны, равнодушны; - слишком мы люди компромисса и приспособления; - толчемся на месте, хромаем на оба колена, а если не падаем слишком низко, то и до нравственного подъема и высоты тоже далеко... Так, “середина на половину”, как говорится...
Поистине, прав был поэт, сказавший о нас: “суждены нам благие порывы, но совершить ... ничего не дано...”
Что же делать? Где найти нам то средство, которое встряхнуло бы наше равнодушие, всколыхнуло бы нашу теплохладность, вдохнуло силы, дало решительность, горячность, увлекло нас на подвиг добра и правды?
Посмотрите на цветок, поставленный зимой в полутемную комнату. Он хиреет и только - только не умирает в такой обстановке; о росте, о цветении и речи быть не может, - дай Бог только не умереть ему совсем. И посмотрите на этот же цветок в залитой солнцем и светом комнате или в саду летом. Какая разница в росте при перемене условий!... Или еще лучше - посмотрите на природу здесь на севере, где солнце так редко, где большую часть года облака, туманы и сырость, и на природу на благодатном юге, под яркими палящими лучами солнца. Разница - чрезвычайная и - совершенно понятная. Иные условия для жизни - иная и жизнь...
Так и в духовной жизни. Христос - Наш Свет, Наше Лучезарное Солнце, озаряющее нашу духовную жизнь.
Но мы обыкновенно живем вне этого света, иные думы и заботы, иные влечения нас захватывают; мы ими заслонились от нашего духовного солнца и даже как будто спокойны, что нас не беспокоит слишком яркий свет... Оттого - то наша жизнь так и уныла, и беспросветна.
Но ведь в таком случае от нас зависит - продолжать ли жить нам душевною жизнью так, как живет растение на севере, где солнце - редкий год, или устроить для нашего духа счастливый благостный юг.
Ведь Христос - всегда тут, около нас; он вечно слушает голос нашего сердца и зовет, зовет нас идти за Ним...
Зачем же нам оставаться в полутьме, когда около нас стоит сияющий светом , животворящий благодатью Христос?!
Пойдем же за Ним - подобно св. апостолам, с готовностью ответившим на Его призыв, подобно святым угодникам, пошедшим на Его внутренний голос.
Решительным порывом, горячей молитвой пойдем по пути новой жизни в сиянии благодатных лучей Животворящего Солнца - Христа! И господь Сам даст нам силы на этом пути, и управит нас, лишь бы пламенно горело сердце наше стремлением к Нему... Аминь.
Слово в неделю 2 по Пятидесятнице, на память всех святых, в Российской Церкви просиявших, сказанное протоиереем Н. Чуковым (митрополитом Григорием) в университетской церкви в Петрограде 22 (9) июня 1919 г., повторенное за литургией в Николо - Богоявленском кафедральном соборе 3 июля (20 июня) 1932 г.
Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К. СПб.2010.