В Саратовской епархии найдется немало образцов старинных икон, но, к сожалению, об истории их появления в храмах обычно мало что известно — таковы последствия безбожных советских времен. Впрочем, иконография этих редких образов может открыть нам много интересного. Сегодня мы постараемся рассмотреть старинную икону под названием «Собор Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Печерской», которая находится в Духосошественском храме Саратова
Эта икона установлена в большом киоте справа от алтаря — над мощевиком, где хранятся частицы мощей Киево-Печерских святых. «Всемирнии светильницы, великии и преславнии чудотворцы», как называют этих святых в посвященном им акафисте, вспоминаются в течение церковного года несколько раз. Соборно их память отмечается трижды: во 2‑ю Неделю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево‑Печерских), 10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих) и 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих). Кроме того, есть еще целый список дней, когда чествуется память отдельных святых, подвизавшихся в XI–XV веке в первой русской монашеской обители — Киево-Печерской Лавре.
Киево-Печерский монастырь был основан в середине XI века. Его называют «третьим уделом Божией Матери» и «Русским Афоном», так как основатель этой обители, преподобный Антоний Печерский, до того, как поселиться в удаленной пещере возле Днепра, подвизался на Святой Горе Афон. Именно оттуда он впоследствии перенес на Русскую землю традицию монашества, став «начальником всех русских монахов» — родоначальником иночества в Древней Руси. Его ученик и сподвижник преподобный Феодосий Печерский продолжил дело учителя, став первым строителем обители. Сейчас мощи этих двух святых вместе с мощами многих других — более чем ста тридцати — православных подвижников почивают на территории Киево-Печерского монастыря в двух подземных комплексах: Ближних пещерах, называемых Антониевыми, так как в них первым было погребено тело преподобного Антония, и Дальних пещерах — Феодосиевых, в которых пребывают мощи преподобного Феодосия.
Постепенно в Древней Руси складывалась крепкая монашеская традиция, а вместе с ней и культура — литература, изобразительное искусство, педагогика, юриспруденция и медицина. Тружениками на ниве просвещения стали, в том числе, талантливые иноки Киево-Печерской Лавры.
Посмотрим теперь на икону из Духосошественского храма. По верху этой иконы идет надпись, и мы видим, что название у нее — «Собор Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Печерской». Это редкий образ. Есть в нашем городе похожие образцы — например, икона из саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря под названием «Собор преподобных отец Печерских», но похожи они только отчасти. По центру иконы, находящейся в Свято-Алексиевском монастыре, изображен креститель всея Руси — равноапостольный князь Владимир, а по бокам — святые разных времен, среди которых есть и Киево-Печерские подвижники. Это типичная, повсеместно распространенная иконография этого сюжета. Образ же из Духосошественского храма имеет отличительную особенность: по центру этой иконы восседает на троне Божия Матерь в облике Царицы Небесной.
Возможно, иконография этого образа восходит к известной древней иконе, которая хранится в Третьяковской галерее. Это Свенская-Печерская икона Божией Матери, написанная в Киево-Печерском монастыре на заре русского иконописания, в XII веке. Этот простой и одновременно глубокий и одухотворенный образ представляет нам восседающую на троне Божию Матерь с Младенцем Христом на руках, по сторонам от Которых изображены основатели русского монашества: с одной стороны, в полном схимническом облачении — преподобный Антоний, с другой стороны, без монашеского клобука, в мантии и епитрахили — преподобный Феодосий. У обоих в руках развернутые свитки с текстами молитв. Так же и на рассматриваемой нами иконе, только в данном случае за троном Божией Матери и фигурами двух преподобных, нам открывается целый сонм русских святых, образы и имена которых мы не сразу угадываем.
Надо сказать, что иконография Собора Киево-Печерских святых ведет свою историю со второй половины XVII века — с того времени, как в Киево-Печерской Лавре был установлен день памяти этих святых и составлен текст богослужения. Молебный канон был написан греческим иеромонахом Мелетием Сиригом. Полное название этого текста — «Канон преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», то есть уже по названию мы понимаем, что в молитвах упоминается большой список святых. Среди них — равноапостольный князь Владимир, святые благоверные Борис и Глеб, святая преподобная Евфросиния Полоцкая, первосвятители и святители, великомученики и мученики разных периодов времени и многие другие святые, связанные с историей Русской Церкви. Они-то и изображены на рассматриваемой нами иконе — наряду с подвижниками Киево‑Печерского монастыря, один из дней памяти которых отмечается в октябре.
«…Похваляем подвиги ваша — пост, молитвы, слезы, коленопреклонения, всенощныя бдения, плоти умерщвления, духа сокрушение, долулегания, смирение, кротость, молчание, терпение, нищету, нестяжание и вся та чтим, яже любви ради Христовы подъясте», — читаем в акафисте преподобным отцам Киево-Печерским. Их подвиги, совершаемые на протяжении всей жизни, вряд ли доступны сейчас хоть кому-то из современных людей — уж очень сильна была вера и крепок дух этих первых русских монахов-подвижников. «Стеною твердою и ограждением крепким будете нам», — можем мы в молитве сказать им.
История не всегда дает ответы на возникающие у нас вопросы. Почему иконописец изобразил здесь именно такой сонм святых? Кто и в какие годы молился перед этим святым образом, затеплив лампаду? Все это осталось в глубине веков. Сейчас мы можем лишь постоять рядом с иконой и помолиться тем святым, которых мы видим. Разобрать их лики, прочитать их имена на церковнославянском языке. И — сказать спасибо иконописцу, трудами которого написан этот образ, а также всем тем, благодаря кому эта икона была сохранена и может сейчас радовать сердца и дух верующих людей.
Газета «Православная вера» № 18-19 (662-663)