+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Где читающий священник — там читающий приход
Просмотров: 1808     Комментариев: 0

Спрос и предложение церковного книжного рынка

Источники литературы духовной, так или иначе связанной с Православием, с Церковью, отвечающей на вопросы веры — хорошо известны: церковная лавка, приходская библиотека, специализированный магазин православной литературы. Для приходских священников, призванных, помимо всего прочего, обеспечить паству насущной литературой, — епархиальный склад. Еще можно выписывать книги по Интернету.

Предложение у нас неплохое, разнообразное. Мечтать о большем непредосудительно, однако вряд ли мы — если иметь в виду православное население в целом — способны освоить все то, что уже предложено: предложение доминирует над спросом. Однако спрос есть — реальный, живой, радующий.

Задавшись вопросом: «Что читают наши прихожане и от чего зависит круг их чтения?», мы провели такое маленькое исследование, не претендующее, конечно, на профессиональный анализ.

В Саратове два магазина православной литературы, то есть даже три с недавних пор — «Православный мир» открыл небольшой филиал на пешеходной зоне. Обратимся к менеджеру «Православного мира» Юлии Бронниковой. Какие книги продаются лучше всего?

— Из святоотеческого наследия — книги Паисия Святогорца, святителя Игнатия (Брянчанинова), толкования Священного Писания. Берут авву Дорофея, «Невидимую брань», «Лествицу». Последнее время стал пользоваться спросом «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского. Феофана Затворника, к большому моему личному сожалению, покупают редко, хотя у нас всегда много его книг.

Большинство наших читателей все же предпочитает святоотеческим трудам книги современных авторов, ныне живущих священнослужителей. Очень популярны книги протоиерея Андрея Ткачева. Большой интерес вызывают книги о недавно почивших старцах, об архимандрите Павле (Груздеве), об оптинских монахах (особенно о тех, которые были убиты сатанистом на Пасху в 1993 году), проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Востребованы книги о царственных страстотерпцах, о семье Николая II.

Очень живой читательский отклик находят книги Василия Ирзабекова о русском языке. Многим нравятся художественные произведения православных авторов — Олеси Николаевой, Юлии Вознесенской.

Обозреватель нашего журнала Оксана Гаркавенко — заодно еще и библиотекарь храма во имя святых царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете. Вот ее наблюдения, подтвержденные читательскими формулярами:

— В наибольшей степени нашими читателями востребованы труды по богословию. Многие прихожане приходят в библиотеку за книгами такой тематики, в первую очередь. Большой популярностью пользуются книги митрополита Антония (Сурожского), протодиакона Андрея Кураева, протопресвитера Александра Шмемана, протоиереев Иоанна Мейендорфа и Георгия Флоровского. Часто берут труды святых отцов: Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Златоуста. Охотно читают жития святых.

На втором месте после богословия и святоотеческих трудов — художественная литература, в том числе и такая, где художественный текст граничит с проповедью. Популярны книги ныне здравствующих священников: протоиерея Андрея Ткачева, отца Ярослава Шипова, протоиерея Николая Агафонова. Часто спрашивают книги Елены Чудиновой, Юлии Вознесенской — авторов, пишущих в жанре фэнтези. Книги классиков русской и зарубежной литературы, имеющиеся в нашей библиотеке, — Достоевского, Солженицына, Оруэлла и других — берут тоже.

В магазинах православной книги мне доводилось слышать, что мало востребованы труды по философии. У нас не так: книги Ивана Ильина, Семена Франка, других русских философов берут и студенты, которым они, видимо, нужны для учебы, и просто читатели.

Многих интересуют исторические книги — и по истории Церкви, и по недавней российской истории. Очевидно особое отношение к книгам о святых царственных мучениках. Поскольку наш храм освящен во имя этих святых, я, пополняя фонд, стараюсь не пропустить ни одной ценной книги о царской семье.

Заведующая книжным отделом Саратовской митрополии Вера Федорова благодаря своему должностному положению смогла заметить одну закономерность:

— Литература, в том числе и святоотеческая, не залеживается там, где читающий священник и где он старается как-то развивать в прихожанине читателя. Есть батюшки, которые даже в проповедь свою вставляют рекомендации, что читать, рассказывают, какая литература поступила в книжную лавку. И книги на складе берут — зная своих прихожан, зная, кому какая книга нужна. Где такой священник, там люди читают. А где этого нет… Те приходы берут либо одни акафисты, либо книжки, содержащие какой-то минимум нужных сведений: «Как вести себя в православном храме», «Зачем мы освящаем жилища», «Как подготовиться к исповеди». Эти книги по-своему необходимы, но познавательный интерес, желание идти глубже в прихожанах не развивается.

Вера Николаевна отмечает рост интереса к русской классике — от Пушкина до Лескова, к творчеству таких авторов начала ХХ века, как Иван Шмелев и Борис Зайцев.

— Особенно часто такие книги берет для своего прихода отец Валерий Генсицкий, настоятель Андреевского храма в Марксе. Он сам очень много читает и любит русскую классику, и прихожане, видимо, тянутся за ним, заказывая много самой разнообразной литературы. Понимая, что не каждый прихожанин может позволить себе приобретение той или иной книги, отец Валерий очень серьезно относится к подбору для приходской библиотеки. Кстати, он единственный из настоятелей заказывает книги, напечатанные по системе Брайля — для незрячих и слабовидящих.

Что же касается святоотеческих писаний — эта литература востребована не меньше, чем художественная. С большим почтением относятся наши читатели к старцам Оптиной пустыни. Очень нужны им Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Большим спросом пользуется «Лествица», что меня даже немного удивляет, ведь она трудна для чтения. Однако ее быстро раскупают и сразу начинают жаловаться, если этой книги вдруг не оказалось у нас. С удовольствием берут «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Что касается современных батюшек — проповеди отца Димитрия Смирнова, как в бумажном виде, так и на дисках, вызывают огромный интерес, их спрашивают буквально каждый день. Протоиерея Алексия Уминского читают многие, он отвечает запросам читателей среднего поколения и молодых. Мы привозили на склад все книги отца Андрея Ткачева, которые издавались, и ни одна из них не залежалась, многие приходилось привозить еще. Рассказы и проповеди отца Андрея заставляют человека мыслить, учат его рассуждать.

Пользуется спросом историческая литература, в частности книги Александра Яковлева, автора книг о митрополите Филарете (Дроздове), о патриархе Тихоне, о реформах Александра II.

Из всего вышесказанного можно, конечно, сделать отрадный вывод: люди читают, а значит, думают. У современного человека очень мало свободного времени, но, как сказала одна из наших собеседниц, Вера Федорова, если вы уже сформировались как человек читающий, то время вы найдете всегда.

На пути человека к книге есть, правда, еще один барьер — материальный. Никуда не денешься, книги нынче дороги. Библиотека при храме — это выход, поэтому важно, чтобы она действительно работала регулярно. Если не каждый день с утра до вечера — это для большинства приходов нереально, — то по крайней мере в субботу перед всенощной и в воскресенье после Литургии.

Хорошо, что среди наших прихожан есть люди вышеназванного биологического подвида — человек читающий. И вполне реально сделать так, чтобы их стало больше, пробудить интерес к чтению у тех, кто просто давно не читал, отвык или в свое время не научился.

Подготовили Марина Бирюкова и Оксана Гаркавенко

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.